Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС
методическая разработка по теме

Старикова Татьяна Владимировна

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психотехнические игры как средство формирования УУД

на уроках английского языка  в рамках внедрения

ФГОС нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет собой принципиально новый документ, который разработан на основе глубокого ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать  универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями  происходит  в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета  нет.  В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках английского языка  идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Для того, чтобы уроки английского языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС в своей практике я уделяю большое значение новым, мало исследуемым и нешироко используемым средствам, которые называются «психотехнические игры».

Научная новизна определяется тем, что психотехнические средства на уроках английского языка рассматриваются как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, меняя самооценку, повышая уровень притязания, актуализируя потребность в самореалиазции и саморазвитии в области изучения иностранного языка.

Как говорилось выше, данные средства еще мало изучены. Поэтому для начала нужно определить, что же такое психотехника?

Психотехника – область исследований, существовавшая в первые десятилетия XX века и связанная с изучением взаимодействия человека и машин, использования человеком различных механических и технических устройств в своей трудовой деятельности.

Психотехника – направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, главным образом в плане изучения проблем научной организации труда.

В настоящее время понятие психотехники отождествляется с прикладной психологией или применяется как специфическое обозначение психологии труда, профессии, народного хозяйства.

Анализ психотехнического подхода к образованию приводит к мысли о его связи с изречением древних о том, что «ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Это означает, что проблему передачи знаний или обмена информацией нужно переформулировать в проблему условий, обеспечивающих эффект зажигания факела.

Под психотехническими играми в образовательном процессе понимаются  игры, направленные на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры.

Таким образом, психотехнические игры являются современным продуктивным средством обучения, помогающим заинтересовать учащихся и способствующим лучшему усвоению материала, а также сподвигающим учащихся к самостоятельному созданию и использованию речевых англоязычных конструкций.  

Другими словами, психотехнические игры используют научные достижения психологии для облегчения образовательного процесса, повышения его качества и результативности, для повышения мотивации учащихся и их интереса к изучаемому языку.

Отличительные особенности психотехнических игр в образовательном процессе от игр вообще:

Интенсивный тренинг лексического и грамматического материала в ходе игры;

Воздействие на психику участников путём введения эмоциональных реакций, ощущений, восприятия;

Личная заинтересованность участников игры;

Обязательное выполнение определённых физических действий;

Дети играют не индивидуально, а находятся в группе, подчиняясь её правилам;

Закрепление точных знаний путём воздействия на нервную и двигательную системы организма участников;

Воздействие па психические процессы участников: воображение, мышление, внимание, память, восприятие;

Сподвижение учащихся к самостоятельности.

Психотехнические игры относятся к играм, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу;

по содержанию – к  коррекционным;  

по времени проведения – к кратковременным;

по месту проведения к комнатным;  по составу и количеству участников могут быть разработаны для участников любого возраста;

по степени регулирования, управления относятся к играм, организованным взрослыми;

по количеству участников чаще носят групповой характер,

по наличию оборудования существуют психотехнические игры  с использованием аксессуаров и без них.

Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются:

создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определённой ситуации;

реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке;

интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала, а также его самостоятельное применение;

психолого-социальная подготовка учащихся к общению с иноязычными людьми на их языке.

За последнее время мной было разработано и апробировано в разных классах несколько психотехнических игр, созданных на основе материалов учебников по английскому языку, соответствующих ФГОС и способствующих формированию УУД.

Таким образом, проведя несколько психотехнических игр в разных классах, был сделан вывод, что психотехнические игры способствуют формированию УУД, так как они предполагают не только обучение учащихся речевым образцам, лексико-грамматическим навыкам, но и помогают учащимся раскрыться, анализировать, познать что-то новое. Кроме того,  психотехнические игры являются современным средством в обучении иностранному языку и способствуют формированию коммуникативных УУД, повышению качества работы над материалом при воздействии на психические процессы учащихся, а также повышают мотивационную сторону обучения. Не смотря на то, что психотехнические игры интересны учащимся любого возраста, способствуют повышению успеваемости более слабых учеников и помогают создавать на уроке благоприятную психологическую атмосферу, все же нельзя использовать их на каждом уроке английского языка, так как существуют цели и задачи, которые невозможно решать только с помощью психотехнических игр. И, безусловно, психотехнические игры требуют большой подготовки учителя, ведь они имеют не только педагогическую направленность, но и психологическую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как способ формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка »

Данная статья была написана для сборника публикаций учителей  гимназий. Статья посвящена актуальной теме освоения и внедрения требований ФГОСа на уроках английского языка. В статье рассматриваютс...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»

Доклад на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»

статья на тему «Формирование  универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...

Средства формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

Рассмотренные в статье средства позволяют развивать УУД в процессе обучения английскому языку одновременно с достижением предметных результатов (УМК Кузовлева В.П.)....

Игра как способ формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

Учебная игра – «особо организованное задание, которое требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил», и которое оптимизирует их интеллектуальную активность в учебном ...