Учет гендерного аспекта в процессе обучения иностранному языку
статья по английскому языку на тему

Журбенко Марина Анатольевна

Статья посвящена проблеме учета гендерных особенностей при  формировании социально значимых компетенций в ходе обучения кадет иностранному языку. Автор даёт обоснование необходимости учета гендерных особенностей при работе в однополом учебном заведении закрытого типа, каковым является Оренбургское президентское кадетское училище. Особое внимание уделяется вопросу психологической адаптации личности к другому языковому миру с целью преодоления психологических барьеров. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерный подход к формированию социальной компетентности в процессе изучения иностранного языка

Журбенко Марина Анатольевна.

Преподаватель английского языка.

Федеральное государственное казённое образовательное учреждение «Оренбургское президентское кадетское училище»,

ул. Центральная,20-Б, кв. 11, Оренбург, Оренбургская обл., 460034

cat_angel@mail.ru

Gender approach to the formation of a socially-competent personality in the process of learning a foreign language

Zhurbenko Marina Anatolievna.

Teacher of English.

Federal state educational institution "Orenburg presidential cadet school,

Apt. 11, ul. Tsentralnaya, 20-B? Orenburg, Orenburg region, 460034

cat_angel@mail.ru

Аннотация  

Статья посвящена проблеме учета гендерных особенностей при  формировании социально значимых компетенций в ходе обучения кадет иностранному языку. Автор даёт обоснование необходимости учета гендерных особенностей при работе в однополом учебном заведении закрытого типа, каковым является Оренбургское президентское кадетское училище. Особое внимание уделяется вопросу психологической адаптации личности к другому языковому миру с целью преодоления психологических барьеров. Подчёркивается значимость приобщения кадет к естественной языковой среде для включения в активный диалог культур, воспринимая себя как субъекта этого диалога. Обучение кадет иностранному языку рассматривается в качестве одного из эффективных средств достижения данной цели. Автор приводит описание направлений формирования социально-компетентностной личности кадет и делится опытом, наработанным кафедрой иностранных языков Оренбургского президентского кадетского училища.

Ключевые слова: гендерный подход; компетентность; социальная значимость;              адаптация; иностранный язык; диалог культур.

Abstract

The article covers the problem of gender peculiarities that should be taking into account in the process of the formation of socially important competences in the course of cadet teaching a foreign language. The author gives a justification for the need to consider gender characteristics when working in a closed-type, single-sex educational institution, such as the Orenburg President cadet school. Particular attention is paid to the issue of psychological adaptation of the individual to another language world in order to overcome psychological problems. The importance of accustoming the cadets to the natural language environment for inclusion in the active dialogue of cultures, perceiving themselves as the subject of this dialogue, is emphasized. The cadet's training in a foreign language is regarded as one of the effective means to achieve this goal. The author gives a description of the directions of the social-competent personality formation and shares the experience gained by the Department of Foreign Languages ​​of the Orenburg presidential cadet school.

Key words: gender approach; competence; social significance; adaptation; foreign language; dialogue of cultures.

«Кто не знает иностранного языка, тот не знает своего собственного», - сказал великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете. В наше время качество интеллектуальных ресурсов актуально как никогда, это становится главным геополитическим фактором в мире. Потребность  в изучении иностранных языков связана с появлением реальной возможности международного сотрудничества на всех уровнях жизни.

Согласно Федеральному компоненту современного государственного образовательного стандарта, целью изучения иностранных языков является не только формирование иноязычных речевых умений, но и обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к другому языковому миру с целью преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения [1]. Другими словами, существует потребность в воспитании граждан России, осознающих себя не только представителями одной определенной культуры, вооруженными новейшими знаниями,  но гражданами мира, активными участниками полилога культур, осознающими свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, происходящих как в России, так и в мире в целом, людьми, способными применять полученные знания в конкретной ситуации, владеющими приемами обработки информации, способными сохранять конкурентоспособность на рынке труда.

 Обучение иностранному языку процесс многогранный. По данным психологов, педагогов и ученых-медиков, иностранный язык относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности обучающихся, поэтому при обучении необходимо учитывать многие факторы, в первую очередь, индивидуальные особенности ребенка. В течение последних лет учет индивидуальных особенностей считается невозможным без учета гендерных.

Понятие «гендерный аспект»  всё чаще появляется в литературе  (“gender” - обозначение пола как социального явления в отличие от «биологического пола» - sex) [3]. В последние годы многие педагоги и психологи занялись проблемой влияния гендерных особенностей на результаты обучения и социализацию.

