ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ
методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Суслова Людмила Михайловна

Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического литературного текста, но и просто верно уяснить и воспроизвести формулировку задания, текста.

C точки зрения известного психолингвиста А.А.Леонтьева «Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_obucheniya_smyslovomu_chteniyu.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического литературного текста, но и просто верно уяснить и воспроизвести формулировку задания, текста.

C точки зрения известного психолингвиста А.А.Леонтьева «Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей»

Действия смыслового чтения, связанны с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста, деталей.

Цель смыслового чтения- максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет таким видом чтением, то у него лучше развивается устная речь и речь письменная.

Работа с любым текстом предполагает три этапа:

  1. До чтения текста. Предтекстовый. Pre-reading
  2. Во время чтения текста. Текстовый. While-reading
  3. После чтения текста. Посттекстовый. Post-reading

Существуют определенные приемы и стрaтегии рaботы на кaждой cтaдии. Стратегии смыслового чтения - это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Основная зaдача на первом этaпе – суметь замотивировать учащихся прочитать текст.

Цель – суметь развить у учащихся умение предполaгать, прогнозировaть cодержание текстa по его названию, фaмилии авторa, иллюстрации к тексту. Здесь необходимо не забывать про одно самое важнoе прaвилo: вся подготовительная рaбота над текстом не имеет права касаться его основного содержания, в противном случае учащимся будет скучно его читать.

Задания этого этапа:

- учащиеся должны прочитать заголовок текста, рассмотреть иллюстрации к нему (если имеются) и высказать свои предположения о теме и содержании текста.

- учащимся могут использовать свои знания по теме, которой рассказывается в тексте (по их мнению), и задать себе вопрос: «Что я знаю по этой теме? Что я мог увидеть, услышать, прочитать об этом вопросе?»;

- записывают основное слово заголовка (или полностью заголовок) и составляют схему, которая состоит из ассоциаций, возникающих у них ещё до прочтения данного текста;

- читают начальные предложения абзацев и стараются называть вопросы, о которых пойдет речь в тексте

- учащиеся выписывают новые слова и словосочетания. (Слова и словосочетания даны с переводом.) Не читая текст, могут говорить, о чем может идти в нем речь.

На этом этапе можно использовать такие приёмы:

  • «Мозговой штурм» ("Brain Storming”)
  • «Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста)
  • «Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать по иллюстрации, портрету)
  • прогнозирование по ключевым словам
  • верные и неверные утверждения
  • ассоциативный ряд
  • карта памяти (“Mind-Map”)
  • таблица «З–Х–У»

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель текстового этапа – понимание и оценка текста.

Основной задачей на этом этапе считается обеспечение полного восприятия текста. Это стадия осмысления, где учащиеся знакомятся с текстом.

Этот этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют прямо во время прочтения текста. Именно здесь развиваются коммуникативные умения чтения.

Задания этапа:

1. В первый раз учащиеся читают текст самостоятельно с установкой проверить свои предположения, сделанные до прочтения.

2. При следующем прочтении этого текста учащиеся решают различные коммуникативные задачи:

- выделяют основную информацию по содержанию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);

- придумывают заголовок к тексту,

- заполняют пропуски,

- находят верные/неверные утверждения,

- соотносят иллюстрации с предложениями из текста,

- выполняют логическую группировку предложений,

- делят текст на части

- составляют план текста;

- определяют основные слова в каждой из частей текста;

- особо выделяют незнакомую для себя информацию и уточняют значение новых лексических единиц, которые нужны для точного понимания текста;

- устанавливают связи между частями текста;

- перечитывают важные моменты текста, задавая вопрос «Что этим хотел сказать автор?»;

- выписывают из текста основные факты, цитаты, характеристики героев, раскрывают их;

- обдумывают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.

3. Разговор по основному содержанию текста, чтение вслух на выбор. Ответы на характерные вопросы, в чём совпадают и в чём не совпали начальные предположения по теме, содержании текста, про развитие событий, про героя.

На этом этапе можно использовать такие приёмы:

  •  «Чтение с маркировкой. Приём Insert»

(V Знакомая информация, + Новая информация, - Я думал (думала) иначе, ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше)

  • «Чтение с вопросами»
  • «Чтение с остановками»
  • «Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации).
  • «Преобразование текста в таблицу»
  • «Компрессия текста» (план в вопросах, с ключевыми словами)

Большую роль в управлении процессом понимания содержания текста (особенно на начальном этапе) играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной ее фиксации (заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др.).

III этап. Работа с текстом после чтения.

Целью этого этапа является понимание соответствия или различия между своим первоначальным представлением и представлением автора. То, как учащийся понял смысл этого текста. На этом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста

Эту стадию следует назвать рефлексия. Здесь наша задача научить детей полноценным монологическим и диалогическим высказываниям. То есть, умению четко и грамотно выразить свою мысль и вести диалог. На этом этапе нужно использовать содержание текста для развития умений школьников выразить свои мысли как в устной речи, так и в письменной речи.

Учащиеся представляют новую, вычитанную информацию в виде таблицы, либо схемы и заканчивают дискуссией, коллективным обсуждением под руководством учителя.

Основной задачей здесь считается полное понимание данного текста.

Задания этапа:

- Смысловая беседа по тексту.

- Коллективное обсуждение прочитанного текста, дискуссия по нему.

- Выявление основной идеи текста

- Работа с учебником, другими источниками (словарями).

- Работа с заголовком текста, иллюстрациями. Беседа по основному смыслу заголовка. Демонстрация учащимся готовых рисунков. Соотнесение образа художника с читательским мнением.

Возможные задания для работы на послетекстовом этапе:

-Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.

-Составьте план прочитанного текста.

-Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передаёт содержание текста.

-Ответьте на проблемные вопросы по прочитанному тексту.

-Перескажите текст, пользуясь планом и выписанными словосочетаниями.

-Просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие (время действия, эпоху.)

-Охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами.

-Выразите своё отношение к прочитанному.

-Выделите то новое, что вы узнали из текста.

  • синквейн
  • возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
  • достраивание кластера из ключевых слов
  • организация устных и письменных круглых столов
  • организация различных видов споров
  • написание творческих работ

На этом этапе можно использовать такие приёмы:

  •  «Ромашка Блума» (шесть лепестков - шесть типов вопросов)
  • простые (Кто? Когда? Где? Как?)
  • уточняющие (Правильно ли я понял..?)
  • практические (Как можно применить..? Что можно сделать из..?)
  • интерпретационные (Почему?)
  • творческие (Что будет, если..?)
  • оценочные (Как вы относитесь?)
  • «Взаимовопросы»
  • «Синквейн.» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности)
  • «Сводные таблицы»
  • «Верно, неверно, нет информации»
  • «Проверочный лист»
  • Приём «Шесть шляп».

(Каждая группа получает «шляпу» 1) «Белая шляпа»- в тексте нужно найти факты, 2) «Желтая шляпа»- позитивное мышление. В тексте нужно найти позитивную информацию, 3) «Черная шляпа»- негативное мышление, 4) «Синяя шляпа»- обобщающая шляпа. Группа подводит итоги, делает выводы.)

  • «Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц)

Одним из метопредметных результатов, которые можно формировать на уроках иностранного языка, является смысловое чтение, включающее «умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность фактов».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

В процессе работы с учащимися на уроках  мы требуем от них, чтобы они правильно и хорошо говорили. К сожалению, высказывать грам...

Работа с текстом на уроке. Технология смыслового чтения.

Представлен опыт работы с текстом на уроках истории и обществознания...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Работа с текстом с применением стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Данный урок помогает осуществлять смысловое чтение, способствует развитию умения находить нужную информацию, интерпретировать, использовать текстовую информацию....

Методическая разработка"Применение разнообразных форм работы с текстами для совершенствования навыков смыслового чтения."

Методическая разработка"Применение разнообразных форм работы с текстами для совершенствования навыков смыслового чтения."...

«Эффективные приёмы работы с текстом, используемые для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью»

В статье рассматриваются приёмы формирования осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта....

Выступление из опыта работы по теме «Эффективные приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения на уроке родного (русского) языка»

В данном выступлении отражены приёмы работы с текстом на уроке родного русского языка в 6 классе. Данный открытый урок по теме «Эффективные приёмы чтения» был проведён мною  7 декабря...