Формирование социокультурной компетенции на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

В статье описаны методы формирования общих компетенций на уроках немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kiseleva_statya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции на уроках

немецкого языка

Перед современным специалистом стоят следующие цели и задачи: он должен обладать как высокой квалификацией, так и способностью самостоятельно мыслить и профессионально развиваться. Практика показывает, что общие компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Для этого требуется создание особых условий и определение форм и методов обучения.

На уроках иностранного языка общие компетенции развиваются различными способами:

  1. через расширение страноведческих знаний на уроках;
  2. посредством выбора или создания текстов, иллюстрирующих новые области и разделы знаний;
  3. в ходе межкультурного общения, в результате которого расширяются социокультурные знания;
  4. с помощью ролевых игр и имитации;
  5. в процессе общения с носителями языка и изучения аутентичных текстов.

Активируя общие компетенции студентов, можно развивать их коммуникативные компетенции, в частности социокультурную компетенцию. Главной задачей считаю выбор соответствующих учебных пособий, совершенствование своих языковых знаний, поиск и использование необходимого дополнительного аутентичного языкового и страноведческого материала. Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста использую тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, интервью. Важно, чтобы текст соответствовал интересам и возрасту студентов и был максимально приближен к естественной ситуации.  Изучение страноведческого материала завершаю выполнением теста.     

Развитию социокультурной компетенции учащихся способствуют задания по проектной деятельности. В курсе иностранного языка метод проектов может быть использован в рамках программного материала практически по любой теме и в качестве внеаудиторной работы.

На уроках немецкого языка мы изучаем тему «Немецкоязычные страны». Тема охватывает много разделов «География и климат», «Города», «Достопримечательности», «Обычаи и традиции» и т.д. Проблема для проекта перед студентами ставится общая для всех: изучить страны изучаемого языка, их особенности, традиции и представить данный материал в качестве проектных заданий. При выполнении данных проектов студенты овладевают новой лексикой, частично предоставленной преподавателем, частично изученной самостоятельно в процессе работы с источниками информации. Кроме текстов, имеющихся в учебниках, они могут использовать дополнительный и наглядный материал Интернет - ресурсов. В основе такой самостоятельной работы лежит развитие познавательных навыков, умение ориентироваться в информационном пространстве.  Изучаемую тему завершаю уроком - защитой проекта.

Реализация социокультурного подхода очень хорошо осуществляется при знакомстве с традиционными немецкими праздниками Weihnachten (Рождество), Ostern (Пасха) и другими. Учащиеся 1-2 курсов очень охотно изготавливают национальные атрибуты праздников: рождественские венки и календари, пасхальные открытки, пишут письма Николаусу.

Метод проектов  позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой студентов, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, но и применять их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня на иностранном языке как средство формирования социокультурной компетенции

Песня на иностранном языке является одним из средств формирования социокультурной компетенции. Текст песни, история её создания, биография авторов и исполнителей - всё это расширит знания о куль...

Формирование социокультурной компетенции в процессе реферирования газетных текстов на профильном уровне обучения английскому языку в средней школе.

Формирование социокультурной компетенции в процессе реферирования газетных текстов на профильном уровне обучения английскому языку в средней школе.Майка И. Р., учитель английского языка МБОУ «Ги...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

«Особенности формирования социокультурной компетенции на занятиях по французскому языку»

«Особенности формированиясоциокультурной компетенциина занятиях по французскому языку»...

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку

Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Компетенция — это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности....