Статья: "Нестандартный урок-как одна из основ формирования социокультурной компетенции."
статья по английскому языку по теме

Кольт Ольга Олеговна

В процессе проведения нестандартных  форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. . В моем докладе рассматриваются типы  нестандартных уроков, а также примеры применения  таких уроков как урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-телемост, урок-праздник на практике. Также в докладе рассмотрена тема проектов и их роль при подготовке нестандартных уроков.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нестандартный урок.468.38 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартный урок-как одна из основ формирования социокультурной компетенции.

Ванина Ольга Олеговна

учитель английского языка

г. Москва

     Свою статью  я позволю себе начать с басни "Лев", написанной немецким писателем и философом Гюнтером Андерсом: "Впервые услышав львиный рык, муха сказала курице: "Как странно он жужжит!". Та возразила: "Он не жужжит, он квохчет, но делает он это, действительно, как-то странно!"". [3;69.]

    Чтобы не уподобляться героям этой басни,  обучающиеся  должны уметь построить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства, понимая и принимая особенности их общения. Хорошо известно, что, осваивая каждый новый язык, человек расширяет границы своего мировосприятия и мироощущения. Его картина мира, созданная с помощью родного языка, его личностное пространство расцвечиваются новыми красками иной культуры.                                                                                                                                                                    Готовность жить в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет им в будущем компетентно вести свои дела, общаться с представителями другой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком и, следовательно, о развитии социокультурной компетенции.  

В последнее время имеет место быть тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Детям стало скучно учиться, у них нет возможности, в процессе обучения,  реализовать свои творческие потребности в самовыражении, самопознании, самоутверждении.  Комбинированный урок, в основном, направлен на пассивное усвоение обучающимися материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей и интересов обучающихся.

По моему мнению,  одной из важных составляющих при развитии социокультурной компетенции является проведение нестандартных уроков.  

Нестандартные  формы урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке. Нестандартные формы урока дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Нестандартные формы урока содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. Для учащихся,  нестандартные формы урока - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения:  положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Нестандартные  формы урока позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

Сама организация нестандартной  формы урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. нестандартные формы урока способствуют выработке определенного позитивного отношения к учёбе.

В процессе проведения нестандартных  форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.

Нестандартные уроки различаются между собой по форме и по видам.

Можно выделить следующие формы и разновидности уроков: [4]

Форма

Разновидность нестандартного урока

1. Соревнование

конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина

2. Основанные на видах общественной деятельности

исследование, изображение, анализ, первенство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия

3. Основанные на нетрадиционной подаче учебного материала

урок мудрости, откровение, дублёр начинает действовать

4. Основанные на публичных формах общения

пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, «живая» газета

5. Основанные на ориентации на фантазию

сказка, сюрприз

6.Основанные на имитации общественно- культурных мероприятий

экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная

7. Основанные на имитации деятельности учреждений и организаций

суд, следствие, цирк, трибунал, учёный совет, патентное бюро

8. Основанные на переносе в урок форм внеклассной работы

КВН, клуб знатоков, посиделки, концерт, «следствие ведут знатоки»

9. Основанные на трансформации традиционных способов организации уроков

лекция – парадокс, экскурсия – опрос, защита оценки, семинар, консультация

      Из вышесказанного следует, что нестандартный урок включает в себя разнообразные формы работы с материалом, например, такие как: проектная работа, работа с различными видео материалами, работа с использованием ИКТ средств, а также различные коллективно-творческие задания для обучающихся и т.д. Нестандартный урок, как уже говорилось выше, охватывает очень обширный материал на различные тематики. С помощью применения нестандартных уроков можно увеличить интерес и углубить знания обучающихся  о культуре стран изучаемого языка (например, проведя видео-урок по теме «Достопримечательности Лондона» или «Замки с приведениями в Великобритании» с различными заданиями по видео и творческими конкурсами). Также можно углубить знания обучающихся о национальных особенностях страны изучаемого языка( например, предварительно отработав материал по заданной теме, провести игру-викторину «Самый умный», посвященную национальным особенностям, тем самым мотивирую обучающихся на запоминание фактов о той или иной стане). Также эффективен метод проектов на различные тематики. С помощью учителя обучающийся может самостоятельно провести некое исследование и представить полученный результат на «Защите» проектов, тем самым, работая над какой-то определенной темой, он автоматически запоминает проработанную информацию.

      По моему мнению, нестандартные уроки являются наилучшим способом  формирования социокультурной компетенции, так как именно на этих уроках у обучающихся появляется возможность углубленно изучить культуру, национальные особенности, особенности речи стран изучаемого языка. И не только изучить, но еще и увеличить интерес к странам изучаемого языка и к самому языку.

После теоретических выводов хотелось бы перейти к практической части, чтобы на практике доказать эффективность и успешность использования нестандартных уроков в процессе формирования социокультурной компетенции.

     Одним из распространенных нестандартных уроков является урок-соревнование. Например, в рамках недели европейских языков мною проводились конкурсы «Своя игра» и «Самый умный» по параллелям.   Проведение такого рода мероприятия очень понравилось детям.  В течении всей недели европейских языков  дети изучали материал, касающийся традиций, обычаев, географии, национальных особенностей англоговорящих стран. По итогам недели был проведен нестандартный урок «Самый умный» среди 6 классов и  «Своя игра» среди 5 классов. Были выбраны по 2 представителя от каждого класса, и  они участвовали в финальной игре. Перед ними находилось игровое поле, вопросы в котором были разбиты  по категориям и уровням  сложности. Участник выбирал категорию и сложность вопроса и если он отвечал правильно, ему начислялось определенное количество баллов, от 1 до 5. Дети усердно готовились к данному уроку, учили материал, проявили большой энтузиазм, болельщики подготовили плакаты в поддержку участников.

     Также хотелось бы упомянуть о традиции, которая имеет место быть на моих уроках. Она, на мой взгляд, является очень интересной и позволяет проверить все, что усвоили дети по какой-либо теме  в непринужденной форме. Итак, это проведение КВНов по итогам юнита. Такой урок проводится в форме игры, класс делиться на две команды, которые получают различного типа задания. Например, составить грамматически правильное предложение. Такое задание называется «A secret letter», в нем даны слова, стоящие не по порядку. Либо, задание на лексику.  Дана картинка по пройденной теме, ниже несколько ключевых слов, нужно составить историю. Интерактивное взаимодействие учащихся в группах обеспечивает практическое использование языка  в ситуациях, моделирующих реальную действительность.

Важной частью, при формировании социокультурной компетенции, является знакомство обучающихся с культурой стран изучаемого языка.  Плодотворной почвой здесь является тема праздников.  Метод сравнения, позволяющий сопоставить факт родной культуры и культуры страны изучаемого языка, очень продуктивен. Здесь эффективен метод  проектов. Работа по проектной  методике  требует  от  учащихся  высокой  степени

самостоятельности  поисковой  деятельности,  координации   своих   действий, активного   исследовательского,    исполнительского    и    коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе  над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при  планировании  работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по  ходу  выполнения  проекта на правах соучастника [2; 41-46]. Например,  при изучении темы городов Великобритании, обучающиеся, получив определенные знания  по данной теме, создавали проекты, посвященные этим городам, учились по своим проектам составлять рассказы, а потом, по завершению работы над данной темой, проводился урок-путешествие. В частности, у нас было проведено два таких урока в прошедшем полугодии, посвященных Лондону и Нью-Йорку.

         При прохождении темы о знаменитых  людях  англоговорящих стран, нами была пройдена биография принцессы Дианы и дети показали блестящее овладение материалом при выполнении проектов на эту тему.  Работа над биографией принцессы Дианы является частью  подготовки  урока-телемоста, где будут рассмотрены еще несколько биографий. Обучающиеся будут «защищать» свои проекты, также мною подготовлен ряд творческих заданий для них к этому уроку. Например, одним из интересных  способов проверить овладение материалом, является составление синквейна. Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Применение синквейнов на уроках позволяет детям научиться обобщать информацию и выделять главную мысль. Хочу представить некоторые синквейны, которые были написаны детьми:

14 February

Famous, beautiful.

Love, play, celebrate,

Two hearts find each other.

Holiday.

14 February

Beautiful, happy.

Love, give presents, kiss.

People love each other

Love.

