Развитие монологической речи на уроках английского языка
статья по английскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Эта статья поможет педагогам использовать методы и приемы для развития монологической речи на средней и старшей ступени обучения английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Громова Елена Николаевна

Развитие монологической речи на уроках английского языка в подростковой гимназии

                                                                                 МБОУ Гимназия № 2                                        

        г. Южно-Сахалинска

        учитель английского языка

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении обучающимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). На среднем и старшем этапах обучения иностранному языку в подростковой гимназии должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия.

Ключевые слова: монологическое высказывание, этапы обучения, упражнения и задания.

Главное назначение иностранного языка – формирование коммуникативной компетенции, то есть уметь и быть готовым осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Изучение иностранного языка в школе по ФГОС ООО должно обеспечить [5]:

1.  формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2. формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3.  достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4.  создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,  в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей  расширять свои знания в других предметных областях.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

2.формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Если говорить о метапридметных результатах, то они  включают:

1.  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

2.  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3.  смысловое чтение;

4.  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

5.  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Говорение является одним из самых сложных видов речевой деятельности и вызывает наибольшие трудности. Можно выделить ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке.

 К объективным можно отнести следующие причины:

  • недостаточно хорошая материально-техническая база школы (отсутствие полного комплекта аудиоматериалов  и дисков к учебнику, нехватка видеоматериалов ко всем изучаемым темам и невозможность их приобрести, несоответствие технического оборудования кабинета современным    требования);
  • отсутствие постоянной языковой практики у учителя, невозможность стажироваться за рубежом;
  • большая наполняемость классов (отсутствие деления на группы).

К субъективным причинам можно отнести:

  • низкая мотивация к обучению учащихся среднего звена;
  • проблема комплексов подросткового возраста (некоторые учащиеся испытывают дискомфорт в общении, имеют низкий уровень развития коммуникативных умений).
  • проблема дефицита словарного запаса.
  • Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика. Для того чтобы минимизировать данное отрицательное явление, учителю достаточно создавать атмосферу доброжелательности и доверия.
  • Нечего сказать по обсуждаемой теме. Не хватает языковых или речевых средств. Для решения данной проблемы необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана.
  • Ученики не понимают речевую задачу. Для того чтобы этого не случилось на уроке, учителю достаточно: четко представлять, какую разновидность монолога (диалога) хотелось бы получить на выходе, вспомнить условия создания соответствующей речевой ситуации; заранее сформулировать речевую установку, постараться сделать ее лаконичной и четкой; поставить себя на место ученика своего класса;  помнить о возможности взаимного обучения и взаимопомощи.

 Из-за этого у детей в среднем подростковом возрасте возникает внутренний протест, затруднение при выполнении подобных заданий, пропадает мотивация и концентрация внимания. Поэтому обучающимся необходимо объяснить, как важно внимательное, сосредоточенное вслушивание в то, что говорится на иностранном языке, соотнесение того, что они слышат, что читают, с конкретной ситуацией, со зрительным восприятием данной ситуации. Сюда относятся личность учителя, во всех ее проявлениях, мотивация, психологически комфортная обстановка для обучающихся, предметная наглядность все то, что характерно для осмысления при общении. Обучающиеся не должны быть скованы, напряжены при выполнении подобных заданий. То есть задача учителя заключается в том, чтобы создать такую образовательную среду, которая поможет обучающемуся развить монологическую речь.

Одним из важнейших условий развития монологической речи обучающихся является ведение учителем урока на иностранном языке. Необходимо не только активно использовать ту лексику, которая изучается во время уроков, но также подключать слова и выражения, опережающие знания детей, тем самых развивать языковую догадку.  Обучение монологической речи проходит в три этапа.

На первом – вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе имитативной, ассоциативной речи, речи- высказывания, хоровой и условно-куммуникативной.

На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.

Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания.

Среди признаков монологической речи выделяются также [2]:

- непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство);

- последовательность (ряд мыслей, фактов, связанных внутренне за счет смысла и содержания);

- логичность речи (умение человека обеспечивать элементам речевой структуры смысловую связанность и непротиворечивость);

- относительная смысловая законченность (завершенность высказывания, каждое высказывание имеет начало и конец);

- коммуникативная направленность высказывания (в каждом высказывании должен быть коммуникативный замысел, то, что мы хотим сказать по данному вопросу).

Монологическая речь используется с разной коммуникативной целью: для сообщения информации, для воздействия на слушателей путем убеждения, для побуждения к действию или его предотвращения. При определении видов монологической речи в учебных целях исходят из содержания речи (описание, сообщение, рассказ), степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание); степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь) [4].

Маслыко и Бабинская подчеркивают, что методика обучения языку обеспечивает обучение всем видам монологической речи. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:

1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ;

2) логически последовательно раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных речевых упражнений [1].

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапы работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

1. Дотекстовый этап

Цели:

  1. Определить \ сформировать речевую задачу для первого прочтения.
  2. Создать необходимый уровень мотивации у обучающихся.
  3. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания:

  1. Работа с заголовком

По заголовку можно попросить обучающихся определить:

- тематику текста;

- перечень поднимаемых в нём проблем;

- ключевые слова и выражения и так далее.

  1. Сформулировать предположения о тематики текста на основе имеющихся иллюстраций.
  2. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику, проблематику текста на основе языковой догадки.

Задача обучающихся – определить основную идею текста.

  1. Просмотреть текст, первый абзац и определить основную идею текста.
  2. Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
  3. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

2. Текстовый этап

Цели:

- Проконтролировать сформированность различных языковых навыков и речевых умений.

- Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания:

1. Найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить:

- ответы на предложенные вопросы;

- подверженные правильности, ложности утверждений;

-подходящий заголовок к каждому из абзацев;

-подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;

- предложения со следующими словами, грамматическими явлениями, идиоматическими выражениями и так далее;

- глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые авторам при описании кого – либо или чего- либо;

- описание внешности, места события, отношения кого- либо к чему- либо и так далее.

2. Догадаться:

- о значении слова или слов по контексту;

- какой из предложенных переводов, какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;

- как будут развиваться события во второй главе, следующей части текста.

3. Послетекстовый этап

Цель:

- Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания:

  1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
  2. Доказать, что…
  3. Охарактеризовать…
  4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
  5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
  6. Составить план текста, выделив его основные мысли.
  7. Рассказать текст от лица главного героя.
  8. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст и так далее.
  9. Придумать, что могло бы случиться, если бы.… Придумать новый конец текста.
  10. Придумать новое название.
  11. Подобрать, отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.

Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст, в другом жанре и так далее [3].

Развитие монологической речи может также основываться на прослушанном тексте. Если же это монологическое аудирование, то в таком случае  дети воспроизводят услышанное, а так же выражают свое собственное мнение по поводу слышанного текста или проблемы. Один из вариантов рефлексии – мини-дискуссии на определенную тему, то есть,  группа делится на две подгруппы  и каждая группа должна отстоять свою точку зрения по поводу услышанного.

Опыт показывает, что работа с текстом (печатным, звуковым, видео) – это воспроизведение услышанного, прочитанного, увиденного. Обучающиесяучиться последовательно излагать, анализировать, давать личную оценку относительно какой то проблемы, формируется умение выступать в рамках учебно-трудовой, общественной  и социально-культурной сфер общения.

 В качестве рефлексии на уроках проводятся задания такого типа, как написать письмо, открытку, проводятся заключительные мини дискуссии. На данном этапе фиксируется новое содержание, пройденное на уроке. Так же дети проводят самоанализ, что у них получилось или не получилось, каковы причины успешной или не успешной работы.

Вам предоставлен фрагмент урока по развитию монологической речи. Учебная ситуация: «Типичная Британская погода»

Тип урока: применение новых знаний.

Цель урока: развитие монологической речи по теме «Погода в Британии»

Задачи урока:

  1. Поддержать разговор о погоде в форме диалога-опроса (учитель-ученик; ученик-ученик).
  2. Читать текст с детальным пониманием (работа в группах, осуществляется взаимоконтроль ученик-ученик, учитель-ученик).
  3. Составить рассказ, иллюстрирующий в ней пословицу “There is no bad weather, there are bad clothes”.

Оснащение урока: иллюстрации с погодными символами, аудиозапись, тексты. Результаты урока:

  1. Личностный результат: у обучающихся появляется готовность и способность к саморазвитию. Появляется интерес к культуре иностранного языка, к его традициям и обычаям.
  2. Метапредметный результат:
  • Обучающиеся могут рассказать о погоде в Британии.
  • Обучающиеся могут вести диалог в рамках темы, используя соответствующие формулы речевого этикета.
  1. Предметный результат: обучающиеся составляют рассказ иллюстрирующий пословицу, используя изученную лексику на уроке.  

Можно выделить несколько трудностей возникших у обучающихся на уроке:

  • трудности, связанные с речевой деятельностью обучающегося;
  • трудности, связанные с особенностями речи носителя языка;
  • трудности, связанные с возрастными особенностями обучающегося.

В конце урок проводится рефлексия, где учащиеся анализируют, что они усвоили легко и быстро, а что вызвало и затруднения.

Но, не смотря на возникшие трудности, обучающиеся справились с поставленными целями и задачами.

Подводя итог,  можно сказать, что процесс развития монологической речи у детей среднего подросткового возраста один их труднейших и важных видов речевой деятельности. Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие мотивированных высказываний обучающихся. Все виды работ, применяемых при обучении монологической речи, должны представлять собой единое целое. Важно добиться стремления учащихся к работе и дать почувствовать свои возможности, своё продвижение вперед. Это повышает интерес к изучению иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА

1.Маслыко, Е.А. Бабинская, П.К. Настольная книга преподавателя иностранно языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская. – Минск: Высшая школа, 2001.

2. Миролюбов, А.А., Рахманов, И.В., Цейтлин, В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А.А. Миролюбов, И.В Рахманов, В.С. Цейтлин. – М., 1997.

3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. ВУЗов. В 2-х книгах / И.П. Подласый, - М.: Владос, 2000.

4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002.

5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования  и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков говорения (монологическая речь) на уроках английского языка у слабых немотивированных учеников

Учитывая особенности слабых немотивированных учеников  (слабую память, неспособность концентрировать внимание, низкую работоспособность и академическую запущенность), я разработала  методику...

Развитие монологической речи учащихся по английскому языку в режиме профильной школы

Перспективные направления интенсификации обучения монологической речи учащихся с учетом актуальности данной проблемы....

Развитие навыков монологической речи на уроке английского языка по теме British food

Содержит комплекс упражнений для развития монологической речи на основе видео British food (“Window on Britain” Richard Mac Andrew, Oxford University Press)...

Развитие монологической речи на уроке английского языка. Тема:" The Olympic Games."

Дополнительный материал для использования при изучении темы: "Спорт. Олимпийские игры." (5-7кл.)...

Статья "Развитие навыков монологической речи на уроках английского языка"

    В концепции обучения монологическому высказыванию говорится о том, что функция школы состоит в том, чтобы заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли. Овладен...

Развитие навыков монологической речи на уроках английского языка

Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, т.е. с определением соде...