Средства формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка
статья по английскому языку

Рассмотренные в статье средства позволяют развивать УУД в процессе обучения английскому языку одновременно с достижением предметных результатов (УМК Кузовлева В.П.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Малютина Ирина Владимировна,

 учитель английского языка

МБОУ «CШ № 7 города Няндома

Средства  формирования универсальных учебных действий

 на уроках английского языка

 

  Эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от того, как ее выполнять. Говоря об учебной деятельности, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

 Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. [1]

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета.

- Те УУ, которыми обучающиеся овладели при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок иностранного языка (ИЯ) без соответствующей коррекции, а многие УУ должны быть сформированы заново. При обучении ИЯ в начальной школе формировать УУ как общеучебные, так и специальные приходится с нуля.

- Овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если обучающийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.

- Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.

Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение. [2, 3] Кузовлев 1-2

 Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФЯ 66

 Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.фя67

 В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД несколько подробнее.

 В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно этического оценивания, реализуемые на основе ценностно смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

 Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися в связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» — и уметь находить ответ на него.

Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания на основе социальных и личностных ценностей.

 В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

 В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.ФЯ 67-69

 

В рамках предмета «иностранный язык» Кузовлев В.П. выделяет следующие этапы развития умения учиться:

1 этап - совместная учебная деятельность (начальная школа):

- формирование положительного отношения и адекватной мотивации к предмету;

-  осознание личностного смысла изучения иностранного языка;

- формирование УУ и УУД под руководством учителя;

- формирование способности к организации своей УД (под руководством учителя).

2 этап –  совместно-разделенная учебная деятельность (основная школа);

- развитие самостоятельности – единовластное руководство учителя в сотрудничестве, в совместной работе по овладеванию иностранным языком заменяется активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения.

3 этап – самостоятельная и активная деятельность (полная школа):

- самостоятельность дополняется элементами автономного обучения.

Технология коммуникативного иноязычного образования, разработанная Е.И. Пассовым, позволяет работать над развитием УУД и специальных умений (такими умениями, которые являются наиболее значимыми для овладения иностранным (английским) языком как учебным предметом) одновременно с достижением предметных результатов и решением задач духовно-нравственного развития школьников. Поэтому, как и для достижения предметных результатов, в учебниках представлены средства для достижения метапредметных результатов.

 Линия УМК «Английский язык 2–11» авторов В. П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. предлагает следующие средства формирования универсальных учебных действий: памятки, упражнения и вовлечение обучающихся в проектную деятельность.

 Памятка — это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие. УМК предлагает учащимся следующие виды памяток:

Памятка-алгоритм: предлагает строго фиксированную последовательность операций.

Памятка-инструкция: предлагает желаемую последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.

Памятка-совет: рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.

Памятка-показ: дает пример выполнения задания.

Памятка-стимул: стимулирует активность через раскрытие перспектив.

Памятка предъявляется ученику на уроке перед выполнением упражнения. Со списком всех памяток и умений, на развитие которых они направлены, можно познакомиться в приложении к книге для учителя для каждого класса. Памятки предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя, а также научить учеников работать самостоятельно. Но знание памятки не означает, что ученик умеет выполнить тот или иной вид работы, овладение приемом происходит в процессе многократного выполнения упражнений, направленных на развитие того или иного умения. При этом важно, чтобы ученик осваивал правильный и наиболее рациональный способ выполнения задания.

 Правильная программа овладения приемом обеспечивается, с одной стороны, знанием памятки, а с другой - постоянным контролем со стороны учителя. При отсутствии должного контроля учителем процесса формирования соответствующего приёма учебной деятельности резко снижается эффективность работы с памятками, поэтому Кузовлев В.П. предлагает следующие способы контроля за процессом формирования приемов учебной деятельности:

  1. беседа - чаще всего используется, чтобы выяснить кто и как выполнял домашнее задание;
  2. словесный отчет – используется тогда, когда важно определить, как, в какой последовательности обучающийся выполняет то или иное задание;
  3. наблюдение – может носить и скрытый характер;
  4. использование цифровых ресурсов – позволяют вести работу над формированием  общеучебных и специальных учебных действий более эффективно и быстро проверить знание содержания памятки.

 Еще одним средством развития УУД является проектная деятельность. Линия УМК «Английский язык 2–11» предлагает различные проекты для работы, разнообразные темы которых дают возможность обучающимся удовлетворить познавательные интересы и раскрыть способности. В каждом цикле уроков каждого года обучения содержится проектный урок, в ходе подготовки к которому у обучающиеся формируются УУД – самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности, а также развивается умение сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно.

