Сюжетно-ролевая игра как один из способов обучения практическому владению английским языком.
методическая разработка по английскому языку по теме

Соловьёва Юлия Валерьевна

В своей работе основной целью обучения я считаю развитие способностей учащихся к общению на иностранном языке. И как одним из способов обучения практическому владению иностранным языком является ролевая игра, которой я уделяю большое внимание, т.к. считаю, что ролевая игра является одним из сильных мотивов. А общение просто немыслимо без мотива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-Ролевая игра

как один из способов обучения практическому владению английским языком

В своей работе основной целью обучения я считаю развитие способностей учащихся к общению на иностранном языке. И как одним из способов обучения практическому владению иностранным языком является ролевая игра, которой я уделяю большое внимание, т.к. считаю, что ролевая игра является одним из сильных мотивов. А общение просто немыслимо без мотива.

Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительный деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли.

В процессе ролевой игры происходит одновременное совершенствование и развитие навыков использование лексического материала; общения, мотивированного ситуацией и ролью. Регулярное проведение ролевых игр способствует решению не только практических, но и воспитательных задач.

В зависимости от возраста учащихся возможны следующие формы ролевой игры:

Сюжетно-ролевая игра сказочного содержания

Сюжетно-ролевая игра бытового содержания

Имитационная ролевая игра познавательного содержания

Имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания

Имитационная ролевая игра

Ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения).

Сюжетно-ролевая игра сказочного содержания пример:

3-5 классы

Игра проводится по сюжету сказки "Теремок" и используется для обработки вопросов о погоде, природных явлениях и временах года. "Обитатели теремка" задавали гостям вопросы и только после правильных ответов разрешали им войти.

Пример:

Who are you?
What season is it now?
Is it warm or cold now?
What is the weather like today?

What’s the time?

Участники этой игры не только принимают сюжет, но и с интересом меняли походку, тембр голоса.

Имитационная ролевая игра познавательного содержания

6 классы " У книжной полки"

На карточках. Читатели договорились брать друг у друга книги и делиться впечатлениями о прочитанном. Учащимся предполагалось использовать самостоятельно найденные заранее сведения о книгах и писателях.

В своей работе я беру во внимание различный уровень знаний учащихся. Ученикам с низким уровнем обученности предлагаю менее сложные ситуации, ученикам со средним и высоким уровнем - более сложные, участие в которых требует употребление максимума изученного материала.

Иногда при проведении ролевой игры в пары объединяются ученики с низким, средним и высоким уровнем. Например, при изучении темы "Одежда" ученики с низким уровнем получают карточки с иллюстрациями из журнала моды. Ученики со средним и высоким уровнем задают им вопросы об одежде топ-моделей, изображённых на карточках, а затем, основываясь на полученных ответах, рассказывают об этом остальным участникам группы, ученики с низким уровнем обученности контролируют правильность их сообщений.

Ответ на вопросы, каковы средства обучения ролевой игре, чему учить, можно найти в содержании обучения иностранного языка.

В содержание обучения иностранным языком входят:

- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический);

- сферы обучения, темы и ситуации;

- речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством обучения;

- комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;

- общеучебные умения, рациональные приемы умственного труда.

Отбор содержания обучения иностранному языку я осуществляю в соответствии с интересами определенных возрастов, с учетом реальных коммуникативных потребностей школьников в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и других сферах.

Содержание обучения иностранному языку должно отвечать таким требованиям как: коммуникативно-побудительная направленность, информативность, высокая образовательная ценность, доступность.

Чтобы провести отбор содержания учебного материала, необходимо установить уровень знаний и развития учащихся. Для этого я провожу анкетирование, позволяющие узнать отношение детей к учёбе, к предмету, как дети представляют себе наши занятия, отношение к учителю.

На примере урока с использованием ролевой игры можно посмотреть, как происходит то, что входит в содержание обучения иностранному языку.

Ролевой игре лучше отводить место на заключительном этапе работы над темой, поэтому можно увидеть, как учащиеся отработали языковой материал, каковы их речевые умения и знания.

При подготовке к уроку с использованием ролевой игры я выделяю 3 этапа:

Подготовительный, собственная игра и заключительный.

Моя роль как учителя на этих этапах различна. На подготовительном этапе я активно контролирую деятельность учащихся, а в игре становлюсь наблюдателем. На заключительном этапе провожу оценку коммуникативной деятельности каждого участника.

Поэтому, чтобы найти оптимальное содержание мероприятия, я осуществляю ряд следующих действий:

1. Устанавливаю, насколько содержание материала позволяет решать задачи мероприятия. Подбираю недостающий материал.

2. Выделяю из отобранного материала главное:

Для этого я:

1) определяю основные цели урока;

2) делю содержание на логически завершенные части;

3) составляю опорный конспект.

