"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"
статья по английскому языку на тему

Кокорева Любовь Ивановна

     Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий ) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся , совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения , правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение , адекватное аутентичной ситуации общения.. Воспитательный аспект является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Выступление на районном МО учителей иностранного языка

Доклад "Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"

                                                              Доклад  для выступления

                       на августовском районном методическом объединения учителей иностранного языка      подготовила Кокорева Любовь Ивановна

                                                             Учитель английского языка

                                                              МБОУ «Жердевская СОШ»

                                                                       27 августа 2014 г

     Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий ) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся , совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения , правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение , адекватное аутентичной ситуации общения.. Воспитательный аспект является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.

Современные образовательные технологии

   Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя.

   Современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся. Учитель, занимающийся интеграцией технологий обучения, сама по себе личность неординарная, творческая, отличающаяся гибкостью ума и толерантностью в общении как с учащимися школы , так и с коллегами, так как эта система предусматривает интеграцию учебных предметов и сотрудничество преподавателей. Более того, само содержание образования по английскому языку демонстрирует интеграцию знаний во всех областях мировой культуры: политике, науке, экономике, искусстве и т.д.

Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И. Г. Сивкова занимает второе место после математики, опережая физику, химию, историю, родной язык и литературу. Поэтому применение здоровье сберегающих технологий и снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке. Немаловажно и обязательно приветливое, ровное, заинтересованное отношение к учащимся, особая атмосфера сотрудничества, музыка, смена деятельности и форм урока, режимов и приемов работы, физкультминутки, что помогает учащимся чувствовать в работе на уроке и внеклассной деятельности.

       Использование проектной технологии, сознательно планируемой школьниками работы, в процессе которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности, способствует развитию навыков речемыслительной деятельности, требующих от учащихся интеллектуально-поисковых усилий, формирует устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. Кроме этого, работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, способствует благоприятному психологическому климату, умение работать в коллективе. Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На наш взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

         Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

         Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

         Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Самое ценное, на наш взгляд, в проектной технологии то, что она предусматривает естественную взаимосвязь всех четырех видов речевой деятельности: письма, чтения, аудирования и говорения.

       Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Технология развития критического мышления учащихся предполагает постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный характер, каждый генерирует свои идеи, формулирует свои оценки и убеждения независимо от остальных, находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумной, обоснованной и убедительной аргументацией. Критическое мышление носит социальный характер, так как всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Собственная активная жизненная позиция ученика особенно проявляется при сравнении имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными. Существует различные формы работы, предусматривающие развитие критического мышления учащихся: эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия, диалог, ролевая игра и т. д.

      

Особое место занимает технология исследования, где учащиеся выходят на высокий уровень познания, самостоятельной деятельности и развития нового проблемного видения, освоение исследовательских процедур. Обобщенной базовой моделью в рамках исследования является модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы – к выдвижению гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Вариантами модели исследовательского характера являются игровое моделирование, дискуссия, интервьюирование, решение проблемных задач и т. д.

         Использование элементов интенсивного обучения, но не за счет дополнительных часов по предмету, а подбором методов и приемов, позволяют “погружать” учащихся в иноязычную среду, где возможно не только говорить, но и мыслить по-английски. Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно дать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка. Такой подход возможен только при условии использования аутентичных учебных пособий.

 

«Языковой портфель» в процессе обучения делает актуальной задачу соотнесения европейских моделей языкового образования, а также практического владения языками .Данная технология обеспечивает учащихся механизмом наблюдения за приобретаемым опытом ,его рефлексии ,оценки и самооценки уровня своих знаний. Также учащиеся развивают творческие способности , приобретают психологическую способность к общению с представителями родной лингвокультуры и культуры стран изучаемого языка. В результате работы с «Языковым портфелем» у учащихся формируется положительное отношение к предмету «Иностранный язык» и восприятие его (предмета) как среды, необходимой для осуществления различных форм деятельности человека. Происходит смещение акцента учебной деятельности с «результата» на «процесс» учения, что свидетельствует о формировании у учащихся общеучебной одаренности. Растет мотивация и выполнение действий по способности и инициативе.

