Внутришкольный межпредметный проект, как способ организации внеурочной деятельности
статья по английскому языку (7 класс)
Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока – принципиально различны. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта. Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018.12.05_obrazovanie_vne_uroka.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Внутришкольный межпредметный проект,
как способ организации внеурочной деятельности.
«Великая цель образования – не только знания, но и прежде всего действия»
Н.И. Мирон
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. По МСКО ЮНЕСКО (Международная стандартная классификация образования) термин «образование» включает в себя все виды целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей. Подразумевается, что под образованием понимается организационный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение. Положив в основу данное определение образования, логично предположить, что внеурочная деятельность становиться одним из необходимых инструментов для решения таких актуальных педагогических задач как объединение всех видов деятельности школьников и целесообразное решение задач их воспитания и социализации. Залогом повышения мотивации обучающихся и эффективности деятельности является их участие в проектах.
Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока – принципиально различны. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта. Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
По характеру контактов между участниками проекты могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными (разного масштаба); межрегиональными (в рамках одного государства); международными.
Классификация проектов по продолжительности представлена следующим образом:
- мини-проекты могут укладываться в один-два урока;
- краткосрочные проекты требуют выделения нескольких занятий;
- среднесрочные проекты выполняются в группах в ходе нескольких недель.
Возможно сочетание форм работы классных (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает среднесрочные проекты оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект, от определения проблемы и темы до презентации (защиты), выполняется во внеурочное время.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Применительно к изучению иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная методика основана на цикличной организации процесса внеурочной деятельности. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.
Главные цели введения во внеурочную деятельность метода проектов:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень владения иностранным языком.
4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
- тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;
- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
- необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.
Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении иностранным языкам являются:
1) наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;
2) практическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся во внеурочное время;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности):
– выдвижение гипотезы их решения;
– обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
– обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
– сбор, систематизация и анализ полученных данных;
– подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
– выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт учеников;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
5. Подведение итогов проектной работы.
Этап проверки и оценки результатов:
– анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач),
– анализ достижения поставленной цели,
– оценка результатов, выявление новых проблем, коллективный самоанализ проекта и самооценка.
Во время заключительного этапа работы над проектом особенно важна рефлексия. Дети учатся объективно оценивать себя, отвечая на вопросы об участии в работе, своих результатах и приобретенном опыте.
Организовывая внеурочную деятельность в школе, педагогу предстоит выбрать направленность проекта, предметно-содержательную область, длительность и формы продукта. В процессе реализации на практике метода проектов, становится очевидным, что одной из самых удачных форм организации деятельности учащихся является межпредметый внутришкольный проект средней продолжительности, заканчивающийся тематическим праздником, на котором подводятся итоги и демонстрируются различные виды работ учащихся (продуктов), выполненных в ходе проекта. Для информирования участников о ходе проекта используется специально созданный сайт и блоги учителей.
Праздник “День Благодарения” – это одна из тем, которая была предложена учащимся 6 классов. Координаторами проекта стали учителя английского языка, а также в работу включились преподаватели информатики, русского языка, технологии и ИЗО. Были определены цели, задачи, сроки, формы возможного участия и результаты данного проекта. Познакомившись с ними, ребята разделились на группы в зависимости от их интересов и пожеланий.
Обучающиеся получили возможность изучить традиции данного праздника в США, сравнить его с праздником Урожая в нашей стране, а также проявить свои творческие способности при изготовлении поделок и рисунков к итоговому мероприятию на занятиях по технологии и ИЗО. Внеурочные занятия по информатике помогли оформить и представить результаты своей работы в виде презентаций, брошюр и других мультимедийных форм. Все этапы работы над проектом отражались на специально созданном сайте “Мир вокруг нас” и в блоге внеурочной деятельности по английскому языку “ English Patchwork for Kids”.
