«Эффективные приёмы работы с текстом, используемые для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью»
статья

В статье рассматриваются приёмы формирования осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_publikatsii_patrusheva_s.n.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Эффективные приёмы работы с текстом,  используемые для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью»

«Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное» (К.Д. Ушинский).

«Чтение – это окошко в мир, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» (В.А. Сухомлинский)

Слова Ушинского и Сухомлинского выбраны в качестве эпиграфа неслучайно. Ведь чем бы ни занимался современный человек, он всегда является читателем, т.к. на протяжении всей жизни, получая информацию, он должен осмысливать её содержание, интерпретировать её. Чтение - неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности.

Любому учителю хочется, чтобы прочитав текст, дети поняли смысл прочитанного, что позволило бы им легче  ориентироваться в содержании при анализе текста, быстрее его запомнить. На понимание смысла текста ориентированы и КИМы, при выполнении которых большинство ошибок допускаются обучающимися вследствие непонимания прочитанного, а также самих заданий, что снижает качество работы. Поэтому, научить школьника читать правильно, эффективно, продуктивно  является важнейшей задачей учителя.

ФГОС образования обучающихся с УО (ИН)  также определяет формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов как одну из основных задач реализации содержания предметной области «Язык и речевая практика» по предмету «Чтение»

Программа по чтению АООП ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает формирование следующих навыков чтения и умений работать с текстом:

Начальная школа (1-4 кл)

5-9 классы

Навык чтения

Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация

разобранных диалогов).

Чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом

Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам

Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.

Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Навык осознанного чтения должен закладываться уже в начальной школе, в старших классах его необходимо развивать для успешного овладения знаниями практически всех учебных предметов.

Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны еще К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», огромную роль в занятиях по чтению отводил наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении. Эта система получила название «объяснительного чтения»

 В современной практике заслуживает внимание технология овладения навыком смыслового чтения, цель которого максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

  • Этап предтекстовой деятельности,
  • Этап текстовой деятельности,
  • Этап послетекстовой деятельности ,

в ходе которых деятельность обучающихся организовывается таким образом, чтобы  они анализировали, фокусировали, выбирали,  применяли то, что читают.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель –развитие антиципации  (умения предполагать, прогнозировать содержание текста)

Задача- выработать мотивацию к прочтению текста

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Приёмы:

  • «Прогноз по заголовку» ( Задания: -Подумайте о чём может идти речь в рассказе К.Паустовского «Тёплый хлеб»?; - Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строке произведения; -Вспомните, как называется произведение, определите, соответствует ли содержание рассказа названию)
  • «Ассоциативный ряд» (круг, куст) (Задания: сегодня будем обсуждать тему…Какие ассоциации возникают у вас?)
  • «Мозговой штурм»  («Корзина идей») (Задание: вопросы перед чтением рассказа К. Паустовского «Последний чёрт»: - Что знаете об авторе?; _ о ком будет рассказ? –Кто может быть героем рассказа? – Какое событие может быть описано в рассказе?)
  • «Образ текста» (задание: проверьте свои предположения. На основании данного названия и слов, взятых из текста, составьте небольшой рассказ.)
  • «Батарея вопросов» (задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям)
  • «Глоссарий» (задание: прочитайте список слов и отметьте те из них, которые могут быть связаны с текстом. После чтения вернитесь к словам, посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте)
  • «Соревнуемся с писателем» (задание: спрогнозировать содержание книги по иллюстрациям)
  • «Верные  и неверные утверждения» (целесообразно использовать, когда учащиеся имеют определенный багаж знаний по теме или личный опыт)
  • «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель- понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному тексту, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  5. Выразительное чтение.

Приёмы:

  • «Чтение в кружок» (задание: текст читается по очереди в группе, после чего члены кружка задают вопросы по прочитанному отрывку. Правильные вопросы записывают)
  • «Чтение про себя с вопросами» (поиск ответов на данные вопросы)
  • «Чтение про себя с пометами» (н-р: (+ знал); (- новое); (! интересно);            (? непонятно)
  • «Чтение с остановками» (во время остановки даются вопросы на проверку понимания и на прогноз содержания следующего отрывка)
  • «Поставь проблему- предложи решение» ( выясняется, с какой проблемой сталкиваются герои, проблема формулируется и записывается, обучающиеся в группах, обсуждают варианты решения)
  • «Составление вопросного плана» (обучающийся проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, делит на смысловые части, озаглавливает каждую часть ключевым вопросом)

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель - корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста, для чего ставится вопрос к тексту в целом, в ходе обсуждения приходят к выводу об авторской задумке. Повторное обращении е к заглавию, иллюстрациям, выполнение творческих заданий.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Приёмы:

  • Толстые и тонкие вопросы» (кто?, что?, когда?//дайте объяснение…, почему?, предположите…, в чём различие…)
  • «Дерево вопросов» (Крона-  что? где? когда? Ствол-  почему? как? Что было бы?   Корни – как текст соотнести с жизнью?     С текущими событиями? Что автор пытался показать? )
  • «Кубик Блума»( На гранях кубика написаны начала вопросов : почему?, объясни…, назови…, придумай…, предложи…..  Учитель или ученик бросают кубик, на какую грань упадёт, тот вопрос и надо сформулировать.  ) вопрос «Назови» направлен на уровень репродукции, т.е. простое воспроизведение знаний.  «Почему?» - обучающийся устанавливает причинно-следственные связи, описывает процессы, происходящие с предметом или явлением. «Объясин» - использует понятия в новых ситуациях. «Придумай, предложи, поделись» -направлены на активизацию мыслительной деятельности.

Таким образом, использование технологии смыслового чтения может сделать процесс чтения наиболее продуктивным, интересным, избежать поверхностного анализа текста, позволит учить детей видеть и понимать главную мысль текста, связывать ее с реальной жизнью.

Достоинства технологии:

  • Развивает умение прогнозировать результаты чтения
  • Способствует пониманию текста на уроке
  • Ориентирована на развитие личности
  • Применима на уроках любого цикла и любой ступени обучения

Данная технология успешно применяется в массовых школах, имеется множество материалов, представляющих опыт работы педагогов. Однако при использовании данных технологий для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать их особенности овладения чтением, степень интеллектуального недоразвития, возрастные и психологические изменения. Реализовать все существующие приёмы, направленные на формирование смыслового чтения в полной мере в коррекционной школе не представляется возможным, так как в силу интеллектуальных нарушений ряд заданий остаются недоступны учащимся даже в старших классах.

В начальных классах приёмы смыслового чтения включаются в уроки чтения, «Мир природы и человека», речевая практика.

В средних и старших классах использование приёмов, формирующих смысловое чтение, целесообразно на всех уроках, где передача знаний связана с чтением: уроки русского языка, чтения, географии, биологии, ОСЖ, истории и обществознания.

Учащиеся с нарушением интеллекта (лёгкая степень) при систематической работе над осмысленным восприятием научных и художественных текстов способны овладеть предложенными учителем приёмами и вполне успешно справляются с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

статья опубликова в сбонике научных трудов "Комплексное сопровождение детей школьного возраста ос ОВЗ" чебоксары ,2012...

Доклад на тему "Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида"

Психологические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"...

Доклад на тему: Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью...