Доклад "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"
статья по русскому языку на тему

Аносова Татьяна Александровна

В докладе говорится о том,что для формирования этой компетенции и тех частных элементов, которые определяют её содержание, необходимо по - новому взглянуть на систему методов и приемов, организующих дечтельностное обучающее пространство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_aktivnye_metody_obucheniya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения в процессе формирования                                              коммуникативной компетенции

   Коммуникативная компетенция  представляет собой комплекс коммуникативных умений, основанных на синтезе лингвистических, культурологических, психологических и социальных знаний. Чтобы сформировать эту компетенцию и те частные элементы, которые определяют ее содержание, необходимо по-новому взглянуть на систему методов и приемов, организующих деятельностное обучающее пространство

Какие методы и приемы мы предлагаем использовать?

Прежде всего лекцию-беседу, лекцию – сообщение, различные практические задания и упражнения к текстам коммуникативного характера. Эти упражнения носят продуктивный, творческий характер, предполагающий самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.

Упражнения даются после теоретического материала о структурно-содержательной организации общения.

Приведем примеры заданий:

Прочитайте следующие высказывания. Какая основная мысль объединяет их? Сформулируйте и запишите эту идею в тезисной форме

1) Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе. ( Чаадаев) 2) Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты. (Фейербах). 3) Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсо-
лютно незамеченным. (Джеймс)

Наблюдаем и анализируем Перечитайте книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо» и посмотрите американский фильм «Изгой« («Castaway») с участием Тома Хэнкса. Что помогло героям выжить и не потерять человеческий облик? Подбери те подобные примеры из художественной, научной или публицистической литературы (например, из «Занимательной психологии» К. К. Платонова) Как вы думаете, почему самым жестоким наказанием и испытанием для человека во все времена было лишение общения?

Напишите небольшую творческую работу в виде рассказа, сочинения эссе, сочинения в поэтической форме и т п.

Ниже дан перечень профессий, связанных с информационными, коммуникативными технологиями. Пользуясь словарями иностранных слов, а также англо-русским словарем «переведите» на русский язык названия этих профессий. В каких сферах общественной жизни они востребованы?

Менеджер паблик рилейшнз, спичрайтер, имиджмейкер, пресс-секретарь. спиндоктор, избирательный психолог, переговорщик, псиоператор, кризисник, специалист по слухам, рекламист, психотерапевт.

 

Наблюдаем и размышляем. В течение трех дней записывайте ваши роли в различных ситуациях общения, например «Встреча с лучшим другом», «На тренировке», «Разговор с родителями« и др. Проанализируйте свои ощущения. В какой степени различалось ваше поведение в зависимости от ситуации и оставалось ли оно неизменным на протяжении всего обшения? Что придавало вам уверенность? Когда, в каких ситуациях вы были довольны «исполнением» принятых на себя ролей? Всегда ли ваше поведение соответствовало ожиданиям собеседников? Как это проявлялось? Корректировали ли вы свое поведение с учетом реакции собеседников? В каких ситуациях вы чувствовали себя наиболее комфортно? В каких наименее? Почему?

Подобные упражнения с рефлексивно-аналитическими заданиями в наибольшей степени отвечают интересам и возрастным особенностям старшеклассников. Использование таких заданий привлекательно еще и потому, что помогает «зажатым» ученикам активно участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения, которая зачастую бывает глубокой и порой неожиданной.

Дидактическая ценность этих упражнений состоит еще и в том, что школьники учатся анализировать навык: как он «работает», что помогает в дальнейшем осознанно его применять в условиях естественной коммуникации.

Активные, контекстно обусловленные формы обучения включают в себя целый ряд приемов и методов, позволяющих развивать творческий потенциал учащихся, и создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Существуют различные классификации активных методов обучения. Из всего многообразия предложенных видов и форм работы, учитывая конкретике задачи, мы используем:

1) дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ ситуаций морального выбора, метод мозговой атаки и др.);

2) игровые методы:

— дидактические и творческие игры: деловая игра, организационно-деятельностная игра, игровое проектирование;

— ролевые игры (разыгрывание ролей — ситуативных, позиционных, специфических), интонационно-речевой и видеотренинг и др.

Дискуссионные методы, или методы групповой дискуссии, — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса. Предметом дискуссии могут выступать как социально значимые проблемы, так и межличностные отношения учеников, включающие анализ конкретных ситуаций морального выбора, конфликтов, с которыми учащиеся сталкиваются в реальной жизни. В последнем случае групповые взаимоотношения выступают в качестве учебной модели, с помощью которой учащиеся «проигрывают» возможные формы межличностных отношений, усваивают возможные способы самоопределения и понимания друг друга. Метод группового обсуждения способствует выработке собственной точки зрения, развитию инициативы, становлению соответствующих коммуникативных умений и навыков.

По степени активности ведущего и по форме проведения групповые дискуссии делят на структурированные (задается тема и регламентируется порядок прохождения дискуссии) и свободные, когда ход дискуссии не регламентирован, ведущий пассивен или же участвует в дискуссии на правах рядового собеседника.

Для того чтобы дискуссия была более продуктивной, необходимо выполнить ряд условий, прежде всего соблюдать основные этические правила ведения дискуссии. Здесь может помочь составление самими учащимися кодекса полемиста, следование которому становится делом чести каждого.

При составлении кодекса полемиста полезно поработать над таким заданием:

«Познакомьтесь с высказываниями о сущности спора, полемики. Проанализируйте их. Попробуйте на основе анализа этих высказываний, а также на основе анализа собственных наблюдений составить «кодекс полемиста», распределяя требования, предъявляемые к культуре этического и речевого поведения коммуникантов, в две колонки: 1) запреты и ограничения; 2) рекомендации.

1) При открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются при помощи полемики. (С а л т ы к о в-1Ц е д р и н). 2) В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все. (Pоллан) 3) Спор всегда надобно начинать с точного определения понятия или пpeдмета, о коем спорим. (М Горький) 4) Если вы хотите, чтоб с вами спорили и понимали вас, как должно, то и сами должны быть добросовестно внимательны к своему противнику и принимать его слава и доказательства именно в том значении, в каком он обращает их к вам. (Белинский)

Большая роль в пocтроении и развитии дискуссии принадлежит ведущему. От его умения во многом зависит результативность спора. В роли ведущего может выступать как учитель, так и подготовленный ученик. В дискуссии у ведущего три основные функции:

1) умело сопоставлять различные мнения, суждения сторон, выявлять противоречия и содействовать их разрешению;

2) активизировать критический анализ, направлять ход дискуссии, поддерживая при этом доброжелательную, конструктивную атмосферу; 3) следить за регламентом. Элементы групповой дискуссии так или иначе присутствуют при выполнении многих упражнений. Однако часто она выступает и как самостоятельный метод.

Приведем для примера организацию групповой дискуссии по следующему упражнению:

Мы зашли на один из молодежных сайтов: htt /I'www doo mr' board 15 action dr» Iа three I 37067 и оказались свидетелями интересного» спора. Его тема «Выбор профессии и пути в этой стране...». Приглашаем вас к участию в этой дискуссии. С кем из участников вы согласны, с кем не согласны? Аргументированно выскажите свою точку зрения.

Мы предлагаем свободный вариант дискуссии, хотя считаем, что учитель, выступающий в роли ведущего, должен внести в нее определенный элемент структурированности.  

Построение любой дискуссии включает несколько фаз:

1. Ориентировка. На этой фазе определяются тема и цели дискуссии.

Тема нашей дискуссии определена - «Выбор профессии и пути в этой стране». Однако после прочтения текста (это можно сделать, распределив роли) конкретизируем тему, выделив внутри нее ряд проблем, раскрывающих ее содержание и выступающих, в свою очередь, темой для обсуждения.

Попробуем их сформулировать: 1. Какая в наше время в России самая почетная, самая прибыльная, самая лучшая» профессия? В ранках этой проблемы обсуждаются достоинства и недостатки ряда профессий: юрист (две точки зрения: первая- «это хорошо» и вторая — «конкуренция»), Программист, судмедэксперт, работа в области высоких технологий), специалист в области рекламы, архитектор, экономист, oценщик недвижимости, энергетик, строитель, ученый.

2. Работа за границей. Эта тема обсуждается в нескольких paкypcax: «В наше время изучать надо то, что может быть востребованным и в другой стране», «Там знания и умение работать ценятся  выше, чем родственно-дружеские связи»; «Им там других эмигрантов хватает»; «Не забывай свои корни, помни — есть вещи на порядок выше!».

П. Сбор информации.

Чтобы аргументы учащихся были более обоснованными, можно дать предварительные задания, например:                                                                                                                                                                       • Проведите небольшое социологическое исследование: проанализируйте газеты и журналы, содержащие объявления о вакансии, с точки зрения вocтребованности профессий. Выберите одну из наиболее интересных, с вашей точки зрения, профессий и, используя соответствующую литературу, а также Интернет-сайты, дайте ее подробную характеристику.

Полезность таких заданий заключается в том, что у учащихся будет время обдумать свою позицию, собрать аргументы в пользу своей точки зрения

IIL Обсуждение.

В процессе обсуждения каждый ученик высказывает определенную точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с мнением участников Интернет-дискуссии.

Очень важно научить учащихся грамотно аргументировать свою точку зрения. Для речевого оформления высказывания можно предложить ребятам ряд готовых речевых моделей.

Введение темы: Я считаю; A мне кажется,; У меня следующая точка эрения. Я начну так…  Иллюстрирование изложенной точки зрения В доказательство мне бы  хотелось привести следующие факты ..; сошлюсь на высказывание (исследование, мнение и т.п.).... Дополнительная аргументация: Следует добавить к сказанному...; Можно добавить, что...; К тому же...; Одновременно с этим...; Кроме того.,; В связи с тем, что ты сейчас сказал, у меня возникли следующие соображения.... Уточнение собственной позиции: Можно сказать иначе...; Попробую уточнить, что я сказал.„Сейчас поясню (уточню, расскажу) ..; Я вновь должен вернуться к вопросу.... Уточнение позиции оппонента: Если я правильно тебя понял,„' Что ты имеешь в виду, когда говоришь..„' Если я не ошибаюсь, ты утверждаешь...; Не мог бы ты уточнить.... Разъяснение: Дело в том, что...; Это можно обьяснить так.... Подчеркивание: Я хочу подчеркнуть...; Нужно выделить...; Именно об этом говорят.... Предупреждение возражений: Мне могут возразить.... Разъяснение ошибочного понимания толкования изложенной точки зрения, ее уточнение: Мне представляется необходимым пояснить свою точку зрения...; Вы не совсем правильно поняли мою позицию... Частичное согласие с позицией оппонентов, частичное                                                                                                                                                                                                                             признание их правоты: Допустим, но ведь,.„ В какой-то мере ты прав, но...; Так-то оно так„ но,... Возражение оппоненту: Не уверен, что это. так...; Я так не думаю...; У меня есть возражения поэтому поводу"...; У меня другое мнение..; Думаю, что ты не прав....

IV. Подведение итогов.

На этом этапе:

— отмечаем результаты проведенной дискуссии: анализируем выводы, к которым пришли участники спора, подчеркиваем основные моменты правильного понимания проблемы, достижения цели;

— формулируем вариант согласованной точки зрения или приводим противоположные точки зрения, их основную аргументацию; характеризуем состояние вопроса;

обращаем внимание на содержательную сторону выступлений: глубину аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оцениваем умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения;

— отмечаем этическую сторону выступлений: стремление к согласию, тактичное поведение спорящих.

– это составная часть образовательного пространства школьной жизни, создающего условия для полноценного развития ребёнка в интеллектуальной, нравственной и других сферах. Мастерские – особый вид творческой деятельности школьников, во-первых, класс делится на группы по Во время дискуссии хорошо видно, умеют ли учащиеся планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументированно доказывать свою точку зрения, владеть собой. Чтобы участники дискуссии все это осознали, очень важен момент рефлексии, когда каждый из учеников осмысливает свое поведение и степень своего участия в дискуссии. Этому помогают правильно сформулированные вопросы: «Насколько аргументированно ты доказывал свою точку зрения?»; «Удалось ли все аргументы выстроить в логическую цепочку?»; «Доволен ли ты своим выступлением? Если не доволен, то почему?»; «Какие факторы в наибольшей степени повлияли на убедительность твоих аргументов?»; «Что именно в твоем поведении заставляло окружающих прислушаться к тебе?»; «Какие способы поведения оказались наиболее результативными?».; «Кто оказался лидером и в, наибольшей степени повлиял на ход групповой дискуссии?».

Очень важно понять, что помешало школьнику принять активное участие в дискуссии — отсутствие необходимых речевых навыков или же особенности характера. Это позволит учителю сделать процесс обучения более дифференцированным.

                                                                                                                                                                                                Творческие мастерские как инновационная форма обучения и воспитания интересам, во - вторых, целевая установка формулируется каждым учащимся, что  позволяет реализовать индивидуальные учебные маршруты. Творческие мастерские позволяют учащимся использовать предметные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в нашем примере – в выпуске газеты.                                                                                                                                                Основная особенность творческих мастерских – это тип взаимодействия педагога с учеником, так как в этом случае их объединяет общий интерес и учитель не просто передает определенный объём новой для школьника информации, а формирует развивающую среду: сначала создаются условия, благоприятные для участия ребёнка в творческой деятельности; затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе; за совместной деятельностью следует самостоятельное творчество ребёнка, поиск форм и средств реализации творческого потенциала личности.