Экспериментальная технология создания портфолио является способом наглядной презентации своих достижений за определенный период обучения, возможностью продемонстрировать способности и практически применить приобретенные знания и умения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности-учебной, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, действительного подхода в образовании. Учащиеся видят свой рост, сознательно пополняя не только багаж знаний, но и формируя банк данных о своих достижениях за весь период учебы (проекты, сертификаты, рецензии, отзывы об индивидуальной творческой деятельности), что несомненно будет востребовано при поступлении в высшее учебное заведение.

Технология контекстного обучения ориентирована на повышение функциональной грамотности учащихся, в основе которой лежит деятельностный подход. Ученик находится в ситуации «во всей своей предметной и социальной многозначности и противоречивости». Технология задает некоторую систему интеллектуальных и социальных отношений людей, вовлеченных в эту ситуацию, составляет объективную   предпосылку зарождения личности. Контекстное обучение- это основная интеграции различных видов деятельности обучающихся, где они «примеряют» различные социальные роли, формируют деловые и нравственные качества личности будущих специалистов, развивают индивидуальные способности и реализуют свою творческую активность. Можно предложить следующие коммуникативные упражнения : решение проблемы , презентация, дискуссия, «мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры и т.д.

Высокий уровень компьютеризации общества и рост значения сети интернет как средства хранения и передачи информации требуют от современного учителя иностранного языка внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий . Их использование способствует совершенствованию лингвистической и межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися. Благодаря возможностям информационно-коммуникационных технологий, в том числе использования сети интернет, любой проект выходит за рамки школы и становится национальным или международным проектом.

Использование современных информационных технологий дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве. 
Объективно существующая информационная среда включает в себя следующие области: 

- книги (художественные, учебные, справочники и научно-популярная литература);
- периодическая печать; 
- радио- и телевещание; 
-мультимедийные аппаратные и программные средства, в том числе и обучающие; 
- глобальные и локальные сети образовательного назначения.
Использование Интернета в учебных целях - реалия сегодняшнего дня. 
Участие в различных телекоммуникационных проектах, конференциях, возможность подключения к библиотекам мира - все это расширяет мир ученика, привносит в жизнь большое количество информации, причем большей частью на английском. 

         К современным подходам в преподавании иностранного языка относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.


В школе практикуется такие технологии как коммуникативно - ролевая, ситуативная, лингвистически ориентированная деятельность, а так же проектная методика, которые дают учителю возможность включить учащихся в реально общение, насыщенное иноязычными контактами, опирающиеся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты своего труда. 
Говоря о современных подходах в обучении можно упомянуть об уроках с использованием исследовательского метода обучения. Под исследовательским методом обучения понимается обучение в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходам к решению проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованной учителем. В рамках такого подхода актуальны проблемы связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами. Можно выделить три уровня реализации исследовательского обучения: 
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения. А решение предстоит найти учащимся самостоятельно;
2. Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (допускается коллективный поиск);
3. Постановка проблемы, поиск её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно. 

Важными целями образования на современном этапе должны стать: 
- развитие у учащихся самостоятельности к самоорганизации; 
- формирование высокого уровня культуры;
- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; 
- толерантность, умение вести диалог. 
В этой связи основным результатом деятельности общеобразовательной школы является не просто система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций. 


Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которыми школы должны вооружить молодежь: 
1) Социальные и политические компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии решении, регулировать конфликты не носильным путем. 
2) Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе: понимание различий; уважение друг к другу; способность жить рядом с людьми других культур и религий. 
3) Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением. Тем, кто не обладает ими, грозит изоляция от общества. К этой группе относится владение несколькими языками, приобретающее все большее значение. 
4) Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения. 
5) Компетенции, реализующие способность и желание учится всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни. 

