Опорные схемы в обучении навыкам устной речи
статья по английскому языку на тему

Захаркина Елена Владимировна

Мое ноу-хау

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опорные схемы в обучении навыкам устной речи

«Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми её можно наилучшим образом обеспечить…» (Никитенко З.Н.)

Психические особенности младших школьников

  • Аналитико-синтетическая деятельность находится на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
  • Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие.
  • Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.

Особенности восприятия сюжетной картинки таковы: младшие школьники используют картинки как средство, облегчающее запоминание. При запоминании словесного материала на всем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.

Младшие школьники не умеют еще в должной степени управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, полноценно, самостоятельно работать с наглядными пособиями.

Учащиеся — «левополушарники» предпочитают:

•        работу шаг за шагом;

•        работать от частного к общему;

•        фокусироваться на узкой тематике;

•        работать с каждым этапом отдельно от общего подхода;

•        правила и структуру;

•        логику вместо интуиции;

•        факты вместо собственного опыта.

Учащиеся — «правополушарники» предпочитают:

•        увидеть «целостную картину» с четкой сутью и целью;

•        работать от общего к частному;

•        изучать материал, опираясь на интуицию и личные особенности;

•        вступать в работу на любом этапе;

•        избегать правил, деталей и организованности;

•        устанавливать взаимосвязи между темами, находить между ними общее.

Известно, что память младших школьников имеет следующие особенности:

•        Наглядный материал запоминается лучше, чем словесный;

•        Названия предметов запоминаются лучше, чем абстрактные понятия;

•        Абстрактный материал, обобщающий ряд фактов, запоминается лучше, чем абстрактный материал, не подкрепленный фактами.

Теоретические знания как предмет учебной деятельности усваиваются, по В.В.Давыдову, посредством исследовательско-воспроизводящих действий, направленных на содержательное обобщение, и служат для учащегося способом «открыть некоторую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой некоторого целого, открыть закон становления, внутреннего единства этого целого».

Отмечая роль процессов чувственного ознакомления с учебным материалом, В.А.Крутецкий подчеркнул два существенных момента их организации в процессе усвоения: наглядность самого материала и воспитание наблюдательности у обучаемых. При этом отмечается необходимость связи предметной, изобразительной и словесной наглядности. Эффективность процессов ознакомления, запоминания и сохранения учебного материала в памяти определяется включенностью обучающегося в активную собственную деятельность учитывая при этом психологические особенности его восприятия (визуалы, кинестетики, аудиалы).

     Выход для учителя, не желающего смириться с неудачами в обучении слабых учеников, один – исследование параметров, характеризующих ребёнка. Их достаточно много, но начинать надо с главного – установления доминирующего канала восприятия учебного материала.

       Психологи условно разделили людей по ведущему каналу восприятия информации на следующие категории:

1)        визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации). Они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение.

2)        аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации). Они разговаривают сами с собою, шевелят губами, проговаривают слова при чтении, любят музыку, любят дискуссии.

3)        кинистетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения). Для этих учеников характерно обилие движений, богатые физические реакции, жестикуляция.

   

 Обладая представлением о том, к какой категории принадлежит ученик, можно предположить, что:

-  аудиал при введении материала проявит себя в работе с аудиоматериалом, прослушиванием высказывания и составлением подобного по образцу. При закреплении материала ему легко дадутся упражнения, направленные на расширенные высказывания, на выражение собственного мнения и отношения.  Такой ученик преуспеет в составлении рассказа на основе прослушивания аудиозаписи.

   -  визуал при введении материала будет прекрасно работать с текстом учебника. При закреплении ему лучше предложить упражнение тип «Снежный ком», упражнения, представленные в диалоговом режиме. Рассказ он составит с опорой на картинки или текст.

    - кинистетик лучше освоит новый материал в игре, при закреплении материала он будет успешен в составлении подобного по образцу. Такие ученики побеждают в играх-соревнованиях.  

     

Учёт в организации учебного процесса ведущего канала восприятия при работе со слабоуспевающими учениками является проявлением индивидуального подхода.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Виктор Федорович Шаталов разработал свою систему обучения в начале 1970-х гг. Она нацелена на то, чтобы ученик понимал, помнил и применял свои знания в различных условиях.