 Анализируя различия между мальчиками и девочками, В.Д Еремеева отмечает, что в целом девочки превосходят мальчиков в школьных предметах, зависящих от вербальных способностей, памяти, скорости восприятия и точности. Мальчики отличаются там, где необходимо числовое мышление и пространственные способности, а также в некоторых «познавательных» предметах [2, с. 20-21].

Европейские, особенно британские исследования, показали, что мальчики, занимающиеся в однополых классах, существенно улучшают свои показатели по родному и иностранному языкам. Они не стесняются говорить о своих чувствах и выражать своё мнение, чего не смеют делать в присутствии девочек. [5]

В Оренбургском президентском кадетском училище училище обучаются только мальчики, поэтому проблема гендера здесь особенно актуальна. Кадеты находятся в однополой среде, вдали от родных. По мнению ряда исследователей, это является важным фактором в процессе половой социализации.  У. Поллок отмечает, что идентификация со сверстниками того же пола, что и ребенок, рассматривается ими как важный механизм формирования представлений о половой принадлежности и полоролевом поведении.  Однако не надо забывать о травме сепарации - преждевременном отделении мальчика от матери. Эта травма в подростковом возрасте может быть одной из причин того кризиса сознания, который переживают сегодняшние мальчики [10].

Многие авторы утверждают, что для мальчиков сверстники имеют большее значение, поскольку мальчики меньше тяготеют к взрослым, семье, они более чувствительны к социальному давлению со стороны сверстников при неприемлемом для их пола поведении. [5]. Одна из функций группы сверстников для мальчика, как полагают некоторые исследователи, состоит в том, что в ней он приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери через солидарность со сверстниками и путем соревнования с ними [7]. Подчиняясь своду негласных правил поведения и ожиданий общества, так называемому «мальчишескому кодексу», мальчики стыдятся своей уязвимости и прячут свои истинные чувства под маской «мужественности», что тоже является причиной кризиса сознания [10]. Вот почему мальчики более агрессивны, чем девочки, и у них, как правило, занижена самооценка. Это безусловно  влияет на качество, стиль учебы и эмоционально-волевую сферу личности. Экспериментальные исследования показали, что правополушарные мальчики являются наиболее неуспешными в традиционной системе обучения [9]. Мозг мальчиков - более прогрессивная, дифференцированная, избирательная, экономичная функциональная система, чем мозг девочек. У мальчиков особенно активны отделы мозга, отвечающие за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую активность, способствует более активной самореализации.

Говоря об учёте гендерных особенностей в учебном заведении закрытого типа, таком, как Оренбургское президентское кадетское училище, очевидно, что подбор  содержания, форм и методов обучения соответственно половозрастным  особенностям  наших кадет, обеспечивает не только успех академической составляющей, но и становление личности в целом.  

Доминантными в обучении кадет иностранному языку мы считаем рекомендации Н.Н.Щербы. Он отмечал, что мальчики эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы); хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, все воспринимают аналитически; мало реагируют на интонацию речи и модуляцию голоса, то есть на эмоциональную его окраску; адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности (похвала побуждает сделать что-то еще, то есть цикл становится непрерывным); у них высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени; высокая отзывчивость на первый информативный призыв; быстро и легко решают новые задачи, хуже – стереотипные [8], при выполнении заданий мальчики ориентируются на быстроту, а не на точность. Поэтому обучая мальчиков, желательно использовать схемы и диаграммы при работе с грамматическим материалом, для формирования мужественности использовать ролевые игры, а проведение исследовательских работ необходимо для «переоткрытия открытий».

Применение проблемного, эвристического и исследовательского методов, поощрение творческой деятельности,  решение пространственных задач, ориентация на практическую информацию – все это используется в процессе моделирования образовательных ситуаций.  Все типы заданий проходят определенную «переплавку» в соответствии с требованиями гендерного подхода к обучению и приобретают осмысленность и личную значимость. Особое внимание уделяется обучению чтению и письму, так как известно, что мальчики особенно часто сталкиваются с трудностями в области этих базовых для существования в социуме навыков. Так, при работе с лексикой целесообразно предлагать разгадывание кроссвордов, ещё лучше предложить кадетам составить кроссворд самим. Приключенческие  или детективные тексты или квесты – эффективный материал для  домашнего чтения.   При этом очень высока эффективность интегрированных уроков. В процессе работы с применением интегративного подхода формируются не только языковые (знание основных способов словообразования; понимание многозначности слов, синтаксических конструкций; признаков изученных грамматических явлений), но и коммуникативные компетенции. Интегративное обучение важно и для формирования компенсаторной компетенции. Именно за счет гармоничного вплетения в интегративную технологию обучения иностранному языку целого комплекса операций, принципов и приемов реализуется возможность развития интегративного мышления, что способствует интеллектуальному развитию личности обучаемого, а значит, его конкурентоспособности в будущем.

