Особенности обучения английскому языку учащихся с ОВЗ.
статья по английскому языку на тему

Кривонос Ирина Владимировна

В статье рассказывается об особенностях обучения  английскому языку учащихся с ОВЗ, даются практические советы (из опыта работы).  Материал будет полезен педагогам, работающим с учащимися с ЗПР и ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения английскому языку учащихся с ОВЗ.

Обучающиеся с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Среди них одной из самых многочисленных  групп - учащиеся с ЗПР (задержкой психического развития) и ТНР (тяжелыми нарушениями речи). Причины ЗПР и ТНР разные: и ограниченная и функциональная недостаточность центральной нервной системы, и неблагоприятные условия воспитания, хронические заболевания и многие другие. Что особенного в этих детях? Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ. Это   связано  с недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами, нарушениями речи, а иногда с нарушениями в организации деятельности и поведения.  Но каждый ребенок, не зависимо от своих возможностей, должен получить достойное образование.  Как работать с такими учащимися, какие методы и технологии будут наиболее успешными в работе с ними.  

 В  школе, где я работаю, на протяжении многих лет существуют, так называемые, речевые класс, где обучаются дети с  ТНР и, зачастую, с ЗПР. И за многие  годы мы с коллегами пришли к определенным выводам и наработкам, «научились» работать с такими детьми.  У данных учащихся замедленно происходит усвоение лексического материала,  синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи;  поэтому для усвоения отбираем только наиболее употребляемые лексические единицы, вводим их только с опорой на наглядность, отрабатываем в чтении.  Каждый урок начинаем с  фонетических упражнений и фонетической зарядки. Используем стихи, рифмовки, пословицы.  Это помогает преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на английском языке, среди которых, важное значение имеют ритм и интонация. Это помогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволяет развить речевой аппарат, преодолеть стеснение.  У детей с ТНР и ЗПР  очень часто затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложнопостроенную речь им не освоить, так как  степень обученности  иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития. Поэтому  отбираем для изучения грамматические структуры не сложные в усвоении. Отрабатываем их только на хорошо известной лексике в чтении и письме. Вводимые структуры неоднократно повторяем, прослушиваем или просмотриваем  небольшие языковые фрагменты. Многократное аудирование вводимых структур от самых простых к более сложным позволяет лучше изучить необходимый материал.  Для развития навыков аудирования используем разные упражнения: послушай и повтори,  выдели из потока речи слова на определенную тему (услышь их), соотнеси услышанное с картинкой, хлопни в ладоши, когда услышишь определенный звук или слово на тему, послушай предложения и определи, какое оно ( вопросительное или утвердительное) и т.д.  Дети становятся намного мотивированнее, если представить небольшой  мультфильм, видео ролик, анимированную песню.

Работа с текстом — это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах с детьми с ОВЗ. Для развития навыков чтения выбираем тексты хорошо адаптированные, задания могут быть следующими: соотнеси предложение и картинку, поставь предложения в логическом порядке, закончи предложение, найди начало предложения, выбери верное слово для определенного предложения. Можно попытаться  найти определенные факты и выполнить упражнения типа True   / False.

Специфика обучения иностранному языку детей  с ОВЗ предполагает использование на уроках большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических  структур. Схемы, сигнальные карточки, картинки с надписями используем каждый урок.  Еще одним немаловажным фактором, по моему мнению, является постоянное повторение и возвращение к изученному материалу. Для этого используем различные карточки, игры (особенно лексические и грамматические).

Для  детей с ОВЗ очень важна постоянная смена деятельности, они не могут концентрироваться на определенном материале долгий период времени. Поэтому 1-2 физкультминутки  за урок для наших детей это норма. Физкультминутки я пытаюсь совместить с повторением лексики (лексические игры в движении «Выполни команду», «Покажи слово») или с развитием навыков аудирования (послушай песенку  и повтори).

Также очень важное значение при обучении детей с ОВЗ является создание ситуации успеха. Таких детей хвалим,  зачастую,  не за достижение определенных предметных результатов, а за стремление, активность и творчество.

Основная цель изучения иностранных языков в таких классах — развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся  память, речь, восприятие, мышление, кругозор.

В заключении хотелось бы сказать,  что проведение уроков английского языка с детьми с особенными возможностями  здоровья является сложным и очень кропотливым  процессом, но отсюда и большая радость, когда  ты видишь результат своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения английскому языку в 5 классе

Особенности обучения английскому языку в 5 классе...

Особенности обучения английскому языку с помощью мнемотехнических приёмов.

В работе рассматриваются основные приёмы, способствующие запоминанию обучающимися учебного материала на уроках английского языка....

Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе.

Психологические особенности обучения иностранному языку учащихся на старшем этапе....

Особенности обучения английскому языку в 3 и 4 классах с УМК «Английский в фокусе

«Особенности обучения английскому языку в 3 и 4 классах с УМК «Английский в фокусе» – Быкова Надежда Ильинична, почетный работник общего образования Российской Федерации, лауреат гранта Москвы в ...

Особенности обучения английскому языку во 2 классе с УМК «Английский в фокусе

«Особенности обучения английскому языку во 2 классе с УМК «Английский в фокусе» – Поспелова Марина Давидовна, заслуженный учитель России, почетный работник общего образования Российской Федерации...

Особенности обучения английскому языку учащихся младшего школьного возраста

Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка. Даже те, кто, казалось бы, пока молчат, могут быть заняты напряжённой мыслительной работой: обду...

Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС

В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...