Формирование социокультурной компетенции на уроке французского языка (статья)
статья (5 класс) по теме

Это статья по теории и практике обучения французскому языку с использованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции на уроках французского языка

                                                        Учитель французского языка

                                                  МОУ « Гимназия №12» г.о. Саранск  РМ

                                                                Назарова О.В.                                                                                                                                                                                                         

Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Актуальность  данной темы состоит в том, что ситуация в мире постоянно меняется. Благодаря усилиям  Совета Европы сложилась единая система оценки знаний по иностранному языку. В России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе.

Стратегической целью иноязычного образования в условиях школы является развитие и воспитание поликультурной личности, способной и готовой осуществлять продуктивное межкультурное и межличностное общение с носителями языка, представлять отечественную культуру и познавать иноязычную культуру в процессе диалога культур. Эта цель предполагает особый акцент на социокультурной (культуроведческой) составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. В общем плане социокультурная компетенция  включает в себя:

-знание учащимися национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях;

-умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями и собственными ценностными оринтациями.

Таким образом, развитие социокультурной компетенции способствует как формированию иноязычной коммуникативной компетенции в целом, так и формированию составляющих ее компонентов.

В содержании социокультурной компетенции рассматриваются следующие компоненты:

1.Лингвострановедческий.

Он предполагает овладение безэквивалетной  лексикой (в рамках изучаемых тем, предметов речи) и способов ее передачи на родном языке, фоновой лексикой, реалиями, характерными для используемых в процессе обучения текстов,  способами передачи реалий родного языка на иностранном языке (в рамках изучаемых тем, предметов речи).

2.Социолингвистический.

 Этот компонент предполагает умение осуществлять выбор лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватный условиям акта коммуникации, т.е. ситуации общения, целям и намерениям, социальным ролям партнеров по общению.

3.Культурологический.

 Культурологический компонент заключается в овладении учащимися национально – культурной спецификой страны изучаемого языка и умением строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой. Предполагает овладение сведениями: о стране, изучаемого языка, о ее географическом положении, природных условиях, достопримечательностях, о государственном устройстве, о национальных особенностях быта и культуры страны изучаемого языка, об особенностях речевого и неречевого поведения носителей иностранного языка.

Социокультурное развитие учащихся способствует:

1.Пониманию взаимосвязи между сложившимися образцами поведения и традициями, ценностями, отношениями, присущими культуре изучаемого языка;

2. Пониманию взаимосвязи между идеологией и продуктами материальной и духовной культуры страны изучаемого языка;

3. Осознанию роли родного языка и культуры в развитии общечеловеческой культуры;

4. Формированию аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны;

5. Развитию у учащихся языковой культуры описания реалий страны изучаемого языка и реалий российской жизни на иностранном языке;

6.Формированию оценочно-эмоционального отношения к миру.

Социокультурное образование средствами иностранного языка в средней школе закладывает основы, во-первых, для переноса позитивного опыта изучения стран изучаемого языка при последующем самостоятельном изучении других языков и, соответственно, других культурных сообществ, а во-вторых, для дальнейшего развития социокультурной компетенции в рамках избранного профиля обучения.

Формирование социокультурной компетенции предполагает формирование определенных качеств личности учащегося, к числу которых относятся:

-открытость (свобода от предубеждения по отношению к представителям иной культуры);

-терпимость (терпимом отношении к проявлениям чуждого, непривычного нам в других культурах);

-готовность к общению (желание и возможность вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности);

-речевой и социокультурный такт и вежливость.

Основными требованиями к результатам обучения иностранному языку в средней школе в области социокультурной компетенции являются:

1.Понимать роль владения иностранными языками в современном мире;

2. Иметь представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

3. Иметь представление о культуре стран изучаемого языка;

4. Знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка;

5. Применять эти знания в различных ситуациях.

Причиной возникновения ошибок социокультурного характера и, как следствие нарушения хода иноязычного общения является отсутствие или недостаточная сформированность социокультурной компетенции.

Как показывает опыт, в изучении иностранного языка многих учащихся в первую очередь привлекает возможность принимать участие в общении на социально значимые темы. Такая социокультурная  тематика,  отвечающая возрастным особенностям обучающихся,  хорошо представлена в УМК  “Синяя птица” издательства “Просвещение”.

Информационное, лингвистическое и экстралингвистическое наполнение содержательно-тематических блоков обеспечивается аутентичными материалами,  что позволяет добиваться таких целей как:

1. Развивать понимание аутентичных иноязычных текстов (аудирование и чтение).

2. Дать возможность учащихся овладеть новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения в коммуникативных целях; а также в области социокультурной компетенции, а именно увеличить объем знаний за счет информации социокультурного характера (в том числе фоновой и безэквивалентной лексики, национальными реалиями).

3. Расширить объем знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствовать умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом ситуаций общения, умение адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты.

4. Обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат чтение, аудирование, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности.

Формирование социокультурной компетенции на уроках французского языка я осуществляю через применение ИКТ. Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, их качество знаний, уровень информационной культуры, расширяет кругозор обучаемых, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.

Использование ИКТ эффективно на всех стадиях педагогического процесса:

-на этапе предъявления новой информации :

-на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия;

-на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

-на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

-на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

Уроки с ИКТ, уроки-путешествия в страну изучаемого языка являются без сомнения мощным стимулом в развитии познавательной активности школьников, повышении мотивации к изучению французского языка. Примером и результатом познавательной активности являются проекты – презентации учащихся к урокам по изучаемым темам и просто по темам, которые заинтересовали ребят и связаны с Францией и французским языком. Презентации включают в себя развивающий и воспитательный аспекты. При работе над презентацией у учащихся развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Также участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества,  учатся осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран.

Формирование социокультурной компетенции происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка, приводит к тому, что формируется широкая и разнообразная творческая образовательная среда. Использование в школе точно выстроенной, выверенной системы интеграции урочной и внеурочной деятельности позволяет эффективно формировать социокультурную компетенцию учащихся. Учащиеся нашей школы в рамках внеурочной деятельности по иностранному языку принимают активное участие в следующих мероприятиях: неделя иностранного языка, в театральных конкурсах, организованных городским управлением образования, в Днях Франкофонии, которые организует городское общество « Alliance» и многое другое.

Мой опыт работы показывает, что применение ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время значительно повышает мотивацию учащихся к изучению языка, повышает интерес к стране изучаемого языка, нравам и обычаям французов, позволяет индивидуализировать процесс обучения. Заметно повышается самостоятельная активность учащихся по поиску необходимой информации средствами Интернет, оформление её в презентацию для дальнейшей демонстрации одноклассникам, участия в языковых конкурсах. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, способствует формированию социокультурной компетенции.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.

аттестационная работа  по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

Реализовать  компетентностный подхода в обучении английскому языку, направленный на формирование метапредметных умений позволяют инновационные технологии и методы технологии развития критич...

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...

Статья: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА."

Как уже понятно из названия, статья посвящена способам формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой друг...

Формирование социокультурной компетенции на уроках немецкого языка

В статье описаны методы формирования общих компетенций на уроках немецкого языка....

статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight».

статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight»....