Развитие навыков монологической речи на уроках английского языка
статья по английскому языку

Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, т.е. с определением содержания и формы его изложения. Поэтому формирование этого сложного умения предполагает широкое использование опор. Назначение опор – непосредственно или опосредованно помочь порождению  речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков монологической речи на уроках английского языка.

Для того, чтобы развивать навыки монологической речи на уроках английского языка в 5-8 классах необходимо придерживаться определенных этапов:

На первом этапе вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Учитель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе. Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет.

Второй этапе начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например,  высказывание  Our   classroom  is  large.   Our   classroom  is  clean - плохо, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Our classroom is large. There are four windows in it - хорошо. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения аргументации.

На этапе совершенствования навыков следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием. На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества.

Для обучения монологическому высказыванию необходимо использовать упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, формированию навыков и умений логического построения речи.

 Например: 

  • Соедини простые предложения рассказа в сложные;
  • Закончи высказывания, (используя предложенные варианты);
  • Подбери к данным тезисам соответствующие аргументы (тезисы приведены ниже);
  • Объясни причину…;
  • Докажи, что…;
  • Выбери картинку, которая вызывает ассоциации с учебой (отдыхом, работой и т.п.), аргументируй свой выбор;
  • Послушай звуковую ситуацию (цепочку звуков, музыкальное произведение и т.п.) и выскажи свое мнение о месте событий т.п.

Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, т.е. с определением содержания и формы его изложения. Поэтому формирование этого сложного умения предполагает широкое использование опор. Назначение опор – непосредственно или опосредованно помочь порождению  речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.

Именно монолог содержит в себе ряд поучительных функций: дисциплинированное, логическое мышление, строение высказывания таким образом, чтобы правильно преподнести мысли до адресатов. Как и говорение, речь относится к вербальной коммуникации, иными словами представляет собой вербальный процесс общения, который осуществляется с помощью языка. Слова, которые закреплены значениями в общественном опыте являются средствами вербальной коммуникации, их можно произнести как про себя, так и вслух.

Примерами монолога могут послужить распространенные и развернутые ответы ученика, рассказы учителя, обращения, доклады и другие. Композиционная сложность, завершенность мысли и исключительно строгое соблюдение грамматических правил, нежели в диалоге, последовательность и логика того, о чем говорит произносящий монолог человек – это характеристики устной монологической речи. В сравнении с диалогической речью, монолог содержит в себе большие трудности. Развернутые формы монологической речи в онтогенезе наблюдаются и даже развиваются позднее. Формирование монологической речи, а именно на уроках по иностранному языку является сложной методической задачей, которую педагоги решают на протяжении многих лет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что как вид речевой деятельности, говорение опирается на язык, который служит средством общения и осознанием лексической единицы которого является говорение. Также вербальной коммуникацией является речь, как говорение, потому что происходит процесс общения с помощью языка. Монологическая речь характеризуется следующими чертами: трудности в изложении и донесении информации, строгое соблюдение правил и завершенность мысли.

Следовательно, обучение устной монологической речи – это одна из главных практических целей обучения иностранному языку в школе. С каждым годом эта цель становится все более актуальной, меняя уровень значимости изучения иностранных языков в целом и особенно на раннем этапе обучения, чему и была посвящена данная статья. Здесь был рассмотрен процесс говорения, а именно устная монологическая речь с разных точек зрения, с точки зрения основных аспектов, требований, также была рассмотрена классификация устной монологической речи, ее функциональные типы и коммуникативные функции.

Целью данной статьи являлось изучение методики обучения монологической речи на уроках английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективное развитие умений устной монологической речи требует строгое соблюдение методических действий, которые как необходимы, так и достаточны , для успешно овладеть устной монологической речью как процессом говорения, деятельностью и вербальной коммуникацией. Кроме того, уверенные знания психолого-педагогических особенностей учащихся помогут организовать учебные занятия таким образом, чтобы процесс обучения только повышал у обучающихся мотивации и познавательной активности по отношению к иностранным языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».

Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...

Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка с помощью дистанционного обучения

Использование электронной почты как один из методов обучения письменой речи на уроках английского языка....

Развитие навыков монологической речи на уроке английского языка по теме British food

Содержит комплекс упражнений для развития монологической речи на основе видео British food (“Window on Britain” Richard Mac Andrew, Oxford University Press)...

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Статья опубликована в сборнике "Модернизация образовательного процесса в современной школе", издательство НГГУ, 2012г...

Формирование и развитие навыков письменной речи на уроках английского языка

Сегодня процесс обучения направлен на практическое владение иностранным языком, поэтому возрастает роль такого речевого вида деятельности, как письмо или письменная речь. Владение письменной речью поз...

Статья "Развитие навыков монологической речи на уроках английского языка"

    В концепции обучения монологическому высказыванию говорится о том, что функция школы состоит в том, чтобы заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли. Овладен...