Активные методы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся
статья по немецкому языку

В статье речь идет о формах активизации учебной деятельности: проблемных и поисковых ситуациях, коллективных формах решения творческих проблем, дидактических играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Киселева Т.Б., преподаватель немецкого языка

ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

г. Саратов (Россия)

Подходы  к  преподаванию  иностранного  языка  в  течение последнего времени в нашей стране неоднократно менялись. Сейчас необходимо  ограничить до минимума использование методов, которые передают обучающимся готовые знания, и сделать упор на исследовательские.

Они приобщают обучающихся к выявлению и разрешению определенных проблем,  проверяют полученные решения, содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе. Необходимо выбрать оптимальные методы обучения. 

Активные методы - это постоянное взаимодействие, как с преподавателем,  так и между самими обучающимися. Преподаватель ставит перед студентами задачи, направленные не только на усвоение знаний, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности. Таким образом, активные методы обучения   –  это обучение непосредственно в процессе познавательной деятельности.

Среди многих форм активизации учебной деятельности можно выделить те, которые хорошо зарекомендовали себя на занятиях. Это – использование проблемных и поисковых ситуаций, коллективные формы решения творческих проблем, дидактические игры [1].

Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии, если необходимо перевести обучающихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Основное в проблемном обучении — создание проблемной ситуации, которую необходимо решить в ходе обсуждения. Проблемные вопросы отличаются от иных тем, что скрытая в них проблема требует нестандартного решения, готовой схемы решения в прошлом опыте студентов нет. Для выработки решения требуется размышление и личный опыт. Проблемную ситуацию мы можем создать при помощи проблемных заданий. Проблемное задание – это задание, которое содержит в себе проблемное слово, а именно глагол. Например: сравни, проанализируй, объясни, выбери. 

Применение коллективных методы поиска решений оправдано тем обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе. Умение прорабатывать совместно задачи, требующие решений, важно для будущей профессиональной деятельности. В основе этой деятельности лежит  диалогическое общение,  один студент высказывает мысль,  другой ее продолжает или не соглашается с ней.  Коллективная мыслительная деятельность учит студентов внимательно слушать выступления других,  доказывать,  делать выводы.

Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий, например, пресс-конференция. Студенты распределяются на подгруппы. Одна из групп выступает, например,  в роли журналистов, другая – менеджеров предприятий.  “Журналисты“  задают вопросы,   “менеджеры предприятий”  отвечают на них.  Преподаватель выступает в роли наблюдателя, отмечая про себя активность обучающихся.

 Игровые методы обучения приобретают все большую популярность. В группу имитационных игровых методов входят деловые игры. Для эффективного использования игр на занятиях необходимо формировать у студентов необходимые умения общения на иностранном языке.  Этому способствуют предваряющие упражнения на тренировку выражений этикетного плана,  развитие навыков разговора по телефону,  микро-диалоги на заданную тему из нескольких реплик,  создание диалогов на иностранном языке по образцу,  чтение и воспроизведение этих диалогов, проигрывание диалога в парах. Деловая игра является одним из наиболее интересных приемлемых методов для обучения будущей деятельности. Деловые игры представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, форму моделирования систем отношений [2]. Например, по блоку «Бизнес-курс» можно провести «Ярмарку вакансий», где «службой занятости» предлагается интересная работа в совместных немецко–российских фирмах, известных немецких предприятиях. «Представители фирм» проводят «ярмарку вакансий» и выступают с рекламой продукции фирмы.

Ролевая игра   –  это речевая,  игровая и учебная деятельность одновременно.  Когда обучающиеся принимают роль,  они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации.  Поэтому в ролевой игре нет зрителей,  а,  следовательно,  есть уверенность, что общение состоится, а поведение участников будет понято правильно.

Примером ролевой игры может стать «Международная студенческая конференция". В соответствии с распределенными ролями, в игре принимают участие председатель конференции, переводчик, студенты из России и страны изучаемого языка. Необходимо выбрать тему конференции.  Во время игры участники делятся мнениями по теме конференции. Игра проходит в форме активного обсуждения каждого выступления. В конце конференции председатель подводит итоги конференции и делает выводы. Активизация общения между участниками учебного процесса способствует взаимному обмену информацией,  передаче и усвоению знаний,  ускоренному формированию навыков и умений. Основным средством овладения иностранным языком становится общение с партнерами по группе.

Таким образом, активные методы обучения способствуют созданию условий для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков студентов.  Они оказывают существенное влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Использование активных методов обучения позволяет преподавателю создать положительный микроклимат в группе, что создает атмосферу неформального, свободного и потому наиболее эффективного общения.

Библиографический список

  1. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие [Текст]// Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2007. – 176 с.
  2. Комплексная деловая игра [Текст]/ /Под ред. Абрамова И.Г. М.: Высшая школа, 1991. – 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 2

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 3

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

Доклад "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

В докладе говорится о том,что для формирования этой компетенции и тех частных элементов, которые определяют её содержание, необходимо по - новому взглянуть на систему методов и приемов, организующих д...

Доклад на тему «Активные методы обучения как средство формирования общих компетенций на уроках литературы»

Доклад на тему«Активные методы обучения как средство формированияобщих компетенций на уроках литературы»...

Доклад " Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

Одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответств...