Методика преподавания смыслового чтения на уроках английского языка.
статья по английскому языку по теме

В презентации дана характеристика смыслового чтения, описаны основные этапы работы с текстом и даны примеры упражнений, которые используются при работе  на разных этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pankovskaya_smyslovoe.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика преподавания смыслового чтения на уроках английского языка .

Слайд 2

Текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Тексту (и прежде всего печатному) отводится центральная роль в учебном процессе. Содержание учебной программы по иностранному языку требует, чтобы школьники умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов, т.е. развивать смысловую сторону чтения.

Слайд 3

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста

Слайд 4

Этапы работы над текстом Работа с любым текстом предполагает три этапа : предтекстовый текстовый посттекстовый

Слайд 5

Предтекстовый этап (ориентировочный ) Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей. Предтекстовый этап Учащиеся прогнозируют содержание текста по заголовку, иллюстрациям. На предтекстовом этапе так же осуществляется введение новой лексики к тексту.

Слайд 6

На этом этапе используются такие упражнения как: Предваряющие вопросы.( Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте) Глоссарий. (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.) Прогноз и впечатления. ( Попытка спрогнозировать содержание)

Слайд 7

Предтекстовый этап (ориентировочный) учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст и спросить себя: "Что я знаю по этой теме?" учащиеся записывают ключевое слово заголовка и составляют схему, заполняя ее ассоциации, возникающими у них еще до чтения.

Слайд 8

Предтекстовый этап (ориентировочный) Этот прием работы на предтекстовом этапе заключается в предсказании содержания текста по заголовку. Title

Слайд 9

Предтекстовый этап (ориентировочный) Christmas in Britain presents Christmas tree carols December Santa Claus stocking Go to the church

Слайд 10

Предтекстовый этап (ориентировочный) Еще одной значимой задачей предтекстового этапа является мотивация учащегося к изучению текста. Мотивационный аспект приобретает особую важность при самостоятельной работе с текстом. Поэтому постановка вопросов перед чтением текста позволит усилить мотивацию учащихся к работе над текстом .

Слайд 11

Текстовый этап Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

Слайд 12

Текстовый этап Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

Слайд 13

Текстовый этап Возможные упражнения: Найти ответы на предложенные вопросы. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто. Поставить предложения по порядку. Найти соответствия. Выполнить задание на множественный выбор.

Слайд 14

Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте . Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями и так далее. Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.

Слайд 15

Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте. Предложить как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста. Прочитать отрывок и пересказать его. Восполнить недостающую информацию.

Слайд 16

Текстовый этап Чтение с пометками Инсерт - приём v Знакомая информация – I knew that ….. + Новая информация - it is new for me that …. - Я думал (думала) иначе I don’t understand…; I don’t know why, how ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше - I have some questions

Слайд 17

Текстовый этап Чтение с вопросами. Чтение с остановками. Тайм-аут! (паузы для сохранения информации). Чтение в кружок (попеременное чтение ). Чтение в парах.

Слайд 18

Текстовый этап Преобразование текста в таблицу. Кластер. План в вопросах, с ключевыми словами.

Слайд 19

Чтение в кружок Начинается чтение текста по абзацам. Задача ученика — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. После каждого прочитанного абзаца слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ неверен или неточен, другие ученики его поправляют

Слайд 20

Чтение с остановками Цель — управление процессом осмысления текста во время чтения. Текст читается с остановками, во время которых учитель задает вопросы детям. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Слайд 21

Приём кластер Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. Технология составления: Ключевое слово; Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом; Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки; Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Слайд 22

Приём кластер Winter holidays watching TV skating visiting interesting places skiing Playing hockey reading

Слайд 23

Чтение с пометками Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?) 1. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. V – for information which is not new for you ; + – for new information ; ? – for information you didn’t understand, you have questions .

Слайд 24

Посттекстовый этап Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т. д.

Слайд 25

Посттекстовый этап Взаимовопросы . Сводные таблицы . Задание на соотнесения (между вопросом и утверждением; части текста с картинкой….) Верно , неверно, нет информации.

Слайд 26

Посттекстовый этап Заполнить пропуски в тексте. Восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений ). Вопросы после текста.

Слайд 27

Посттекстовый этап В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся можно предложить задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую: нарисуйте, начертите… перескажите, расскажите, спишите, докажите… напишите, продолжите, закончите, дополните… найдите эквиваленты, переведите…

Слайд 28

«Шесть шляп мышления» Используются при подведении итогов работы с текстом. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.

Слайд 29

Шесть шляп мышления Черная – выявление негативных фактов в тексте Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему. Зеленая шляпа – найти где и как применить изученый материал Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения. Белая – перечень фактов из текста Синяя шляпа предполагает общий вывод из текста

Слайд 30

«Ромашка Блума »-(шесть лепестков-шесть типов вопросов) «Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.) простые (Кто? Когда? Где? Как?) уточняющие (Правильно ли я понял..?) практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?) интерпретационные (Почему?) творческие ( Что будет, если..?) оценочные (Как вы относитесь ?)

Слайд 31

Творческие задания Подобрать пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста Написать рекламную брошюру какого-либо места из текста Дать совет герою , написать эссе Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя ее, а просто описать, что там будет; Пересказать текст от лица различных персонажей Написать синквейн

Слайд 32

Проблемы по формированию навыков смыслового чтения, безусловно, ещё имеются. Свою задачу, как учителя-предметника, вижу в том, чтобы продолжить работу по развитию навыков смыслового чтения учащихся через изучение и внедрение в свою педагогическую практику новых и эффективных приёмов, способствующих формированию навыков смыслового чтения.

Слайд 33

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям следующее : выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала; формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом; определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником ;

Слайд 34

предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности; повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед; организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мыщления ; обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Слайд 35

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение на уроках английского языка

Презентация к выступлению на районном методическом объединении....

Смысловое чтение на уроках английского языка

В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чте...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

смысловое чтение на уроках английского языка

Статья посвящена проблемам  чтения на уроках английского языка...

Смысловое чтение на уроках английского языка

Сейчас появилось новое понятие – смысловое чтение. Это вид чтения, которое направлено на понимание читающими смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...