Методические рекомендации работы с песней на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Березина Светлана Игоревна

Сегодняшнее общество является многонациональным и поликультурным. Процессы глобализации, миграции и иммиграции обеспечивают распространение ценностей разных культур и наций по всему миру. Как отмечает Н. Д. Гальскова: « хорошо известно, что сегодняшняя постиндустриальная эпоха находится под влиянием таких процессов, как расширение мирового рынка и глобализация, а также распространение стандартов массовой культуры».

Следствием вышеназванных процессов является абсолютно новые требования к содержанию образования, и особенно – к содержанию обучения иностранным языкам и культурам. Новое содержание образование требует и новых методов обучения иностранным языкам. Требуется усилить именно культурологический компонент изучения иностранного языка, развивать социокультурную компетенцию учеников, знакомить их с миром других языков, культур, ценностей, правил.

Одним из выходов будет привлечение песен на иностранном языке для создания дополнительной мотивации обучения и для полноценного формирования социокультурной и межкультурной компетенции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

работы с песней на уроках английского языка

Березина Светлана Игоревна,

учитель английского языка МАОУ «СОШ №26»

г.о. Балашиха

2018 г.

Введение

Сегодняшнее общество является многонациональным и поликультурным. Процессы глобализации, миграции и иммиграции обеспечивают распространение ценностей разных культур и наций по всему миру. Как отмечает Н. Д. Гальскова: « хорошо известно, что сегодняшняя постиндустриальная эпоха находится под влиянием таких процессов, как расширение мирового рынка и глобализация, а также распространение стандартов массовой культуры».

Следствием вышеназванных процессов является абсолютно новые требования к содержанию образования, и особенно – к содержанию обучения иностранным языкам и культурам. Новое содержание образование требует и новых методов обучения иностранным языкам. Требуется усилить именно культурологический компонент изучения иностранного языка, развивать социокультурную компетенцию учеников, знакомить их с миром других языков, культур, ценностей, правил.

Одним из выходов будет привлечение песен на иностранном языке для создания дополнительной мотивации обучения и для полноценного формирования социокультурной и межкультурной компетенции.

Актуальность проектной работы заключается в рассмотрении методики использования песен на уроке иностранного языка как источника дополнительного стимула для изучения языка и реализации целей образовательной программы.

Предметом проектной работы является обучение аудированию, лексическим и грамматическим навыкам, а также коммуникативным, в то время как объектом – песни как средство обучения.

Цель исследования заключается в попытке дать комплексное решение проблемы использования песен на уроках английского языка. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Определить специфику песни и ее роли в формировании иноязычных речевых навыков

2. Определение принципов работы с песней на уроке иностранного языка

3. Характеристика песни как одного из элементов национально-культурного компонента содержания обучения английскому языку

4. Проведение исследования, направленного на развитие языковых умений с использованием англоязычных песен

5. Формулирование по результатам исследования выводов и рекомендаций

Основными источниками фактического материала послужили имеющаяся методическая литература и научные статьи. Привлекались также и последние работы ряда методистов, которые предлагают отличный от традиционного подход к проблеме использования стихов и песен на занятиях иностранного языка.

Структура работы включает: введение, основную часть (теоретическую и практическую), заключение, список использованной литературы и приложение.

  1. Основная часть
  1. Роль песни в формировании иноязычных речевых навыков.

Комплексное развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека. Музыка – часть культуры каждого народа, из чего следует, что если слушать музыку народа изучаемого языка и на этом же языке, то можно глубже познать его культуру, быт, традиции, мировоззрение.

Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания».

О связи искусства и иностранного языка пишут Г. Блелль и К.Хельвиг:

- описывают основополагающие функции, объединяющие музыку и иностранные языки:

- физиологическая (способствующая запоминания);

- психогигиеническая (способствующая расслаблению, разгрузке);

- эмоциональная (вызывающая чувства);

- социально-психологическая (усиливающая динамику в группе);

- когнитивная (способствующая мыслительным процессам);

- функция бессознательного учения (сложные языковые структуры заучиваются на бессознательном уровне);

- коммуникативная (способствующая общению).

