Развитие критического мышления при обучении чтению и письму.
статья по английскому языку на тему

Костыркина Елена Викторовна

Статья "Развитие критического мышления при обучении чтению и письму". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Развитие критического мышления при обучении чтению и письму.

Мир, в котором мы живем, стремительно меняется, поэтому в школе мы должны направить детей на то, что им придется решать те проблемы, с которыми они еще не сталкивались. Понятие «критическое мышление» означает осмысленный подход к обучению, помогающий получать знания, а не только их запоминать.

Один из приемов, которые помогают развивать критическое мышление на уроках, это разные виды вопросов.

  • Простые вопросы, которые требуют конкретных ответов, фактической информации. Пример такого вопроса: «Где произошло данное событие?»
  • Уточняющие вопросы, которые формируют способность выражать мысли. «Правильно ли я понял, что…?»
  • Вопросы-интерпретации, которые помогают осознать причины событий, мнений и т.д. «Зачем герой это сделал?»
  • Оценочные вопросы, развивающие эмоциональную сторону мышления. «Что ты чувствуешь по отношению к данному событию?»
  • Творческие вопросы, которые направлены на развитие творческого мышления. «Если бы ты был волшебником, как бы изменилась твоя жизнь?»
  • Практические вопросы, которые заставляют задуматься о том, как использовать приобретенные знания на практике. «Как пригодятся в реальной жизни то, что ты узнал сегодня на уроке?»

Еще один прием при работе с текстом – это универсальная, надпредметная технология, разработанная американскими учёными Чарльзом Темплом, Куртом Мередит и Джинни Стил. При обучении чтению учащиеся проходят три стадии:

  1. Стадия вызова (пробуждение интереса к предмету)
  2. Стадия реализации смысла (освоение материала во время работы над ним)
  3. Стадия рефлексии (обобщение материала, подведение итогов)

ЗАДАЧИ СТАДИИ ВЫЗОВА.

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания по изучаемому материалу,
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу,
  • Помочь учащимся самим определить направления в изучении темы.

ЗАДАЧИ СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ СМЫСЛА.

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал,
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

ЗАДАЧИ СТАДИИ         РЕФЛЕКСИИ

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал,
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Пример работы с текстом согласно данной схеме.

- Стадия вызова.

На доске висят фотографии моделей, а также девочек и девушек, которые явно очень худые.

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Что объединяет этих девушек? Какие проблемы у них могут быть?

Участники делают предположения.

Затем участники делятся на группы, и им предлагается провести мозговой штурм и решить, что им уже известно. Через 2-3 минуты участники вместе рисуют кластеры на отгаданную тему. Кластеры могут иметь такой вид:

- Стадия реализации смысла. Теперь давайте прочитаем текст, но информацию нужно рассортировать по колонкам. Читая текст, заполните, пожалуйста, соответствующие колонки таблицы. Текст из учебника Starlight English. 10 класс. В. Эванс, Д. Дули, К. Баранова, В. Копылова, Р. Милруд.

In the beginning, I put it down to a simple case of exam nerves. My daughter Sarah had just turned sixteen and was studying hard for her GCSEs. I knew she'd do well, as she was top of the class in all her subjects at school and had always been a high achiever. But as the time for the exams drew nearer, her behaviour started to change - drastically.

Sarah became sullen and withdrawn. She wasn't the lively teenager I knew. But the most worrying thing of all was that she was hardly eating anything. She refused to eat with the rest of the family and was having only light snacks in her  room. At the time I didn't want to make a big deal of it, as I thought I'd just make her more anxious about her exams. I was convinced that once she'd taken the exams, she would soon settle down and everything would get back to normal.

But it didn't. In fact, it got worse. By the middle of the summer, Sarah had become very skinny and pale. She also had wild mood swings, bursting into tears or becoming enraged by the slightest thing. I should say at this point that my initial reactions to this situation weren't very helpful. We had huge fights about her being too thin and I tried to persuade her to eat more, but

she just turned her nose up at everything I offered her. When nothing I said or did seemed to make any difference, I really felt at a complete loss about what else I could do or who I could turn to. I was desperate. After a lot of thought I realised that I would have to try other tactics. Screaming and tearing my hair out were definitely not improving the situation.

I started by looking up eating disorders on various websites, to get as much information as I could, and what I found out almost scared me to death. Anorexia nervosa is a condition that typically affects teenage girls. There are a variety of reasons as to why it can develop, but it is usually said to be because of a distorted body image and lack of self-esteem. Some young women think they are too fat, even when they are not, and feel that they are unattractive or worthless. The media have been accused of playing a role in the rise of eating disorders in recent years, because of the way they portray women. Using underweight models in adverts in glossy magazines and on television may be a factor in encouraging young women to equate thinness with beauty, glamour and success.

I was shocked to discover that this disease can seriously damage the heart andmake bones brittle and easy to break. However, the most frightening aspect of the condition is that in 10% of cases it leads to the death of the sufferer. The information was terrifying, but it helped me to come to terms with the fact that someone with a severe eating disorder needs love and support and urgent medical attention.

It took a lot of calm and gentle persuasion to get my tearful daughter to agree to go with me to a doctor who specialises in eating disorders. That was two years ago and the road to recovery has been long and hard. Sarah spent two months in hospital to get her weight back to normal and since then she has been seeing a psychiatrist to help her deal with the underlying causes of the problem.

It was tough for me, too. I felt very guilty about her illness - that somehow it was my fault, and I was a bad mother who had caused her daughter so much anxiety she had started to starve herself. But we've managed to get through it together. Now Sarah is looking forward to starting university, the colour has returned to her cheeks and she is back to being the vibrant young woman she was before the whole dreadful nightmare started.

Я знал(а)

Я только что узнал(а)

Это меня удивило

Через некоторое время учитель начинает обсуждение записанного. Участники говорят, что они записали в таблицу и поясняют, почему.

-А теперь прочитайте это текст ещё раз и заполните вторую таблицу. Запишите причины, по которым у школьницы началась анорексия. На этот раз учащимся предлагается не только получить информацию, но и оценить её.  

Причины проблем девочки

Виновата ли мама девочки в ее проблемах? Что она сделала не так?

После заполнения таблицы вновь начинается обсуждение.

- Стадия рефлексии.

На сегодняшний день проблема анорексии разрастается. В течение 5 минут напишите свои действия, если вы заметите эту проблему у вашей подруги или сестры. Обменяйтесь мнениями с партнером.

В качестве домашнего задания предлагается найти в англоязычных источниках (как текстовых, так и видео) реальные истории девочек, столкнувшихся с этой проблемой, и сумевших с ней справиться, и рассказать об их опыте борьбы с этой проблемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания

P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...

Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо с целью формирования их коммуникативной компетенции

Презентация Microsoft Power Point "Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках английского языка с целью развития их коммуникативной компетенции" состоит из 24 слайдов. На ...

Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий по теме: «Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письм

Итоговая работапо модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологийпо теме:«Развитие творческого и ...

Метод критического мышления при обучению чтению и письму

Методы обучения осмысленному чтению и письму....

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма

Технология  развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий сотрудничества и  разви...

Упражнения, используемые в технологии развития критического мышления при обучении чтению(часть урока).

Упражнения, используемые в технологии развития критического мышления при обучении чтению(часть урока).[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24041527","attributes":{"alt":"","class":"media...

Технологии развития критического мышления в обучении чтению

В статье даны практические советы по применению ТРКМ на уроках английского языка...