« Тонкая материя обучения»- использование технологий развития
статья по английскому языку

 Черных Ольга Ивановна

Одной из составляющих проекта является соотнесённость  с объективной реальной действительностью. Рассмотреть конкретную ситуацию, которая может возникнуть в ходе обсуждений прочитанного текста, актуальных событий, когда обнаруживается дефицит знаний в той или иной сфере

Скачать:


Предварительный просмотр:

        О.И.Черных ,

                                                                            Учитель английского языка

« Тонкая материя обучения»- использование технологий развития

Государственные документы в сфере образования, определяющие стратегию развития отрасли на долгосрочную перспективу, объективно должны основываться при их создании на принципе органичного единства преемственности и инновационности. В полной мере эта методологическая установка воплощена в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, которые преемственно развивают многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов или их аналоговых документов. В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентированного развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных иерархических уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. 

Сейчас мы рассчитываем на то, что стандарт будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты. Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение. От двухкомпонентного состава стандарта, включавшего обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников, мы перешли к другой структуре.
Она включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты»*.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ.



Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.

Очень часто мы слышим, что традиционные способы образования устарели и будущее за инновационными методами передачи знаний. С одной стороны, анализ изменений, происходящих в нашем обществе, состояния сферы образования позволяет говорить о новом или обновленном содержании образования. Но действительно ли определяющее значение в достижении современных целей образования принадлежит исключительно инновационным технологиям или методикам преподавания?

Эпицентром образования является человек свободный и активный, способный к общению и сотрудничеству с другими людьми, с самим собой и культурой. Все это знаменует отход педагогики от парадигмы формирования личности с заданными свойствами, с определенными знаниями, умениями и навыками, и поворот к разработке теории образования как личностно-ориентированного педагогического процесса. Термин "традиционное обучение" подразумевает классно-урочную систему Яна Амоса Коменского, которая до сих пор является преобладающей во всех школах мира. Традиционная технология - авторитарная технология, в которой практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей личности. Но, как и любая технология, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести систематичность, организационную четкость, упорядоченную подачу материала, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение. Всякое обучение, по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно- ориентированным.Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие реальности, и, следовательно никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а  подчас и инициатором любого процесса своего образования.

Но нельзя «сбрасывать со счетов» ,что немаловажный,а возможно, одно из важных условий  для обучения и развития ребёнка играет сам образ учителя.

На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Он распознает фальшь, остро отреагируют на невнимание, и оценит тех педагогов, которые отнесутся к нему с уважением и пониманием. Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, находить с ними общий язык, понимать детские проблемы, и, естественно, должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень, должен ставить себя на его место. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет. Таким образом, определяющим результатом  внедрения различных форм и средств в процесс образования является развитие личности учителя и ученика, и это есть связующее звено между традиционным и современным подходом.  Никакие инновационные технологии не дадут положительного результата в систему обучения и развития без умения учителя заинтересовать ученика, то есть соответствовать тем  видам компетенций ,которые диктуются развитием общества в целом, никакие усилия не имеют смысла, если информация не принята ребенком. Задача учителя состоит не только в формировании знаний и умений, но и развитии избирательной способности учащихся, навыков рефлексии, ответственности, формирования образа собственного «Я».

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Как учитель иностранного языка, хотелось бы в качестве примера использования традиционных и инновационных форм привести некоторые аспекты обучения английскому  языку в школе. Основной целью обучения иностранным языкам является, как известно, формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество,активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. На сегодняшний день в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность выбирать и строить педагогический процесс по любой модели. Так, разрабатываются различные варианты содержания образования, практически обосновываются новые идеи и технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными на взгляд ведущих ученых являются следующие:

- обучение в сотрудничестве (cooperative learning);

- метод проектов;

- разноуровневое обучение;

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению

В связи с тем, что развитие личности требует её взаимодействия с окружающими людьми, необходимо организовать это взаимодействие на основе совместной предметно-ориентированной, мотивированной коммуникативной деятельности учащихся между собой и с учителем, в связи с этим на протяжении многих лет я использую метод проектов в своей работе. Уже в начальной школе есть учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают специальную литературу. Поэтому нам важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести их на дорогу поиска в науке и в итоге помочь наиболее полно раскрыть свои способности

 В ходе обучения английскому языку учащиеся усваивают довольно обширный и разнообразный фактический материал, касающийся истории, географии, экологии, особенности жизни людей разных стран, их традиции, обычаи, менталитет. Разнообразие усваиваемых конкретных фактов удачно сочетается с известным единообразием языкового материала,                                      ( словосочетаний, оборотов речи, грамматических конструкций, терминов) необходимого для построения иноязычных высказываний на соответствующие темы. Такое сочетание, при котором повторяемость языковых структур сосуществует с вариативностью их лексического наполнения, создаёт благоприятные условия для  систематизации и закрепления усвоенного материала. Исходя из этого, было  организовано проведение нескольких обобщающих уроков в старших классах, посвящённых различным аспектам изученного материала.

На базе страноведческого материала учебника В.П. Кузовлева, а также дополнительных источников, были выделены аспекты страноведческой и краеведческой информации). Более широкое приобщение учащихся к  развитию творчества и совершенствованию языковых знаний позволяют осуществить проекты, интегрированные в обучении ИЯ.

Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, потребность в самореализации и самообразовании. В конечном плане предполагается достижение коммуникативной компетенции, а значит определённого уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществить иноязычное общение. Проект- самостоятельно планируемая и реализованная форма работы учащегося, в которой он проявляет свой творческий  потенциал , исследовательские способности, фантазию, креативность, активность. Учитель избавляется от привычной функции           « всезнающего оракула» , а выступает в роли консультанта, помогая ученику и направляя его познавательную деятельность.

Одной из составляющих проекта является соотнесённость  с объективной реальной действительностью. Рассмотреть конкретную ситуацию, которая может возникнуть в ходе обсуждений прочитанного текста, актуальных событий, когда обнаруживается дефицит знаний в той или иной сфере. Например, при обсуждении темы « Город» вовлечь учеников в процесс разговора о своём родном городе , образуя так называемые разделы, которые вызывают интерес и побуждают к поисковой краеведческой работе. Таким образом и был разработан урок по теме               « Елец, мы гордимся тобой!» Концептуальной основой данного урока являлась развивающая и коммуникативная направленность. Урок представлял собой демонстрации и защиту проектов, выполненных учащимися в форме компьютерных презентаций, подготовленных на основе краеведческого материала. Учащимися были самостоятельно выбраны темы разрабатываемых проектов. Предварительная работа осуществлялась сформированными по интересам группами, каждый член которой выполнял работу в соответствии с его желанием и способностями. Степень инициативности и самостоятельности на этапе подготовки зависела от его личных возможностей.

        В итоге был собран материал по темам:

1. Общая информация о православном Ельце. Старейшие церкви.

2. История Ельца. Основные даты нападений и сражений с иноземцами.

3. Знаменитые люди, их биографические данные, вклад в развитие культурной и духовной жизни города и страны в целом.

4. Культурное наследие. Памятники.

УМК В.П.Кузовлева « Английский язык 10-11 класс» содержит богатый страноведческий материал. Именно на его основе и возникла идея создания урока с использованием элементов проектной методики « Россия. Мы русские.» Данный урок являлся также завершающим и должен был выполнить задачи повторения и обобщения материала. Содержательный аспект –это доказать утверждения учёных, писателей о влиянии географии , климата на особенности характера населения конкретной местности. Помимо этого я решила включить ещё и влияние исторических событий на формирование характера. Кроме этого, тема России как одна из приоритетных тем по формированию социокультурной компетенции учащихся, расширение познания географии, климата, традиций и праздников, истории и известных людей, умение рассказывать об этом посредством английского языка иностранцам, интересующимся особенностями русского человека, а этот интерес всегда существовал. Русская кухня, нравы русских, непонятные иностранцам, другие обычаи.

Основным и ведущим принципом обучения иностранного языка является принцип коммуникативной направленности, и поэтому «Иностранный язык» как никакой другой учебный предмет помогает развивать интеллектуальные умения и коммуникативную культуру.
Научно-исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках своих тем и проводится индивидуально с отдельными учащимися, имеющими наиболее ярко выраженный интерес к той или иной области знания и достаточно высокий уровень сформированности тех умений о которых говорилось ранее
.
Ещё один из видов технологий, который является традиционным и в то же время актуален и в наши дня в обучении иностранному языку –это принцип сотрудничества, который  мне представляется наиболее интересным для массовой школы как общедидактический концептуальный подход. Особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание образования. Это технологии, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому ученику возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие

группы (по 3-4 человека) и дать им ОДНО общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении ЭТОГО задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве. Представьте себе, что вы знакомите ребят с новым грамматическим материалом. Времени на объяснение отводится не так уж много. При этом очень важно, чтобы новое грамматическое явление было осмыслено правильно, ибо от этого во многом зависит дальнейшее овладение навыком. Значит необходимо организовать практику по формированию ориентировочной основы действий (ООД). Такая практика, устная или письменная, требуется каждому ученику группы. Если ребята будут работать фронтально, то слабые ученики рискуют так и не понять, почему нужно выполнять задания так, а не иначе. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые ученики не смогут самостоятельно разобраться в новом материале. В малых же группах, организуемых так, чтобы в каждой группе, состоящей из 3-4 человек, обязательно был сильный ученик, средний и слабый, при выполнении одного задания на группу, учащиеся ставятся заведомо в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результатах всей группы. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также ОДНА на группу. Это не обязательно отметка (в баллах). Это могут быть разные виды поощрения, оценки деятельности группы.

Очевидно, что из всего многообразия педагогических технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. Развитие образования должно идти эволюционно, любые революционные преобразования ему противопоказаны. Всякое нововведение должно быть подготовлено, поскольку направлено оно на личность ученика, а это, как известно, «тонкая материя» и подлежит развитию только в условиях личной заинтересованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания

P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...

Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"

      Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...

Практическое использование технологии развития критического мышления при обучении иностранным языкам: из опыта учителя.

Чтобы учение стало учебной деятельностью необходимо не только и  не просто получение знаний, а главное  -  способы их приобретения. Важно, чтобы учащиеся  самостоятельно добывали з...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников

Использование технологии развитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников...

Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.

На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...