"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"
материал

Хадирова Татьяна Васильевна

Иностранный язык, как и любой другой предмет, имеет свои особенности, свою специфику. В настоящее время основной целью владения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. В связи с этим изменяются и совершенствуются подходы и методы преподавания этого предмета. Существует довольно большое количество технологий, которые известны уже давно, а также сегодня появляются и развиваются новые, обусловленные развитием общества и научно-технического прогресса. В данном материале даётся краткая характеристика наиболее востребованных из них, а также тех, которые непосредственно используются на собственных уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на общешкольном семинаре по теме

«Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС»

1.Прежде чем говорить о подходах и методах в преподавании иностранного языка, хотелось бы несколько слов сказать о специфике и особенностях этого предмета. В чём они состоят?

        а) любой язык (будь то родной или иностранный) – это средство общения, средство приёма и передачи информации об окружающей нас действительности;

        б) при обучении иностранному языку человек не только получает представления об иноязычной культуре, но и расширяет свой общий кругозор;

        в) для любого иностранного языка важно иметь так называемый «языковой выход», т.е. возможность использовать свои знания в возникающих ситуациях общения, как устно, так и письменно.

В настоящее время основной целью владения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Поэтому возникает необходимость формирования способности к межкультурной коммуникации.

Но, однако, с иностранным языком не всё так просто и однозначно. Согласно ранговой шкале трудностей И.Г. Сивкова, предмет «иностранный язык» занимает второе место после математики, опережая физику, химию, историю, родной язык и литературу.  При подготовке к семинару нами был проведён блиц-опрос учеников 5-11 классов, в котором им предлагалось оценить степень сложности данного учебного предмета и определить его место среди всех остальных предметов. Оказалось, что данные нашего блиц-опроса практически полностью совпадают со шкалой трудностей И.Г.Сивкова. Иностранный язык, действительно, занял, практически,лидирующую позицию.

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, так приоритетной задачей образования сегодня является «свободное развитие личности человека», ориентация на его творчество, обучаемость, самостоятельность, мобильность. Также актуальность иностранного языка обусловлена предстоящими изменениями в Государственной итоговой аттестации с 2022 г. - экзамен в 11 классе, с 2020 г. – планируется ввод обязательного экзамена в 9 классе и с 2019 г.  – ожидается проведение ВПР по иностранному языку в 4 классе.

В связи с этим изменяются и совершенствуются подходы к преподаванию иностранного языка. Среди известных и используемых с середины прошлого века подходов и методов, появляются новые, которые обусловлены развитием современного мира. Хотелось бы их напомнить и дать краткую характеристику:

коммуникативный подход – обучение осуществляется через реальное общение на изучаемом языке;

информационный подход – обучение иностранному языку с использованием ИКТ (поиск информации в интернете, использование веб-сайтов,  работа с поисковыми системами);

личностно-ориентированный подход  (реализуется в условиях гуманистического похода) –  обучение, сконцентрированное на ученике (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, модульное обучение);

коммуникативно – ориентированный подход – это использование развивающих игр, ролевых игр, мозговые штурмы, дискуссии, проекты, драматизация;

обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных ситуациях для работы над совместным проектом.

Каждый подход предполагает использование определённых методов, способов, технологий, которые постоянно развиваются и совершенствуются.

Применительно к иностранному языку в настоящее время наиболее востребованы и актуальны следующие из них:

«кейс» – метод;

метод использования электронных энциклопедий;

метод видеопроектов;

«веб-квест»;

метод проектов.

«Кейс» - метод в настоящее время имеет широкое применение в связи с курсом на модернизацию обучения. Суть данного метода – создание проблемной ситуации, требующей решения, или разработка вариантов выхода из сложившейся ситуации. Решение кейсов проводится в несколько этапов:

 первый этап — знакомство с ситуацией, ее особенностями;

 второй этап — выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;

 третий этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

 четвертый этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

 пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

При использовании кейс-метода в изучении иностранного языка у обучающихся:

повышается уровень знания иностранного языка в целом;

 развивается творческое мышление, заставляя думать на языке;

 развиваются навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке, умение вести дискуссию, формировать вопросы, аргументировать ответы, что способствует развитию речи);

 совершенствуются навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации;

 развиваются навыки работы в команде.

Метод кейсов, таким образом, предоставляет ученикам отличную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям.

Метод использования электронных энциклопедий.

Преимущество перед традиционными энциклопедиями очевидно. Пользователь имеет возможность быстро и без особых усилий найти необходимую информацию. Электронная энциклопедия на иностранном языке - это не только источник информации, но и источник лексики. Если учащийся пользуется энциклопедией при подготовке сообщения, он не только расширяет свой кругозор и пополняет багаж знаний, но и расширяет словарный запас.