Методические преимущества песен в обучении иностранному языку можно сформулировать следующем образом:

- песни являются средством прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражения. В песнях знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти. В песнях часто встречаются реалии страны изучаемого языка, средства выразительности, что способствует развитию у школьников знания стилистических особенностей языка и глубокого понимания специфики чужой культуры;

- в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические явления языка. Существуют учебные песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они ритмичны, сопровождаются пояснениями, комментариями, а также заданиями и упражнениями (цель которых — проверка понимания и обсуждение содержания);

- песни способствуют овладению навыками иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения, особенности ритма, мелодики и т. д.;

- песни способствуют осуществлению задач эстетического воспитания учащихся, содействуют сплочению коллектива, помогают раскрыть творческие способности каждого. При использовании музыки на уроке создается благоприятный психологический климат в группе, снимается психологическая нагрузка, активизируется речемыслительная деятельность, развивается как монологическая, так и диалогическая речь, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, повышается эмоциональный тонус.

  1. Возрастные особенности обучения

Обучение представляет собой систему организации и способы передачи индивиду общественно выработанного опыта (в школьном обучении принято различать преподавание — то, что делает учитель, и учение — то, что делает ученик). Эффективным является такое обучение, которое забегает вперед, ориентируется на завтрашний день развития.

Совершенно ясно, что у каждого возраста существуют свои особенности обучения, усвоения знаний и информации. Этим различиям посвящены многие работы выдающихся педагогов и психологов.

Первый рассматриваемый период – младшая школа (6-10 лет). 

Младший школьный возраст характеризуется огромными резервами для дальнейшего развития, а главная задача учителя – выявление и развитие этих способностей. И при поступлении в школу начинается пристройка всех познавательных процессов ребенка под влиянием обучения и включение детей в новые для них виды деятельности. Стоит заметить, что для детей в первую очередь трудность представляет не освоение нового материала (многими психологами убедительно доказано, что дети в начальной школе могут осваивать материал сложнее базового уровня), а регуляция и саморегуляция поведения – долгое сидение на месте, молчание на уроке, запрет вставать и ходить по классу во время урока. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мыщления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной.

У младших школьников учебная деятельность порождает совершенствование высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Развитие произвольного внимания обусловлено необходимостью долго сосредотачиваться на одной деятельности (хотя в данном возрасте преобладает внимание непроизвольное). Память младшего школьника развивается вследствие того, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. Роль учителя же в данном случае – показать лучшие пути запоминания материала, задание мотивации стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни. Кроме того, в условиях учебной деятельности особые требования предъявляются к воображению школьника – представление ситуаций, в которых преобразование происходит с предметами или образами, что служит толчком для развития абстрактного мышления. Именно поэтому воображение младших школьников нуждается в подкреплении такими стимулами, как реальные предметы, карты, графики, макеты.

У младших подростков (11-14 лет) ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Этим объясняется почти все особенности обучения на данном этапе – отход учебной деятельности на второй план, предпочтение соревновательных типов упражнений и задач, требующих полного раскрытия творческих способностей, смекалки. Кроме того, согласно Ж. Пиаже, именно в этом возрасте происходит переход к стадии формальных операций, характеризующейся преобладающим характером гипотетико-дедуктивного подхода к решению задач, способность к комбинированному решению задач, и способность вырабатывать и применять эффективные стратегии планирования, поиска и организации информации. Стоит отметить, что в данном возрасте предпочтительно опираться не только на абстрактные задачи и задания, но и всячески задействовать наглядно – образное мышление.

Помимо вышеперечисленного, в среднем школьном возрасте развивается так называемое практическое мышление, выражающееся в способности решать практические задачи, здравом смысле, смекалке, интуиции. Кроме того, практическое мышление обладает такими атрибутами как: планирование действий и предвидение результатов, умение быстро и оперативно решать поставленные задачи, поиск наименее затратного пути к достижению цели.