      Каков обучающий потенциал этой формы учебной работы? Начнем с главного. Современный этап жизни школы характеризуется комплексным подходом к преподаванию учебных дисциплин. Коммуникативная компетенция определяется как «способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию». Творческие мастерские завершают цикл обучающих уроков развития речи и организуют этап «применения знаний на практике» - создают условия, когда школьники пробуют свои силы в создании текстов в социально значимой ситуации. Вторая особенность мастерских – индивидуальный подход к ученикам: учитель направляет развитие речевых способностей школьников, и творческие мастерские – это шаг каждого к более высокому уровню речевого развития через организацию продуктивной текстовой деятельности.          

Не менее важен и воспитательный потенциал творческих мастерских, на которых можно поднимать актуальные и социально важные темы. Так тема Великой Отечественной войны, тема народной памяти сегодня особенно значима. Творческая мастерская как специально организованное педагогом – мастером развивающее пространство позволяет учащимся в коллективном поиске прийти к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.                                      Принципы построения творческих мастерских:                                                                                                                 1)  атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;                                                             2)   внимание к эмоциональной сфере ребёнка, обращение к его чувствам, поощрение личной заинтересованности ученика в изучении темы (проблемы);                                                                                           3) совместная деятельность: мастер равен ученику в поиске знания;                                                                          4) инициативность учащихся;                                                                                                                                          5) отсутствие традиционного оценивания работы ученика: учитель не ругает, не ставит оценок в журнал, но через социализацию, афиширование работ влияет на самооценку учащегося, её изменение и самокоррекцию.                                                                                                                                               Рассмотрим алгоритм творческих мастерских на примере работы 7 класса как группы журналистов, выпускающих газету «Память сердца».                                                                                                                           Шаг первый – «Индукция» - обращение не столько к разуму, сколько к чувствам, эмоциям учеников. Эту задачу помог решить рассказ Ю Яковлева «Салют», в котором главный герой – пятилетний мальчик – приходит к «открытию», что залпы салюта дают солдаты, не вернувшиеся с войны.                                                                                                  Шаг второй – «Самоконструкция» - индивидуальное построение гипотезы зарождение плана проекта. Класс разбивается на группы, которые объединяют ребят, выбравших одинаковые задания: взять интервью, подготовить информацию о военных сражениях, провести опрос младших школьников на тему «Что я знаю о Великой Отечественной войне». Появилась идея иллюстрирования стихотворения В. Харитонова «День Победы». Сформировалась группа фотокорреспондентов.             Шаг третий – «Социоконструкция» - состоял из обсуждения макета газеты с трехчасовой композицией – прошлое, настоящее и память как связующее звено. Эти три шага заняли один урок. Его задача – эмоциональный настрой ребят, «вхождение» каждого в тему.                                                        Шаг четвертый – «Афиширование», или совместное обсуждение на «редколлегии» того, что сделано индивидуально, в паре, в группе.                                                                                                                        Шаг пятый – «Разрыв» - учитель – мастер подводит учеников к выводу, что для полного решения проблемы нужны новые знания. Поэтому одним из основных элементов этого этапа будет обучение школьников созданию эссе «Память».                                                                                                                Шаг шестой – «Творчество» - выпуск газеты «Память сердца».                                                                           Шаг седьмой – «Рефлексия» - оценка проделанной работы. Последнее заседание редколлегии – это обсуждение хода творческих мастерских, взаимооценка работы.                                                                Итак, чему научились участники этой мастерской?                                                                                                                                            1) Освоены публицистические жанры:                                                                                                                           - информационная заметка (результаты опроса младших школьников о Великой Отечественной войне);                                            - портретный очерк о детях войны ;                                                                                                                                                   - интервью «Какая она, война?»;                                                                                                                                     - репортаж о работе творческих мастерских;                                                                                                                     - эссе «Память».                                                                                                                                                         2) Подготовлены фотоматериалы рубрики «Память сердца».                                                                                     3) Выполнено художественное иллюстрирование стихотворения В. Харитонова «День Победы». 4) Получены практические навыки работы с диктофоном при записи интервью и расшифровке материалов, по редакторской правке материалов.         Но «самого главного глазами не увидишь»: это ростки души, соединившие новыми связями наших учеников с Отечеством, страницы истории которого становятся ближе благодаря творческим мастерским.

                                                          Использованная литература:

 

1. Алексеева О.В. Творческие мастерские как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся, РЯШ № 3, 2010 г.                                                                                                                                              2. Галлямова Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции, РЯШ № 7, 2008г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 2

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 3

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

Активные методы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В статье речь идет о формах активизации учебной деятельности: проблемных и поисковых ситуациях, коллективных формах решения творческих проблем, дидактических играх....