Коммуникативная методика
статья по английскому языку по теме

Верёвкин Тарас Викторович

В данной статье кратко описываются особенности коммуникативной метолики и её основные принципы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные принципы коммуникативной методики

Значение первостепенно.

Диалоги должны быть функционально значимыми; в заучивании наизусть нет необходимости.

Основой для презентации языка является контекст.

Нет необходимости в постановке идеального произношения; просто понятного произношения вполне достаточно.

Попытки коммуникации на изучаемом языке поощряются с самого начала обучения.

Родной язык практически не используется.

Перевод может быть использован в минимальных количествах и только если это идет на пользу учащимся.

Работа со всеми четырьмя языковыми навыками начинается с первых занятий.

Учащиеся много работают в парах, группах и всем классом.

Язык изучается методом проб и ошибок.

На первое место ставится уверенность и беглость речи; грамматическая точность приобретается чуть позже.

Внутренняя мотивация учащихся возрастает из-за интереса к коммуникации на изучаемом языке.

В 1980 году ученые Канале и Свейн выделили четыре типа коммуникативных компетенций:

Грамматическая компетенция (насколько учащийся владеет грамматикой и лексикой изучаемого языка)

Социолингвистическая компетенция (понимание экстралингвистического контекста ситуации, в которой осуществляется коммуникация – отношения, социальные роли и т.д.)

Дискурсивная компетенция (понимание отдельных элементов текста и их взаимосвязи)

Стратегическая компетенция (умения начать, поддержать, закончить, возобновить и перенаправить коммуникацию)

Коммуникативная методика подразумевает развитие учащимися всех четырех компетенций.

Работа по коммуникативной методике на уроке

Работа на уроке, построенном по коммуникативной методике, может включать в себя различные типы заданий, но основной их характеристикой является то, что они решают практическую задачу: например, купить билеты в кино, сделать заказ в ресторане или решить, куда поехать в отпуск. В частности, ученый Лилтвуд выделяет два типа заданий на уроке: направленные на функциональную коммуникацию и направленные на социальную коммуникацию. Первая группа включает в себя такие задания, как сравнение картинок для поиска сходств или различий, расстановка событий по картинкам в правильном порядке, заполнение пропусков на карте или рисунке, следование указаниям или решение поставленной проблемы. Вторая группа включает беседы, диалоги, ролевые игры, импровизации или дебаты.

Как мы уже сказали, основной целью коммуникативной методики является обучение общению. Но как же это осуществить, если учащиеся пока не владеют нужными конструкциями или лексикой?

Работа по коммуникативной методике на уроке

Пример урока

Вот краткий пример урока, построенного по коммуникативной методике:

Презентация изучаемой грамматической конструкции через текст (устный или письменный): учащиеся читают или слушают текст, отвечают на вопросы относительно содержания текста

Работа непосредственно с изучаемой конструкцией: учащиеся находят ее в тексте, с помощью педагога выводят правило, как эта конструкция функционирует в языке

Контролируемая практика: учащиеся выполняют письменные задание на отработку данной конструкции: заполнение пропусков, выбор нужного варианта ответа и т.д.

Более свободная практика: учащиеся выполняют устное задание, где требуется применить изучаемую конструкцию. Подразумевается ограниченная коммуникация

Свободная практика: учащиеся выполняют задание в парах или группах, где им дается более общее задание. При его выполнении они могут применять как только что изученную конструкцию, так и любые другие известные им языковые средства.

Роль преподавателя в коммуникативной методике

В отличие от других методов, где преподаватель зачастую играет роль строгого надзирателя, в коммуникативной методике у преподавателя ролей несколько:

Аналитик потребностей: педагог оценивает, что необходимо каждому конкретному учащемуся

Ресурс: если у учащегося не хватает языковых средств, педагог может ему помочь

Организатор: педагог делит учащихся на группы и следит за эффективной работой в каждой из них

Советник: педагог дает советы учащимся относительно процесса обучения, решения проблем и повышения эффективности

Координатор – пожалуй, самая главная роль. Здесь педагог является неким связующим звеном между учащимся и изучаемым языком, ни в чем его не ограничивая и контролируя лишь там, где это необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвосоциокультурный компонент в коммуникативной методике по УМК "Английский в фокусе"

В данном обобщении передового педагогического опыта реализуется попытка теоретического осмысления и практического применения лингвосоциокультурной концепции в 10-11-х классах средней школы. Принимая в...

Лингвосоциокультурный компонент в коммуникативной методике по УМК "Английский в фокусе"

В условия введения новых стандартов ФГОС данная методика преподования иностранного языка является актуальной в докладе описаны основные положения и практическое применение методики....

Коммуникативная методика преподавания иностранного языка в учреждении среднего профессионального образования

Статья раскрывает основные моменты коммуникативной методики преподавания английского языка в учебном учреждении...

Коммуникативная методика обучения английскому языку.

         Рассмотрим теперь собственно коммуникативную методику обучения английскому языку. Обзор методики, приведенный в данном разделе, основывается на общеевропейской...

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе.

     Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны прежде всего со стремительным развитием высоких технологий (космических, инфор...