Метод видеопроектов

Видеопроекты сделанные детьми стали отличным дополнением к урокам иностранного языка. Как личностно-ориентированная проектная деятельность, видеосъемка способствует совершенствованию различных навыков учащихся: письмо, актерское мастерство, операторские навыки, режиссерские навыки. Это стимулирует интерес учеников к изучению языка и активно привлекает навыки критического и творческого мышления на изучаемом языке.

Технология « Веб-квест» (Web-Quest)

   Неоспоримое преимущество Интернет состоит в том, что это – неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Люди, изучающие английский и обучающие английскому языку, бесспорно, находятся в более выигрышном положении. Однако, процедура поиска очень трудоемкая и требует значительных затрат времени и эмоций и особенно сложна для тех людей, которые не имеют навыков работы в информационном пространстве.

   Работа над проектами, когда педагог ставит определенные задачи и отсылает обучающихся за нужной информацией в Интернет, вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. Обучающиеся не смогут найти то, что им требуется, не имея навыков поисковой деятельности.

   Одним из возможных решений данной проблемы является использование структурного подхода, который дает обучающимся возможность организовать свой труд более эффективно, используя различные информационные ресурсы новыми способами, применяя творческие способности и навыки решения проблемных заданий и критического мышления. Эта технология называется «Web-Quest»

Quest в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.

Веб-квест (Web-Quest) в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет.

   При применении технологии Web-Quest на уроках иностранного языка можно решить следующие задачи:

  1. обеспечить  самостоятельность обучающихся;
  2. мотивировать обучающихся к изучению нового языкового материала и применению новых языковых знаний на практике;
  3. использовать большого количества актуальной аутентичной информации;
  4. развивать навыки информационно-познавательной деятельности;
  5. развивать критическое мышление;

   Данная технология меняет  и роль преподавателя иностранного языка. Он выступает как  организатор учебной деятельности и помощник в самостоятельной работе обучающихся, направляющий учеников или студентов к формированию навыков самообразования.

Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения, а  также реализацию результатов. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, вырабатывая при этом новые идеи.

Большую популярность сегодня получила и технология ТРИЗ (творческое решение изобретательских задач). Эта технология наиболее удачно подходит для уроков иностранного языка. Она включает в себя различные методы, такие как «Мозговой штурм»,  «Эффект лифта», метод синектики (аналогии), метод интеллект – карт, загадки (конкурсы).

Нельзя не сказать и о технологии критического мышления. Технология является актуальной, так как активирует умственную деятельность учеников через чтение и письмо, что является очень важным для иностранного языка. В технологии критического мышления есть разные приёмы и методы, но сегодня хотелось бы подробно рассмотреть один из них – это приём, который называется «Синквейн».             

«Синквейн» представляет собой 5 – строчную стихотворную форму, возникшую в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии (стихи «хайку» и «хоку» - традиционные японские 3 –строчные стихотворные формы).

Примеры японских трехстиший:

        Солнце заходит,              Сливы аромат…                        Олень лениво встряхнул

        и паутинки тоже            от лачуги нищего глаз                 бабочку со своей спины,

        в сумраке тают.            не отвести.                                и задремал опять…

Это метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Здесь сразу можно оценить словарный запас учащихся.

«Синквейн» является эффективным приёмом, так как в его основе лежат следующие  принципы:

  1. простота (могут составлять все);
  2. развивается творчество, интеллект;
  3. используется как заключительное задание по пройденному материалу;
  4. используется для проведения рефлексии, анализа полученной информации.

Принцип составления:

первая строка – ключевое слово (понятие), оно же тема;

вторая строка – 2 прилагательных, относящихся к определяемому слову;

третья строка – 3 глагола, связанных с ключевым словом;

четвёртая строка – предложение по теме, состоящее из 4 – 5 слов;

пятая строка – резюме (вывод) по всему сказанному.

Пример №1:  

  1. школа;
  2. большая, новая;
  3. читаем, пишем, учимся;
  4. ходить в школу – хорошо!
  5. Знания!

Пример №2:

        1) Berlin;

        2) schön, uralt;

        3) fahren, bewundern, spazieren gehen;

        4) Reisen bringt Freude!

        5) Besuchen!

В настоящее время существует большое количество технологий, методов, приёмов, поэтому, пожалуй, самое важное – это использовать и активнее развивать свои творческие способности, как учителя, и найти свой индивидуальный стиль обучения  и работы на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"

   Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существовани...

"Современные подходы к преподаванию иностранных языков в условиях введения ФГОС"

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях обновления содержания образования и повышения его качества.

Современные технологии обучения английскому языку аккумулируют дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучени...

Современные подходы к преподаванию иностранных языков в начальной школе в условиях ФГОС

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,...

Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС

laquo;Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС»       Особенности оценки предметных результатовОценка предметных резу...

Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО

Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на  три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результ...