Опорные сигналы выступают средством, но средством многофункциональным, пронизывающим весь учебный процесс.

Основные требования к опорным сигналам:

• лаконичность – максимальная краткость;

• структурность – ясно видимые связи между всеми изображёнными на листе элементами;

• наличие смысловых акцентов – в общей структуре должны быть выделены разнородные элементы, начало и конец логической цепочки, ключевое событие, главная причина и т.д.;

 

• автономность – каждый лист опорных сигналов обладает смысловой завершённостью, соответствует определённой теме учебного материала;

• ассоциативность и образность условных изображений;

• доступность для воспроизведения от руки (опорные сигналы воспроизводятся детьми при проверке домашнего задания);

• цветовая наглядность – использование разного цвета для расстановки смысловых акцентов.

Языковой конструктор представляет собой набор слов разных частей речи, которые могут быть использованы как отдельно для работы с лексическими единицами, так и совместно при изучении грамматических структур и для чтения. Его многофункциональность определяется удобством трансформации. Мы бы сказали, он позволяет превратить обычную доску в интерактивную.

В целом, прочность усвоения зависит от системности, смыслоорганизованности воспринимаемого учебного материала, его личностной значимости и того эмоционального отношения, которое этот материал вызывает у ученика. Если сам учебный материал вызывает чувство радости, удовлетворения, то этим создаются психологические предпосылки эффективности усвоения. Реализовать идеи системно-деятельностного подхода на уроках также помогает языковой конструктор.

Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы потом становиться большим художником.

В.В.Давыдов        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опорные схемы в обучении навыкам устной речи на начальном этапе Подготовила: Захаркина Елена Владимировна, учитель английского языка МБОУ СОШ № 46

Слайд 2

«Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми её можно наилучшим образом обеспечить…» (Никитенко З.Н.)

Слайд 3

Младшие школьники с точки зрения педагогической психологии Аналитико-синтетическая деятельность находится на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие. Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.

Слайд 4

Ученики разные! « левополушарники » предпочитают • работу шаг за шагом; • работать от частного к общему; • фокусироваться на узкой тематике; • работать с каждым этапом отдельно от общего подхода; • правила и структуру; • логику вместо интуиции; • факты вместо собственного опыта « правополушарники » предпочитают • увидеть «целостную картину» с четкой сутью и целью; • работать от общего к частному; • изучать материал, опираясь на интуицию и личные особенности; • вступать в работу на любом этапе; • избегать правил, деталей и организованности; • устанавливать взаимосвязи между темами, находить между ними общее

Слайд 5

Визуалы Они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение. Рассказ он составит с опорой на картинки или текст. Кинестетики Для этих учеников характерно обилие движений, богатые физические реакции, жестикуляция. Лучше осваивают новый атериал в игре, при закреплении материала они будут успешны в составлении подобного по образцу . Аудиалы По ведущему каналу восприятия При закреплении материала ему легко дадутся упражнения, направленные на расширенные высказывания, на выражение собственного мнения и отношения.

Слайд 6

Основные требования к опорным сигналам структурность автономность доступность для воспроизведения лаконичность наличие смысловых акцентов ассоциативность и образность цветовая наглядность

Слайд 7

обучение грамматике

Слайд 8

Обучение лексике

Слайд 9

Тематические опоры

Слайд 10

Монологическая речь

Слайд 11

Диалогическая речь

Слайд 12

Интерактивные опоры

Слайд 13

не надо загружать детей разной информацией, лучше научить размышлять над тем, что им доступно в их возрасте…

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение навыкам устной речи по теме «Небылицы»

Урок в 4 классе по теме "Обучение навыкам устной речи по теме «Небылицы»...

«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»

В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....

Развитие навыков устной речи при обучении французскому языку

При обучении французскому языку, как и любому иностранному языку, очень важно научить общаться на французском языке и не бояться его. Здесь представлены мои наработки того, как я добиваюсь этой цели н...

Методическая разработка по развитию навыков устной речи в условиях дистанционного обучения

Методическая разработка составлена с целью способствовать формированию навыков устной речи (аудирования и говорения) в 8 классе общеобразовательной школы в ходе изучения французского языка по учебнику...

Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средство формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения

Актуальность использования аутентичных материалов в обучении аудированию заключается в их функциональности, т.е. в их ориентации на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к ест...