Доклад "Использование технологий развития критического мышления при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения"
методическая разработка по русскому языку

Дорофеева Ольга Владимировна

Доклад на МО апрель 2023

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_fevral_2023.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Доклад на ШМО по теме:

 «Использование технологий развития критического мышления при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения».

Учитель: Дорофеева О.В.

Рассмотрено   и согласовано на заседании ШМО

                                                                   

Протокол №_______от «___» _________2023г.

Руководитель ШМО_________________________

Одна из значительных проблем, с которой встречается учитель в современной школе, проблема мотивации детей. Для создания мотивации у учащихся требуется развить у школьников критическое мышление с помощью специальной технологии и шести приемов. Так вы научите учеников грамотно использовать информацию, нести ответственность за свои действия и их результаты, рефлексировать.

Авторская технология и шесть приемов, чтобы развить критическое мышление у ваших учеников.

Для создания мотивации у учащихся требуется развить у школьников критическое мышление с помощью специальной технологии и шести приемов. Так вы научите учеников грамотно использовать информацию, нести ответственность за свои действия и их результаты, рефлексировать.

Как применять технологию развития критического мышления на уроке?

Самое главное в уроке на развитие критического мышления – постоянно поддерживать активность школьников. Они должны не просто слушать учителя, а самостоятельно добывать информацию. Для этого вовлекайте их в обсуждение, побуждайте высказывать мнение и обмениваться информацией. Используйте не фронтальную форму работы, а групповую или парную. Применяйте метод мозгового штурма, ментальные карты, кластеры. Например, возьмите текст по теме. Разбейте класс на 3–5 одинаковых по уровню групп. Каждой группе предложите часть текста. Пусть группа изучает свой отрывок, а затем передает информацию другим. К концу урока каждый ученик должен понять текст целиком.

Урок на развитие критического мышления надо строить из трех этапов. Расскажем о каждом из них подробнее.

Этап 1. Мотивация учеников к изучению новой темы. Чтобы развить у школьников критическое мышление, постройте урок так, чтобы на его первом этапе дети обратились к своим знаниям и опыту. Здесь важны не только знания по теме, но и личный опыт, ассоциативные связи. Далее предложите школьникам систематизировать знания в графической форме в виде таблиц, ментальных карт, кластеров. Именно тогда ребята осознают дефицит своих знаний, поймут, что им не хватает дополнительной информации. Затем задайте несколько вопросов по теме и предложите отсортировать их по трем колонкам: «Мне это хорошо известно», «Я слышал об этом, но не уверен в своих знаниях», «Я ничего об этом не знаю».

Этап 2. Работа с новой информацией. Это может быть любой материал: текст учебника, научная статья, блог в интернете, видеолекция, отрывок научно-популярного или художественного фильма. Не заставляйте учеников просто запоминать и воспроизводить определения и факты. Дети должны в первую очередь осмыслить информацию, уметь к ней обращаться и с ней работать. Можно использовать знания из других сфер знаний, например, на уроках русского языка можно делиться информацией о природе, культурных деятелях, мировах событиях и т.п.

Этап 3. Рефлексия. Организуйте обсуждение нового материала, чтобы школьник показал, как изменились его знания, какого уровня он достиг. Это может быть собственный текст ученика – устное высказывание, эссе, видео – или позиция в дискуссии. На этапе рефлексии ученик переосмысливает свои представления с учетом новых знаний.

Пример

Какими могут быть рефлексивные высказывания учеников

«На этом уроке мне больше всего понравилось…»

«Самым интересным мне показалось…»

«Для меня было новым то, что…»

«Самым сложным на уроке для меня было…»

«Мне осталось непонятным…»

«Я захотел(а) подробнее узнать о…»

Какие приемы использовать, чтобы развить критическое мышление у учеников?

  1. Рефлексивная работа с текстом.

Учащимся лучше выдать распечатанный крупным шрифтом текст, в котором маркером (карандашами) ученик должен выделить значимую информацию.

Красным цветом он выделяет – ВАЖНОЕ (то, что кажется ему значимым и требующим запоминания)

Синим цветом – НОВОЕ (то что ему не знакомо, вызвало затруднение и осталось не понятно)

Зеленым цветом – УДИВИТЕЛЬНОЕ (то что показалось, занимательным, интересным, понравилось)

  1. Составление ментальных карт.

Когда ученик составляет ментальную карту, он отсеивает маловажное и учится структурировать и понимать взаимосвязи.

Например, простейшей формой ментальной карты может служить таблица.

Как составить ментальную карту:

  1. Внимательно прочитать информацию, выделить опорные определения, события, даты.
  2. Перенесите опорную информацию на лист бумаги. Записи должны быть короткими, используйте символы, рисунки, блоки разного цвета
  3. Покажите взаимосвязи. Обозначьте их цветом, стрелками или другими символами.
  4. Оставьте только важное. Сократите все, что можно.
  5. Используйте специальные сервисы (можно чертить и рисовать карты в электронном виде)
  6. Можно завести отдельную тетрадь, в которую можно чертить схемы, таблицы, кратко записывать основные правила.

  1. Ключевые слова.

Для учащихся с ОВЗ предлагаю ключевые слова заранее выделить или шрифтом или цветом для облегчения их поиска. Ребенок должен найти их в тексте и расшифровать.

  1. Дополнительная информация.

Когда учащемуся предлагается текст и зрительный образ (рисунок, видеофрагмент, иллюстрация и т.п.). И учащийся находит ответы на вопросы не только в тексте (например, в тексте ответ может не содержаться), но в результате анализа видео или другого зрительного образа.

  1. Логика текста.

Можно предложить учащимся фрагменты текста или изображения, а они самостоятельно должны расположить их в правильном порядке, восстанавливая последовательность событий

  1. Оценка на достаточность информации.

Можно предложить учащимся вопросы и ответ он должен найти сам в разных источниках (учебник, словарь, изображение, видеофрагмент).

Технология развития критического мышления совершенствует интеллектуальные способности ребенка и формирует умение учиться самостоятельно.

Дети учатся работать с разными источниками, что в дальнейшем поможет им ориентироваться в больших потоках информации, решать учебные и профессиональные задачи.

Благодаря технологии критического мышления на уроках дети становятся активными и лучше усваивают новый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»

Министерство образования  и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистовС...

Технология развития критического мышления как средство познавательной активности учащихся на уроках английского языка.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это «изобретение» американской педагогики. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у...

Упражнения, используемые в технологии развития критического мышления при обучении чтению(часть урока).

Упражнения, используемые в технологии развития критического мышления при обучении чтению(часть урока).[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24041527","attributes":{"alt":"","class":"media...

Технологии развития критического мышления в обучении чтению

В статье даны практические советы по применению ТРКМ на уроках английского языка...