В  преддверии тотального введения устной части итоговой аттестации особенно важно развитие вербальных умений, формирование навыков иноязычного речевого поведения в стандартных и нестандартных ситуациях, поскольку речь представляет собой один из основных способов познания мира. Занятия в языковых спецкурсах, построенные на принципе развития коммуникации, – хорошая дополнительная возможность для кадет получить практику англоязычного речевого общения. Обучение стратегиям речевого поведения – это, в первую очередь, обучение навыкам сотрудничества и работы в группе, умению решать проблемы, высказывать собственное мнение,  работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, то есть все те качества, которые понадобятся будущим офицерам в их дальнейшей работе. Осваивая речевые  клише разговорного английского языка  кадеты приходят  к пониманию, что различия между народами существуют не только в истории, языке, культуре, но и в речевом этикете народов, что взаимное непонимание или конфликтная ситуация нередко имеют единый источник – отсутствие знаний о том, что считается нормой.  

Одним из направлений формирования социально-компетентностной личности кадет является их ежегодное участие в лингвистической Всеармейской олимпиаде, при подготовке к которой коммуникативность служит основополагающим принципом, наряду с профессиональной направленностью, личностной ориентированностью, аутентичностью учебных задач, максимально приближенных к реальной профессиональной ситуации, и вариативностью языкового материала. Профессиональная направленность тем позволяет кадетам приобрести базовые знания, необходимые для общения в военной сфере на английском языке. Этому способствует и исследовательский подход к изучению тематического материала при подготовке к участию в олимпиаде. Готовясь к олимпиаде, кадеты перерабатывают большой пласт фактического исторического материала в справочниках и интернете, а также напрямую обращаются за консультацией к ученым, политологам и лингвистам.  

Проект взаимодействия Оренбургского президентского кадетского училища и предметно-методической кафедры иностранных языков с Региональным центром развития образования - ещё один способ погружения кадет в обучающую иноязычную языковую среду. В рамках работы сетевого сообщества кафедра иностранных языков  Оренбургского президентского кадетского училища организует мероприятия, ориентированные на обучающихся общеобразовательных организаций г. Оренбурга, изучающих английский язык в качестве первого иностранного языка. Ежемесячные  мероприятия представляют собой конкурсы, адресованные определённому возрастному уровню. Система коммуникативно-направленных заданий образует единую сюжетную линию и ориентирована на формирование потребности к самовыражению, развитие ряда познавательных компетенций и обеспечивает коммуникативную мотивацию, побуждающая участников вступать в общение друг с другом.

Сетевые мероприятия пользуются популярностью среди педагогов, так как способствуют развитию у обучающихся мотивации и интереса к изучению иностранного языка.   

Участие в тематических лингвистических конкурсах и олимпиадах, лингвистических семинарах и конференциях обеспечивает каждому кадету безграничные возможности удовлетворить свою любознательность, выражать свои чувства, эмоции, прикоснуться к жизни других народов, таких непохожих на свой народ, ощутить себя частью той, другой жизни – познавать себя и проявлять себя как личность. Это и возможность попробовать свои силы в лингвистических состязаниях, сравнить свои знания с достижениями в лингвистике других участников, что немаловажно для амбициозных молодых людей.

Опрос, проведённый сред кадет старших курсов, показал, что многие заинтересованы сегодня в овладении иностранным языком, понимая, что гражданам России, чья будущая профессия предполагает прямые контакты с представителями иноязычных культур, необходимо быть готовыми вступать в дискуссии по вопросам истории, политологии, экологии, литературоведения, не испытывая дискомфортное чувство языкового барьера. Система обучения иностранным языкам поможет им стать уверенными в себе и эмоционально выразительными, «найти свой подлинный голос,  избежать двойных стандартов мужественности, быть самими собой, идти во взрослую жизнь своим путем - быть поистине настоящими мальчиками, вырасти сильными настоящими мужчинами» [10].  

Гендер не единственный и не главный фактор, обеспечивающий академическую успешность. Однако гендерный подход позволяет учитывать в педагогической деятельности индивидуальные особенности мальчиков, создавать оптимальные условия для развития их потенциальных возможностей.  