К старшему школьному возрасту (14-17 лет) ученики усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. У старшеклассников существенно расширяется диапазон социальных ролей. Кроме того, они оказываются в новой социальной ситуации, связанной с выбором профессии или сменой учебного заведения (переход в колледж, лицей, техникум), и получением паспорта (т.е. определенный рубеж). У учащихся выпускных классов на первое место среди проблемных переживаний выходит страх «не получить образование, которое хотелось бы иметь», «не поступить в вуз», за которым следует проблема «незнания того, какая профессия больше подходит». Соответственно изменяется и отношение старшеклассников к учебе, ее целям и содержанию. Учеба начинает оцениваться, прежде всего, с точки зрения полезности в ближайшем и отдаленном будущем, появляется избирательное отношение к различным учебным предметам.

В подростковом возрасте интерес к учебному предмету основан не только на практической его ценности. Огромное значение играют подача материала, наличие возможностей самостоятельной и творческой работы. Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Вызывая положительные эмоции, успех развивает позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия. Познавательные интересы подростков сильно различаются – от ситуативности до интереса к узкому кругу дисциплин. Кроме того, подростки постоянно стремятся к рефлексии и переосмыслению продуктов своего интеллектуального труда, чтобы, прочувствовав и переосмыслив, в полной мере утвердить их как результат именно своей деятельности. Сложный учебный материал и высокие нагрузки ведут к развитию аналитических форм мышления, совершенствованию операций синтеза и анализа, выделения общего и частного. Параллельно развивается речь, фантазия и воображение, что ведет к лучшему усвоению, переработке и воспроизведению материала. Описания подростов делаются более детальными, в них присутствует большое количество фраз оценочного характера. Повествовательные высказывания делаются более целенаправленными, последовательными и четкими в композиционном отношении.

  1. Принципы работы с песней на уроке иностранного языка

Несмотря на все преимущества использования песни в обучении иностранному языку, учебно-методические комплексы не содержат достаточного количества песенного материала. На начальном и среднем этапах обучения необходим отбор учителем песенного материала, соответствующего практическим целям данного этапа обучения и возрастным особенностям учащихся.

Критерии отбора песен могут быть следующими:

- Языковая доступность, т.е. присутствие в тексте знакомых слов и выражений. Небольшое количество нового языкового материала.

- Небольшой объем песни.

- Содержание.

- Соответствие возрасту и интересам учеников.

На уроке иностранного языка песни могут использоваться для достижения различных целей и решения практических, развивающих и воспитательных задач, а именно:

1) как фонетическая зарядка на начальном этапе урока (для фонетической зарядки хорошо подходят детские песенки, так как они просты, ритмичны и легко запоминаются);

2) для прочного усвоения лексического и грамматического материала;

3) для стимулирования развитие речевых навыков и умений;

4) для расслабления во время урока, когда учащиеся испытывают психологическую и физическую напряженность и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Использование песен с целью усвоения нового лексико-грамматического материала предполагает последовательную работу в течение серии уроков.

Темами для дискуссий и бесед может стать содержание современных, популярных среди молодежи песен. Конечно, они должны быть интересны по содержанию, иначе у учащихся не возникнет стимула, мотивации к высказыванию своего мнения, обсуждению и последующему исполнению песни. С современными возможностями Интернета представляется возможность подобрать песни на практически любую интересующую тему, затрагиваемую в УМК или выходящую за его рамки, но вызывающую интерес для учащихся.

Лексико-грамматический материал песен целесообразно вводить с некоторым опережением программы с той целью, чтобы при введении нового материала учащиеся легко узнавали его. Это существенно облегчит введение, закрепление и использование лексико-грамматического материала песен в соответствующих речевых ситуациях.

Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико- грамматического материала используемых песен.

Примерная последовательность работы с песней:

1) предварительная беседа, связанная с содержанием песни, опрос учащихся, составление ассоциограмм, таблиц, сравнение явлений чужой и родной культуры, о которых может упоминаться в песне. Установка на первое восприятие песни;

2) прослушивание песни; знакомство с музыкальной стороной песни;

3) проверка понимания содержания песни (перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя). На продвинутых этапах целесообразно обращать внимание учащихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста песни;

5) выполнение способствующих лучшему усвоению нового материала заданий и упражнений к песне;

6) чтение текста песни с звуков и интонации;

7) разучивание песни в процессе ее совместного исполнения;

На последующих нескольких уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы новый материал, который встретился при работе с ней, запомнился прочно и нужные речевые навыки сформировались в достаточной степени.

 

  1. Песня как элемент национально-культурного компонента в обучении иностранному языку.

В настоящее время является естественным то, что овладение иноязычной речью как средством общения невозможно без знаний особенностей культуры страны изучаемого языка. Лингвострановедческий и коммуникативный подходы к обучению иностранному языку взаимообусловлены и неразрывно связаны.

Процесс формирования коммуникативной и лингвострановедческой компетенций включает в себя обучение не только знаниям, но также и умению правильно «проживать ситуацию» в иностранном окружении. Цель формирования данных компетенций – осуществление обмена между своей культурой и культурой общества изучаемого языка, падение барьеров, возникновения взаимопонимания и единения.

Известно, что песня, особенно аутентичная, является важным элементом любого языка и поэтому заслуживает самого пристального внимания. Кроме того, песня – это великолепное средство повышения интереса как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а также эффективный способ повторения языкового материала, особенно на старшем этапе обучения.

Характер песенных текстов как аутентичных материалов весьма многообразен. Они могут различаться по лингвистической сложности, стилевой и исторической соотнесённости. Поэтому в зависимости от уровня обученности учащихся, а также от конкретных промежуточных и конкретных целей урока песни используются по-разному.

Так, на начальном этапе обучения иноязычной речи песня является особенно эффективным средством, наиболее адекватным аутентичным материалом. Но, в отличие от установившегося стереотипа, что с песней можно работать только на начальном этапе обучения иностранному языку, доказано, что на среднем этапе он тоже необходим.

Звучание музыки, мелодии песни и самого текста песни, её исполнение предвосхищают прочтение текста учащимися. Текст же песни может быть использован для изучения языка как системы, а также для ознакомления с особенностями менталитета, культуры страны изучаемого языка. Момент предъявления песенного текста определяется условиями, поставленными преподавателем, и уровнем обученности учащихся. Целями в таком случае могут быть представлены:

1.Формирование фонетических навыков;

2. Пополнение лексического запаса учащихся;

3.отработка грамматических конструкций и другие. (Более подробно они рассмотрены в следующем разделе)

Кроме того песня помогает учащимся приобщиться к иноязычной культуре. Мелодия песни должна отвечать интересам и увлечениям учащихся, а её содержание нести смысловую нагрузку.

Немаловажным источником коммуникативной компетенции является изучение песен разных эпох и разного жанра. Например, можно сравнить какую-нибудь песню послевоенного периода и песню 90-х годов и провести сопоставительный анализ как лингвистики текста, так и социально-когнитивного содержания.

Также песня помогает сплочению группы: песню можно петь хором. А в предварительной работе над текстом, где обычно сочетаются различные формы работы (диалог, полилог, индивидуальная и групповая работа) непроизвольно происходит общение учащихся.

На основе извлеченных из текста песни фраз и отдельных лексических единиц обучаемый может проявлять самостоятельность и творчество. Выход на творческий уровень способствует осознанию особенностей традиций, культуры страны изучаемого языка, в работе происходит формирование коммуникативной компетентности.

И главное, что хотелось бы отметить – выбор песни всегда стоит за преподавателем. Выбирая песню, желательно принимать во внимание такие критерии как:

- песня часто транслируется по радио;

- она соответствует вкусам учеников, моде (хотя бы приблизительно);

- тема песни соответствует теме занятия или его грамматическому содержанию.