Актуализация проблемы интеграции образовательного процесса связана со сменой   парадигмы образования, переосмыслением его целей, обновлением содержания, поисков эффективных методов, форм и средств обучения, что предполагает интеграцию всех компонентов образовательного процесса федерального, регионального и образовательного учреждения. Личностно – ориентированная парадигма современного образования определила необходимость комплексной реализации основных подходов к обучению иностранным языкам: личностно - ориентированного, деятельностного, коммуникативно – когнитивного и социокультурного.

При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.


Системно-деятельностный подход предполагает:


— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
— признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Государственный стандарт по иностранному языку определил цели общего образования на современном этапе, направленные не только на создание условий для усвоения   учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, представляющие современное качество образования по иностранному языку: коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно – познавательную»

Задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации.

Реализуя личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, учитель создает на уроках и во внеурочное время разнообразную образовательную среду, позволяющую им максимально проявить себя.

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключается в том, что, во-первых, язык – будь то родной или иностранный – служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни, и в качестве такового он и должен рассматриваться при его изучении в школе.

Во-вторых, при обучении этому предмету расширяются представления об иноязычной культуре страны через язык, и расширяется общий кругозор.

В-третьих, язык, будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем состоянии», то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях общения. Поэтому овладение этой школьной дисциплиной непременно связано с целенаправленной, четко организованной практикой в употреблении усваиваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают общеобразовательные учреждения.

В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
  • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

Обучение иностранным языкам должно реализовывать принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку,знающий психолого-педагогические особенности учащихся.

Для достижения цели необходимо:

  1. Создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого ученика в результате своей деятельности.
  2. Коллективное взаимодействие (индивидуальная, парная, групповая работа).
  3. Личностно-ориентированное общение (учет интересов учащихся, личностных свойств, психологических особенностей).
  4. Объем усваиваемого материала (соответственно возрасту).
  5. Сознательное усвоение языка при обучении общению.
  6. Количество и вариативность приемов (коммуникативные, творческие игры, конкурсы, дискуссии, песни, постановки, фильмы, презентации, наглядность, проекты, использование информационных технологий, раздаточный материал).
  7. Плотность общения (четкое планирование уроков, высокий темп уроков).
  8. Коммуникативная обстановка на уроке (психологический комфорт, установка на общение, доступность предмета речи и интереса к нему).

Обучение в сотрудничестве

Самым эффективным и результативным, на наш взгляд, является обучение в сотрудничестве.Основная идея технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных ситуациях для работы над совместным проектом. Это новый подход к предмету, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе. Можно отметить следующие положительные стороны этого вида работы:

1. Повышение общей мотивации учащихся. Проекты – личностно-ориентированный вид работы.. Проекты предполагают активное участие школьников в разных видах деятельности: они должны писать, клеить, вырезать, обращаться к справочникам, рисовать, составлять коллажи, искать фотографии, рисунки, брать интервью, делать инсценировки, рекламу, сочинять стихи, петь. Все это позволяет учащимся с разным уровнем языковой подготовки наравне участвовать в такой проектной работе.

2. Повышение значимости английского языка как средства общения. Рассказывая о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя преимущества английского языка как языка международного общения. Ведь в будущем они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свой город, хобби, работу, книгу, проблемы любого рода, и проектная работа готовит ребят к этому.

3. Образовательная и воспитательная ценность.  Используя межпредметные связи (МХК, история, английский язык, литература, ИВТ, география, русский язык),  у учащихся  развивается познавательная активность, воображение, они учатся ведению дискуссий, лекций, публичных выступлений на английском языке, отрабатывают умение аргументировать свою точку зрения, развертывать предложенный тезис. Данный подход подразумевает учет психолого-педагогических задач, возраста учащихся, их культурно-языкового пространства. Цель – связать прошлое и настоящее, спланировать будущее в свете идейно-художественных концепций, нравственных доминант времени, что позволяет лучше понимать исторические процессы с помощью различных искусств, своей собственной позиции, умения ориентироваться в современном мире и принимать самостоятельные решения. Школьники учатся вести исследовательскую работу, а выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки. При оценке проектных работ следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важна также степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения. К подготовке проектов учащимися среднего звена можно привлекать старшеклассников. Описывая, интерпретируя, рассуждая и играя, учащиеся овладевают необходимыми в общении речемыслительными умениями и навыками. Задача педагога – управлять этим процессом, постепенно усложнять речемыслительные коммуникативные задачи. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, создание творческого микроклимата – обязательная основа гуманно-личностной технологии. Следует иметь в виду, что педагогическое воздействие всегда однонаправленно (учитель – ученик), а сотрудничеству, взаимодействию присуща разнонаправленность (ученик – учитель, учитель – ученик, ученик – ученик). Данная технология заслуживает внимания, т.к. она удовлетворяет потребности детей в общении друг с другом и с учителем. Такой процесс обучения выявляет три стороны общения:

1) информативную (передача и обмен информации); 
2) интерактивную (организация взаимодействия в совместной деятельности); 
3) перцептивную (восприятие и понимание человека человеком).

К методам интерактивного обучения можно отнести КВНы, "круглые столы", дискуссии, семинары, диспуты, презентации, защита проектов, где, как правило, после изучения объемной и значимой темы самостоятельно в ходе коллективного обсуждения подводятся итоги. Ученики выступают с докладами, эссе,  сочинениями, анализом, рецензиями, проектами, исследованиями и научно-практическими рефератами. Особое внимание  уделяется научно-практической работе учащихся 8–11-х классов. Вся дополнительная информация и знания  осмысливаются и перерабатываются на факультативах и кружках, индивидуальных занятиях и  лекциях, далее она обрабатывается и представляется в рефератах для дальнейшего обсуждения уже на школьных и городских научно-практических конференциях. При написании рефератов учитывается актуальность темы.

Цель современного педагога это:

  • Сделать ребенка соратником в его обучении и воспитании;
  • Настроить его на педагогическое сотрудничество;
  • Сохранить за ребенком чувство свободного выбора;
  • Способствовать всестороннему формированию готовности учащихся к непрерывному процессу образования, к саморазвитию и самосовершенствованию в современных условиях.

Мы считаем, такой подход к проблеме обучения иностранным языкам дает учащимся возможность:

  • применять на практике полученные знания, генерируя при этом новые идеи;
  • повышать качество языковых знаний;
  • побуждать их к более глубокому изучению английского языка с последующим изучением второго, третьего иностранного языка;
  • использовать английский язык как средство реального общения (электронная почта, Интернет, деловая переписка и т. д.);
  • уметь рационально работать со словарем, электронным словарем, справочной литературой, периодическими изданиями на английском языке;
  • преодолевать трудности в общении;
  • стать грамотными специалистами, порядочными людьми, патриотами своей страны

Список литературы


1. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход [Электронный ресурс] : Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г . / Центр дистанц. образования “Эйдос”, Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL: 
http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.


2. Рекомендуемый для включения в ФГОС ВПО перечень универсальных компетенций (по результатам экспертизы) [Электронный ресурс] : [сайт]. [2011]. URL: 
http://www.rc.edu.ru/rc/fgos_vpo/competenc.

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.


4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.


5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе 
http://festival.1september.ru/articles/527236/


6. Интернет-ресурсы:
www. vgf.ru
 
http://www.festival.1septembr.ru
 
http://www.shkola.edu.ru
 
http://www.pedsovet.org

 http://medjidova-ludmila.webnode.ru/news/innovatsionnyje-mjetody-obuchjenija-inostrannym-jazykam/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"

Иностранный язык, как и любой другой предмет, имеет свои особенности, свою специфику. В настоящее время основной целью владения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диал...

"Современные подходы к преподаванию иностранных языков в условиях введения ФГОС"

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях обновления содержания образования и повышения его качества.

Современные технологии обучения английскому языку аккумулируют дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучени...

Современные подходы к преподаванию иностранных языков в начальной школе в условиях ФГОС

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,...

Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС

laquo;Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС»       Особенности оценки предметных результатовОценка предметных резу...

Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО

Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на  три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результ...