3. Устанавливаю связи узловых вопросов содержания с другими уроками (повторение) и с другими предметами (межпредметные связи).

4. Проведение материала урока в соответствие с требованиями времени, часть материала могу отнести к самостоятельной работе учащихся.

5. Продумываю способы деятельности, виды творческой деятельности учащихся.

Учащиеся используют пособия, газеты на языке.

В своей работе я активно использую наглядность, которая дает большой простор для творческой деятельности учащихся. Наглядность без принуждения побуждает внутренний стимул к познанию. Я не просто демонстрирую наглядность, а ставлю проблемно-познавательные вопросы, ответы на которые побуждают к мыслительной деятельности. Еще я использую разные схемы, таблицы, карты, опорные конспекты.

Ролевая игра может также выступать как средство обучения, т.к. она помогает:

- формированию определенных навыков;

- развитию определенных речевых умений;

- обучению умению общаться;

- развитию необходимых способностей и психических функций;

- познанию;

- запоминанию речевого материала.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят от побуждения и потребностей индивида, его мотивации: именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов. Мотивация поэтому является "запускным механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение, познание. Питает мотивацию и поддерживает ее осязаемый, реальный и конечный успех.

Если успеха нет, то мотивация угасает. Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека. Она может быть внешняя и внутренняя, дальняя и близкая.

У каждого учителя есть свои приемы мотивации в изучение предмета. На своих уроках я стараюсь:

  • Создать положительную атмосферу в классе.
  • Включить ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности.
  • Создать отношения сотрудничества учителя и учащегося.
  • Привлекать учащихся к оценочной деятельности.
  • Излагать материал занимательно и интересно.
  • Использовать необычные формы преподнесения, отработки материала.
  • Использовать познавательные игры, активные формы обучения, проекты.

Как я уже говорила выше, ролевую игру считают одним из мотивов учения. Поэтому я стараюсь использовать игру не только на младшей ступени, но и на средней и старшей, т.к. мотивация снижается от класса к классу. Использование ролевой игры в старшем звене я считаю необходимым.

Чтобы использовать ролевую игру в обучении, необходимо знать основные требования:

  • Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учеников интерес, и брать для игры реальные ситуации общения.
  • Ролевую игру нужно хорошо подготовить (как содержание, так и форму), четко организовать.
  • Ролевая игра должна быть принята всей группой.
  • Проводить игру в доброжелательной атмосфере, чтобы у школьников было чувство удовлетворения, радости, чем свободней чувствует себя ученик, тем инициативней он будет в общении.
  • В игре с максимальной эффективностью использовать языковой материал по теме.
  • Я верю в эффективность ролевой игры. Я считаю, что ролевая игра является в высшей степени мотивирующей.

Мотивации нельзя научить, мотивацию нельзя тренировать. Ее можно формировать и развивать.

Итак, я считаю ролевую игру одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Её особенности определяются следующим образом:

  • Ролевая игра - это обучение в действии, что как известно, повышает качество обучения.
  • Ролевая игра требует от участников полной отдачи, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, как и за её пределами, то есть их общий запас знаний и умений.
  • Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элементы игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающие видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении механических единиц и грамматических структур.
  • Ролевая игра даёт обучающимся лингвистическую "подсказку"- какими единицами и какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников.
  • Ролевая игра несёт в себе элемент " неожиданности", с которыми так часто встречаются учащиеся в процессе реального общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, так как они не знают заранее, что скажут их партнёры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.
  • Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
  • Ролевая игра имеет определённые преимущества перед дискуссией и др. Во-первых, в ролевой игре гораздо легче создать такую ситуацию, когда ни один из её участников не сможет "отсидеться". Во-вторых, робким, не уверенным в себе ученикам легче высказывать своё мнение "под маской" какого-либо действующего лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими.

Сюжетно ролевые творческие игры -   это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются  знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой иг...

Игра как один из приемов обучения английскому языку в коррекционной школе

. В процессе обучения английскому языку на уроках в специальной коррекционной школе V вида  я часто прибегаю к такому излюбленному учителями методу, как игровая деятельность, которая дает возможн...

Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.

Использование технологии  коллективного способа обучения на уроках английского языка  (методические рекомендации)  Выполнила:Зайцева С.Г.учитель английского языкаМОУ «СОШ № 7...

Сюжетно-ролевая ретроспективная игра "Путешествие в мир средневековых арабов"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11867997","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]]...

Разноуровневый подход в обучении как один из эффективных способов проведения продуктивного урока английского языка и подготовки к ОГЭ, в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация работы:1. Технология разноуровневого обучения.2. Продуктивный урок.3. Подготовка к ОГЭ по английскому языку....

ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения иностранному языку является выбор эффективных методов обучения как в условиях очного обучения, так и дистанта. Игровые технологии продолж...