  1. Проведение урока с применением песенного материала на уроке английского языка

Если прежде песни на уроках иностранного языка не практиковались, данный вид деятельности можно начать с выяснения отношения учащихся к пению и музыке в целом. Работа над песней может длиться на протяжении нескольких уроков и условно делится на следующие аспекты:

  • грамматический;
  • фонетический;
  • технический (способы запоминания содержания песни);
  • лексический;
  • социокультурный.

В среднем, на одном уроке, на отработку песни на английском следует отводить не более 10 минут. Процесс работы над каждой отдельной песней выглядит следующим образом:

  • Предтекстовый этап. Построение ассоциативных представлений по названию и содержанию песни.
  • Первое прослушивание. Проверка высказанных предположений о содержании песни.
  • Работа над фонетической стороной речи. Отработка звуков, слов и словосочетаний. Отработка мелодики и ударения во фразах. Отработка четкого произношения путем повторения слов за диктором и вместе с диктором.
  • Работа над грамматикой. Примером отработки грамматики может служить упражнение на заполнение пропусков или употребление глаголов в правильной форме в тексте песни на английском языке. Проверка правильности выполнения задания путем прослушивания песни. Помимо глаголов, можно составить упражнения на отработку всех типов вопроса в английском языке, употребление предлогов, степеней сравнения прилагательных и др.
  • Работа с содержанием песни. Ответы на вопросы учителя по содержанию песни.
  • Послетекстовый этап. Пение английской песни без диктора. Развитие навыка говорения: описание учащимися места действия песни, сюжета и др.
  • Задания на запоминание слов песни. Для многих школьников, запоминание слов на иностранном языке является серьезной проблемой, поэтому данному этапу стоит уделить особое внимание. Лучше всего в запоминании новых слов поможет повтор слов за диктором и проговаривание вместе с ним. Кроме этого, существуют и другие действенные способы запоминания текста английской песни:
  • "Complete the phrase" — на доске записано начало фразы из песни, задача учеников — по памяти закончить ее.
  • "Snowball" — каждый ученик повторяет предыдущую фразу и произносит свою.
  • "Chain" — каждый ученик произносит по одной строчке куплета и так до конца песни.
  • "Order the lines" — учитель делит класс на две команды и выдает каждой команде конверт с разрезанной на строчки песней. Задача каждой команды — как можно быстрее собрать текст песни на английском языке.
  • Заучивание слов песни и самостоятельное исполнение. Для большей вовлеченности учащихся, можно устроить конкурс на лучшее исполнение.

Упражнения и приемы использования песен на уроке английского.

Существует множество упражнений, направленных на отработку лексического, грамматического или фонетического материала, полученного из песни. Наиболее распространенные упражнения:

  • Песенный диктант. Учитель диктует ученикам текст простой, популярной песни, после чего ученикам раздаются слова для сравнения своего варианта с оригинальным текстом. Незнакомые слова отрабатываются и повторяются за учителем.
  • Fill in the gaps. Учитель раздает детям текст песни, в котором отдельные слова заменены на картинки. Задача учеников — пропеть песню, произнося все слова. Это упражнение можно дать нескольким ученикам или выполнять целым классом. Отличным материалом для такого задания является песня "Old McDonald had a farm".
  • Missing words. Одна из самых распространенных игр с песнями на уроках английского — учитель записывает на доске один из куплетов песни и дает первому ученику его пропеть. После этого, учитель стирает любое слово или словосочетание и следующий ученик пропевает куплет. Для каждого следующего ученика слов на доске будет оставаться все меньше и меньше. Последний ученик поет куплет с минимальным количеством слов в каждой строчке, либо вовсе без слов. Этот метод отлично работает для заучивания фраз и целых предложений.
  • Split song. Данное задание следует выполнять в парах. Учитель готовит заранее две разные копии выбранной песни. В первом варианте отсутствуют нечетные строчки, во втором — четные. После первого прослушивания песни, учащиеся отвечают на общие вопросы по содержанию, затем делятся на пары и получают свои варианты песни на английском. Во время второго прослушивания ученикам необходимо заполнить пропуски в своем варианте песни. После этого, ученики сверяют свои варианты с оригинальным текстом.
  • Spot the mistake. Учитель изменяет слова песни, умышленно допуская в них ошибки, которые нужно исправить ученикам. Например, believe — beleive, bright –—brigth и т.д. Более сильным школьникам можно дать дополнительные задания, например, выбрать противоположные значения для существительных (прилагательных или глаголов).

Примеры использования песни на уроке английского языка.

Урок во 2 классе.

 Песня “ A girl from London”. (См. приложение 1)

Ритмический рисунок и мелодичность песни, четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют аудиовосприятие данной песни. Также можно сказать, что здесь же формируются навыки социокультурной компетенции.  Рифмованный текст под музыку является отличным материалом для запоминания слов. Здесь также можно воспользоваться наглядностью.

Задание 1. Послушай песни и скажи о чем она? (Listen to the song. What is it about?)

Задание 2. Какие знакомые фразы ты услышал в тексте? Повтори их. Ты сможешь сам ответит на вопросы песни?

Учащиеся проговаривают вопросы и ответы к ним (What is your name? Where do you live? How old are you?)  

Задание 3. Ученикам предлагается спеть песню вместе.

В работе песнями важно не перегрузить ими урок, добиваться того, чтобы детям это было в радость. Тогда дети будут автоматически запоминать их. Таким образом младшие школьники будут запоминать целые языковые структуры, которые будут проговариваться ими на уровне спонтанного говорения.

Урок в 6-м классе.

Песня "Everything at once" хороший вариант для отработки прилагательных и конструкции as...as. (См. приложении 2)

Задание 1. Ученики слушают песню и отвечают на вопрос :What grammar construction is used?

Задание 2. Ученикам раздаётся песня с пропусками (отсутствуют прилагательные). Их задача прослушать песню и заполнить пропуски. Дополнительно можно отработать конструкцию as...as.

Задание 3. Ученикам предлагается спеть песню вместе.

Урок в 9-м классе.

Работа с есней “Yellow Submarine” (The Beatles). Развитие навыков аудирования. (См. Приложение 3)

 Задание 1. Послушай песню и вставь слова в пропуски. (Listen to the song and fill in the gaps with a word you hear)
 
Задание 2. О чем эта песня? Выбери правильный вариант ответа из предложенных. (What is the song about? Tick the topics mentioned in the song).

Задание 3. Ученикам предлагается спеть песню вместе.


  1. Заключение

Таким образом, мы видим, что современные методики обучения все больше и больше ориентированы на создание как прочных речевых умений и навыков, так на формирование компетенций согласно Федеральному Образовательному Стандарту, в частности языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной.

Использование песни на уроке английского языка играет большую роль при формировании положительной мотивации обучения.  Кроме того, песня как стимул изучения языка может быть использована на различных возрастных этапах обучения.

Учитывая специфику усвоения знаний в разных возрастных группах, стоит и песни использовать для разных возрастных групп разные. Стоит учитывать возраст, ведущую деятельность и направленность той или иной возрастной группы.

По данной работе можно сформулировать следующие выводы:

- Песня является отражением существующей картины мира носителей языка, она отражает страхи, тревоги, проблемы, радости, ценности, размышления, мнения, поэтому через изучение песен глубже постигается чужая культура;

- с помощью песен учащиеся приходят к пониманию и осознанию того, что у каждой культуры есть свои специфические черты, особенности, что представители различных культур могут видеть одинаковые вещи совершенно по-разному, иными словами, у обучающихся формируется межкультурная компетенция;

- в условиях средних общеобразовательных учреждений песня является оптимальным дополнением к учебной программе, так как может выполнять многие функции, например, когнитивную, эмоциональную, функцию бессознательного учения;

- для плодотворной работы с песней учителю необходимо соблюдать правила отбора песен: соответствие содержания возрасту учащихся, мелодичность, четкий голос исполнителя;

- песни создают у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка, положительный настрой, а также развивают учащихся духовно, формируют музыкальный слух, эстетически развивают их.