Предлагаемая таблица показывает организацию взаимодействия в таком проекте и может быть использована для координации деятельности всех участников. Созданная в электронном виде и открытая для совместного использования, она может заполняться и редактироваться участниками проекта в удобном для всех формате. В зависимости от количества участников меняется количество блоков, указанных в предметном содержании.
Функциональные блоки/ предметное содержание | ||||||
Этапы | Русский яз. | Русский яз. и литература | Инфор-матика | ИЗО | Техно-логия | Информ. блок |
Подготовка к проекту | ||||||
ведущий блок/блоки являющийся координатором проекта (выделяем цветом) | ||||||
цели и задачи | ||||||
сроки | ||||||
определение форм возможного участия остальных | ||||||
Организация участников и выполнение проекта | ||||||
реализация намеченных планов, создание продукта в зависимости от поставленной задачи | ||||||
Презентация проекта | ||||||
открытое мероприятие с подведением итогов и представлением продукта (продуктов), полученного в ходе проекта |
Как показала практика, использование межпредметных проектов во внеурочной деятельности, во-первых, даёт возможность всем педагогам предложить тему проекта и стать его координатором, поддержать и предложить форму возможного участия или всем участникам выбрать надпредметную тему и реализовать её. Во-вторых, способствует достижению таких важных целей как повышение интереса учащихся к обучению, его продуктивности и практической направленности, а также формированию целостной картины мира и социально-значимых качеств личности обучающихся.
“Сейчас мы можем сказать, что учиться - это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание - это научить людей учиться”
Питер Друкер
.
Перечень использованных источников:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года
- Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. М., 1991.
- Сергеев И.С. С 32 Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. (Метод, биб-ка).
- http://nauka.x-pdf.ru/17pedagogika/496429-1-glava-celi-principi-soderzhanie-obrazovaniya-pedagogicheskoy-sisteme-suhomlinskogo-vasuhomlinskiy-celyah-zadachah-princi.php
- https://sites.google.com/site/appocio/konstruktor-uroka
- http://www.trizminsk.org/e/23109.htm
- https://sites.google.com/site/appocio/konstruktor-uroka таблица - конструкция
- http://proektoriya.siteedit.su/page12
- http://cog429.mskobr.ru/files/chto_takoe_uchebnyj_proekt.pdf
- Проектная деятельность на уроках иностранного языка
Лицей № 395
Красносельского р-на Санкт-Петербурга
Участники:
Седакова Галина Николаевна
учитель английского языка
Линник Ольга Геннадьевна
учитель английского языка
Название статьи:
«Внутришкольный межпредметный проект как способ организации внеурочной деятельности»
Направление:
Образование вне урока: конструктор возможностей.
Тел. 8(911)994-06-65, 8(906)227-42-08
E-mail: gnsedakova@gmail.com,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как способ организации индивидуального маршрута ученика на уроках черчения и внеурочной деятельности
В современном мире, в век информационных технологий, жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи. Необходимо дать путевку в жизнь молодому поколению такую, чтобы выпускникам мо...
Игры с применением компьютера как способ организации внеурочной деятельности школьников
Представлен опыт организации и проведения игр по станциям с применением компьютера для учащихся начальной школы...
Проект "Изменение способов организации учебной деятельности младших школьников как средство обеспечения качества образования."
Обеспечение стабильного функционирования и развитие системы образования- необходимого условия развития общества и государства – в нашей стране рассматривается как приоритетный вопрос государственной п...
Опыт использования школьного социального интерактивного театра как способа организации внеурочной деятельности .
Cпособствовать формированию ЗОЖ...
Итоговый аттестационный проект на тему: Организация внеурочной деятельности в учебном процессе напримере театральной студии.
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовател...
Ирина Владимировна Куратова. Метод проектов как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной деятельности
Ирина Владимировна Куратова, учитель географии, ГБОУ школа № 76, Санкт-Петербург Метод проектов как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной д...
Организация внеурочной деятельности по осуществлению межпредметных проектов на основе исследовательских методов
Организация внеурочной деятельности по осуществлению межпредметных проектов на основе исследовательских методов...