      Весьма интересной и плодотворной  формой  проведения  уроков  является урок-праздник. Эта форма урока  расширяет  знания  учащихся  о  традициях  и обычаях, существующих  в  англоязычных  странах  и  развивает  у  школьников способности к  иноязычному  общению,  позволяющих  участвовать  в  различных ситуациях межкультурной коммуникации. Мною были проведены уроки-праздники, посвященные «Дню-матери», «Новому году и Рождеству», «Хэллоуину», «14 февраля».  Обучающиеся с огромным энтузиазмом отнеслись к проведению таких уроков. Детьми были сделаны прекрасные открытки на «День матери», а также подготовлены проекты к « Новому году» и «Рождеству». Было проработано большое количество информации, просмотрены тематические фильмы о праздновании «Нового года и Рождества» в Великобритании,  по данным  фильмам  обучающиеся выполняли различного рода задания.  В том числе: Сравнить празднование Нового года в России и Великобритании и подготовить небольшое сообщение на эту тему. Особенно я бы хотела выделить празднование Хэллоуина. Как и к любому празднику мы с моими учениками готовились основательно, просматривали видеоролики, посвященные празднованию Хэллоуина в Великобритании и США, готовили проекты;  ученики начальной школы помогали с декорированием кабинета, мы разучивали песни, стихи и выполняли множество различных заданий. По итогу проделанной работы я провела урок-праздник в моем 5 «А» классе.  Класс был  украшен соответственно, дети пришли в костюмах, были приглашены родители. Было подготовлено мини-представление: обучающиеся рассказали о традиции проведения данного праздника, читали стихи, пели песни, проводили конкурсы, все проходило на английском языке. Детям такое мероприятие очень понравилось, не было отбоя от желающих провести конкурс, побыть ведущим или рассказать о традициях, все хотели принять участие. Я считаю, что проведение таких мероприятий как нельзя лучше показывает, как повышают интерес к языку нестандартные уроки. урок-праздник "Хэллоуин"


      Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный урок - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки очень  нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное - эффективные.

 Их главным достоинством является - развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся. Как известно, целью обучения иностранному языку в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. У обучающихся формируется интерес и уважение к культуре стан изучаемого языка, воспитывается культура общения и развиваются интеллектуальные и познавательные способности. Но все должно быть в меру и, поэтому не стоит увлекаться частым проведением нестандартных уроков, так как обучающие в скором времени к ним привыкнут, и уроки перестанут производить  нужный эффект. Проведение от одного до нескольких уроков в год в той или иной языковой группе учащихся при соблюдении жанрового разнообразия, чёткой структурной продуманности, вдохновение детей на ту или иную идею, совместную подготовку чудесного праздника – всё это станет несомненным залогом нашего успеха в методике и практике проведения нестандартных уроков. [1;3]

Литература:

  1. Базаркина Е.Л.  «Нестандартные уроки» Волгоград, 2007г. Стр. 3
  2. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка //  ИЯШ -  2002 - №3. С.41-46.
  3. Anders G. Der Blick vom Turm.-München:Pera-Druck, 1988-69S.
  4. http//www.1september

 

 

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Компетенция — это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности....

Формирование социокультурной компетенции на уроке французского языка (статья)

Это статья по теории и практике обучения французскому языку с использованием ИКТ...

творческий проект «Мультфильм как одно из средств развития социокультурной компетенции»

В наше время огромное внимание уделяется проектной деятельности. Для меня проект  - работа не одного дня. Это совместная слаженная работа учителя и учащихся. В нашей школе есть все необходимое об...

Доклад на тему «Региональный компонент в обучении английскому языку как одно из условий формирования социокультурной компетенции обучающихся»

Реализация социокультурного подхода осуществляется на уроках и при проведении внеурочных мероприятий страноведческого и лингвострановедческого содержания. Такого рода  мероприятия способствуют пе...

Презентация к докладу по теме «Региональный компонент в обучении английскому языку как одно из условий формирования социокультурной компетенции обучающихся»

Реализация социокультурного подхода осуществляется на уроках и при проведении внеурочных мероприятий страноведческого и лингвострановедческого содержания. Такого рода  мероприятия способствуют пе...

Статья на тему: "Песня на уроке иностранного языка как средство формирования социокультурной компетенции"

   Для успешного общения с представителями других культур необходимо владеть не только одинаковыми языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими навык...