Таким образом, разнообразие форм использования песен на уроках иностранного языка могут способствовать формированию языковых навыков учащихся и повышать эффективность обучения.


Библиографический список

  1. Белкина М.Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков: (из опыта школы)/ М.Ю. Белкина [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2006. - №5. – с. 53-54.
  2. Беляев Б.В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке [Текст] // Методическая мозаика. - 2006. - №8. - С.3-5.
  3. Веренинова Ж.Б. Песня как методический приём при фонетической отработке английских срединных сонантов.[Текст] //Иностранные языки в школе. – 2000. - № 5, С. 26- 31.
  4. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез; учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз высш. пед. учеб заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. [Текст] - М.: АРКТИ, 2003.
  6. Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. [Текст] //ИЯШ №5, 2009. – с. 28-30
  7. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка./Н.П.Дьяченко [Текст] // Педагогический вестник. – 2004. - №3. – с. 30-33.
  8. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  9. Кауфман, К.И. Happy English. ru: [Текст] учебник англ. яз. для 7 кл. общеобраз. учрежд. / К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман – Обнинск: Титул, 2006. – 256 с.
  10. Сысоев, П.В. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых [Текст], П.В. Сысоев// Иностранные языки в школе. - 2007. - №4. - С. 29-25.

Электронные ресурсы

  1. Общая характеристика программы «Иностранный язык» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628 (дата обращения: 03.05.2014)
  2. Абрамова В. В. Социокультурная и социолингвистическая компетенция в области межкультурной коммуникации и использование Интернета для формирования коммуникативных компетенций http://festival.1september.ru/articles/533525 (дата обращения 03.05.2014)
  3. Батагова Е. В. Значение мотивации при изучении иностранного языка. http://festival.1september.ru/articles/572775/ (дата обращения 04.05.2014)
  4. Беккина Э. Ф. Социокультурный компонент в содержании и обучении английскому языку http://festival.1september.ru/articles/418295 (дата обращения 03.05.2014)
  5. Горбунова О. И. Специфика формирования мотивации учения у подростков. http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/12_2009/08.pdf (дата обращения 04.05.2014)
  6. Лисицина Т. Н. Обучение аудированию. http://www.mshu.edu.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=12&id=450&Itemid=2481 (дата обращения 05.05.2014)



Приложение 1

Текст песни “ A girl from London”.

What is your name?

What is your name?

Can you tell me, what is your name?

My name is Alex, my name is Alex.

You won't forget it, my dear friend.

How old are you? How old are you?

 Can you tell me? How old are you?

 I almost seven, I am just seven.

 And are you older, my dear friend?

 Where do you live? Where do you live?

Can you tell me, where do you live?

I live in London, sometimes in Oxford,

 Sometimes in Cambridge, my dear friend.

Приложение 2

Текст песни

Everything at once (by Lenka)

Всем сразу

As sly as a fox, as strong as an ox.
As fast as a hare, as brave as a bear.
As free as a bird, as neat as a word.
As quiet as a mouse, as big as a house.

All I wanna be, all I wanna be, oh.
All I wanna be is everything.

As mean as a wolf, as sharp as a tooth.
As deep as a bite, as dark as the night.
As sweet as a song, as right as a wrong.
As long as a road, as ugly as a toad.

As pretty as a picture hanging from a fixture.
Strong like a family, strong as I wanna be.
Bright as day, as light as play.
As hard as nails, as grand as a whale.

All I wanna be oh, all I wanna be, oh.
All I wanna be is everything.
Everything at once.
Everything at once, oh.
Everything at once.

As warm as the sun, as silly as fun.
As cool as a tree, as scary as the sea.
As hot as fire, cold as ice.
Sweet as sugar and everything nice.