 Работа над проектом включает в себя несколько основных этапов: постановка проблемы, раскрытие замысла исследования или выдвижение гипотезы, планирование проектной работы, проведение исследования, сбор материала, поиск решения проблемы, представление результатов проектной деятельности и обсуждение. При работе над проектом формируются все группы УУД. Какие из УУД будут развиваться, зависит от каждого конкретного проекта, но, безусловно, в проектной деятельности будут развиваться умение сформулировать проблему, умение задать вопросы по проблеме, умение планировать проектную работу, умение анализировать, классифицировать, делать выводы и умозаключения.

На этапе презентации проекта учащимся потребуется умение структурировать материал, умение использовать знаково-символические средства представления материала, умение полно и точно выражать свои мысли. Завершающий этап работы над проектом является основой развития рефлексии. Необходимо помнить, что оценка проекта самими обучающимися должна основываться на содержательных, объективных и осознанных критериях, которые могут быть как разработаны учениками самостоятельно, так и предложены учителем. Обучающиеся должны уметь анализировать причины успеха и неудач. Задачей учителя является формирование у обучающегося установки на улучшение результатов деятельности. Успешная проектная деятельность способствует развитию мотивации к дальнейшему овладению предметом.

К концу 11 класса обучающиеся могут самостоятельно:

- предложить тему своего проекта,

- организовать работу по сбору материала и подготовке проекта (в том числе и с использованием современных средств ИКТ),

- выбрать форму защиты проекта,

- защитить проект на английском языке

- оценить свой проект и проекты своих одноклассников на английском языке

УМК содержит различные виды коммуникативных и речевых упражнений, для формирования:

  1. личностных действий (описать любимого сказочного героя, выбрать понравившуюся книгу, задать вопрос одному из одноклассников, объяснить, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке и т.д.)
  2. регулятивных действий (определить цель урока с опорой на: иллюстрацию, слайд, схему; заполнить таблицу; предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы; самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале; исправить ошибки; сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения и т.д.)
  3. познавательных действий (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти форму глагола в грамматическом справочнике, найти в интернете информацию по теме; самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план; закончить предложения, выбрав один из вариантов; выбрать правильное время глагола в соответствии со словами-спутниками; обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего; составить слова из букв, предложения из  слов, текст из фрагментов; сравнить слова/ словосочетания/ предложения и выявить закономерность; сформулировать правило на основании нескольких примеров его применения; прочитать/прослушать текст, выбрать ответ на вопрос из предложенных рисунков/ ответов и т.д.)
  4. коммуникативных действий (определить цели, функции участников групповой работы; контролировать партнера при составлении диалога; проверить и оценить работу соседа; составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).

Рассмотренные в статье средства позволяют эффективно развивать СУУ и УУД в процессе обучения английскому языку одновременно с достижением предметных результатов.

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является инструментом обеспечения самостоятельности учебной деятельности обучающегося при овладении иностранным языком как средством межкультурного взаимодействия и коммуникации.

Список литературы:

1. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. «Рабочие программы 5-9 классы» - сайт издательства «Просвещение»

2. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. «Рабочие программы 2-4 классы» -  сайт издательства «Просвещение»

3. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» под редакцией Козлова В.В., Кондакова А.М. -  М: Просвещение 2011г.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

6. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.  «Книга для учителя 3 класс» - М: Просвещение, 2014г.

7. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. «Книга для учителя 5 класс» - М: Просвещение, 2012г.

8. Кузовлев В.П. «Реализация требований ФГОС ООО средствами новых УМК “English 5-9”» сайт издательства «Просвещение», 2014г.

9. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя/ под редакцией Асмолова А. Г. – М: Просвещение, 2010г.

10 Леконцева О.В. «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальной школе» сайт…

11.Кузнецова Иностранные языки Просвещение 2014г.

12.Кузовлев В.П. «Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий» - ИЯШ № 7, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Овладение универсальными учебными действиями на уроках английского языка.""

Овладение универсальными учебными действиями происходит в контексте разных предметов. Примером того, как происходит формирование всех четырех видов УУД на уроках английского языка в прогимназии являет...

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка

В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...

Овладение универсальными учебными действиями на уроках английского языка

Работа  посвещена  формрованию УУД  на уроках домашнего чтения....

Мастерская «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")

В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....