В ходе исследования было установлено, что для формирования социально-компетентностной личности в условиях однополого обучения особенно эффективными являются методы, обеспечивающие присущую мальчикам высокую соревновательную и поисковую активность -  проблемный, эвристический, исследовательский. Дозированная эмоциональная подача материала, выход на эмоции, чувства через логику, минимизированное количество повторений пройденного материала, использование групповых форм работы с элементами соревновательности,  с обязательной сменой лидера, разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач в процессе обучения иностранному языку  способствуют формированию социально-компетентностной личности.

Автор выражает признательность за консультативную помощь к.ф.н. М.И. Вахрушевой.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) // Официальные документы в образовании. 2011.  № 8. C. 9–35.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. М.: Линка - пресс, 1998. – С. 184  
  3. Ерофеева Н.В. классе мальчики и девочки: Как их учить?/ Н.В. Ерофеева //Народное образование. - 2001. - №2. - С.169 - 171.
  4. Комарова Е.А. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде. – Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/21/strategii-rechevogo-povedeniya-v-angloyazychnoy-srede 
  5. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. — М.: Время, 2017. —704 с.
  6. Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э.Ш. Книга для учителя к учебнику английского языка для 5 класса. М.: Просвещение, 1997. – С.224
  7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. – С. 223
  8. Поллак У. Настоящие мальчики. перевод: Е.Жолнина.  Издательство «Ресурс», 2016 –С.560
  9. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т.А. Репина // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - С.157 - 164.
  10. Сиротюк  А.Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода / А.Сиротюк // Народное образование. - 2003. - №8. - С.136 – 139

References

  1. Federalnii gosudarstvennii obrazovatelnii standart osnovnogo obschego obrazovanija: utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1897 (nachalo) [Federal state educational standard of basic general education: approved by the order of the Ministry of Education and Science of Russia from 17.12.2010. № 1897 (the beginning)] // Official documents in education, 2011. № 8. Pp. 9-35.(in Russian)
  2. Eremeeva V.D., Khrizman T.P. Mal’chiki i devochki – dva raznikh mira. [Boys and girls are two different worlds.].  Moscow, Linka Press. 1998. P.184 (in Russian)
  3. Erofeeva N. V klasse mal’chiki i devochki: Kak ikh uchit’? [In the class, boys and girls: How to teach them?]. Public education. 2001. №2. P.169 - 171 (in Russian)
  4. Komarova E.A. Strategii rechevogo povedenija v anglojazichnoi srede.  

[Strategies of speech behavior in the English-speaking environment. ].  Available at: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/21/strategii-rechevogo-povedeniya-v-angloyazychnoy-srede  (in Russian) (accessed 12.02.2018, 19.03.2018).

  1. Kon I. Mal’chik – otets muzhchin. [The boy is the father of a man.]. Moscow, Time.2017. P.704 (in Russian)
  2. Kuzovlev, VP, Lapa NM, Peregudova E.Sh. Kniga dl’a uchitel’a k uchebniku angliiskogo jazika dl’a 5 klassa. [Book for the teacher to the English textbook for grade 5.] Moscow. Prosveshchenie. 1997. P.224 (in Russian)
  3. Passov E.I. Urok inostrannogo jazika v srednei shkole. [A lesson of a foreign language in high school]. Moscow, Prosveshchenie. 1988. P. 223 (in Russian)
  4. Pollack U. Nastojaschi’e mal’chiki. [Real boys] translation: E.Zholnina. Resource Publishers. 2016. P.560 (in Russian)
  5. Repina, Т.А. Analiz teorii polorolovoi sotsializatsii v sovremennoi zapadnoi psikhologii.[ Analysis of theories of gender socialization in contemporary Western psychology] Questions of psychology. 1987. №2. Pp.157 - 164. (in Russian)
  6. Sirotyuk, A.L. Differentsiatsija obuchenija na osnove gendernogo podhoda. [Differentiation of Learning Based on the Gender Approach] Public Education. 2003. №8. Pp.136 – 139 (in Russian)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование текста в процессе обучения иностранному языку

Использование текста в процессе обучения иностранному языку...

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам

 Процесс приобретения детьми личного опыта общения с иноязычной лингвокультурой требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. В ...

« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»

Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку как аспект формирования коммуникативной компетенции

Данная статья поможет учителям иностранного языка при разработке плана урока и во внеурочной деятельности...

Лингвострановедческий аспект в процессе обучения английскому языку

Статья по теме "Лингвострановедческий аспект в процессе обучения английскому языку"...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....