As old as time, as straight as a line.
As royal as a queen, as buzzed as a bee.
Stealth as a tiger, smooth as a glider.
Pure as a melody, pure as I wanna be.

All I wanna be oh, all I wanna be, oh.
All I wanna be is everything.
Everything at once.

Задание

Everything at once (by Lenka)

Всем сразу

As 1_______     as a fox, as 2_______      as an ox, 
As 3_______    as a hare, as  4_______    as a bear, 
As 5_______    as a bird, as  6_______    as a word, 
As 7_______    as a mouse, as  8_______ as a house

Oh oh oh I wanna be, 
Oh oh oh ohhhhh I wanna be, 
Oh oh oh ohhhhh I wanna be… 
Is everything! 

As  9_______ as a wolf, as 10______  as a tooth, 
As  11______ as a bite, as  12______  as the night, 
As 13______  as a song, as 14______  as a wrong, 
As15______  as a road, as 16______  as a toad… 
As 17______   as a picture hanging from a fixture,  18______________like a family, strong as I wanna be, 
19_______________ as day, as  20______  as play, 
As 21______   as nails, as  22______          as a whale

Oh oh oh I wanna be, 
Oh oh oh ohhhhh I wanna be, 
Oh oh oh ohhhhh I wanna be… 
Is everything, 
Everything at once, 
Everything at once, 
Oh everything at once! 

As 23______  as the sun, as 24______ as fun, 
As 25______  as a tree, as 26______  as the sea, 
As 27______  as fire,  28______  as ice, 
29_______     as sugar and everything nice
As 30______  as time, as 31______  as a line, 
As 32______  as a queen, as 33______  as a bee, 
As 34______  as a tiger, 35______   as a glider, 
36_________ as a melody,  37______  as I wanna be

Oh oh oh I wanna be, 
Oh oh oh ohhhhh I wanna be, 
Oh oh oh ohhhhh I wanna be… 
Is everything, 
Everything at once…


Приложение 3

Текс песни.

ПесняYellow Submarine” (The Beatles). 
In the town where I was born lived a man who sailed the sea
And he told us of his life in the land of submarines
So we sailed up to the sun till we found the sea of green
And we lived beneath the waves in our yellow submarine
We all live in a yellow submarine
And our friends are all on board,
Many more of them live next door,
And the band begins to play
We all live in a yellow submarine
And we live a life of ease,
Everyone of us has all we need
Sky of blue and sea of green in our yellow submarine.
We all live in a yellow submarine.  

Задание 1.

Yellow Submarine
In the town where I was _________ (1)
_________ (2) a man who ___________(3) to sea
And he told us of his life 
In the land of submarines.
So we __________ (4) on to the sun
Till we __________ (5) the sea of green.
And we lived beneath the ____________ (6)
In our yellow submarine.
We all live in a yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine.
We all live in a yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine.
And our friends are all aboard,
Many more of them live ____________ (7).
And the band ______________ (8) to play…
We all live in a yellow submarine,
Yellow submarine, yellow submarine.
We all live in a yellow submarine, 
Yellow submarine, yellow submarine.
And we live a life of _____________ (9),
Everyone of us has all we need,
Sky of __________ (10) and sea of ____________ (11)
In our yellow submarine.


Задание 2.

  1. traveling; 
  2. environment problems; 
     
  3. sea; 
     
  4. water pollution; 
     
  5. undersea world; 
     
  6. life of a sailor; 
     
  7. modern art; 
     
  8. music. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи и песни на уроках английского языка

Использование аутентичных стихотворных форм и текстов песен на уроках английского языка не является абсолютно новым приемом для тренировки фонетики и грамматических явлений, и пополнения лексиче...

Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка

Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной сред...

Методическое пособие по работе с песней на уроках английского языка

Методическое пособие по работе с песней на уроках английского языка. Данное пособие разработано для учеников 9-11 классов и приурочено к празднику "День Святого Валентина"....