Статья "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ВОВЛЕЧЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ"
статья по английскому языку

В статье описывается методика проведения уроков иностранного языка с применением элементов вовлеченного обучения и мультимедийной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_repich_eb_bak.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

   Репич Евгения Борисовна

преподаватель иностранного языка

ГБПОУ КК «БАК»

Ст. Брюховецкая Краснодарский край,

Российская Федерация

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ВОВЛЕЧЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Основным из путей решение задач является обучение. Обучение – это целенаправленный, планомерно организованный процесс предъявления студентам новой учебой информации, организации их на ее усвоение, на выработку умений и навыков, развитие познавательных способностей.

   Основной результат обучения – знания, умения и навыки, усвоение студентами, познавательные потребности и способности, сформированные у них. В процессе обучения требования к уровню усвоения знаний разного содержания неоднозначны; одна часть знаний может быть усвоена на уровне узнавания, другая – на более высоком уровне – уровне воспроизведения.

   Преподавателю следует ясно представлять себе, на каком уровне усвоен тот или иной материал. Чтобы студенты хорошо усвоили материал, преподавателю следует неоднократно возвращаться к нему, добиваться чтобы в практической деятельности студенты обязательно руководствовались изученным, давали обоснования при выполнении того или иного действия. Преподаватель среднего учебного заведения своими знаниями, поведением, отношением к делу формирует определенное отношение к предмету «Иностранный язык», к специальности, к трудовой деятельности, к жизни. С умением требований к личности будущих специалистов изменились задачи обучения студентов.

   В статье показано, как можно познакомить студентов с новым материалом, представить, ввести и семантизировать его с применением мультимедийных технологий,  провести контроль всех видов деятельности на иностранном языке, учитывая индивидуальные способности каждого студента. В ходе занятия можно познакомиться с применением методики вовлеченного обучения на уроках иностранного языка, а так же с активными методами закрепления лексического материала. Данная статья представляет интерес как для преподавателей иностранного языка так и для преподавателей других дисциплин, интересующихся приемами вовлеченного обучения и применением мультимедийных технологий.

В колледже выбор организационных форм обучения в значительной мере определен учебной документацией. Перед преподавателем ставится задача отработать содержание обучения в полном соответствии с дидактическими целями запланированных форм. Поэтому знание характеристик основных форм организации учебного процесса, их дидактических целей и методика их проведения во многом определяют педагогическое мастерство преподавателя.

   В средних специальных учебных заведениях используются следующие виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, лабораторные и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование, самостоятельные занятия студентами и многое другое. Каждая из организационных форм  обучения обладает определенными особенностями. Я хочу рассмотреть одну из организационных форм обучения, это урок

   Урок – наиболее гибкая и подвижная форма организации учебного процесса; он дает возможность преподавателю оперативно регулировать на результаты обучения.

  Преподаватель за 10 минут до начала урока проверяет работу ноутбука, проектора, экрана, подготавливает КТП, поурочный план. Перед проведением и при подготовке открытого урока необходимо сообщить тему урока студентам заранее, для того чтобы они могли хорошо подготовиться к опросу домашнего задания. В данном случае это лексика по теме «Car elements» (Автомобильные части), которые необходимо было выучить. При введении и закреплении нового материала преподавателю будет гораздо легче, если студенты заранее вспомнят и повторят пройденный учебный материал по теме «Автомобильные части». При подготовке урока, заре опробовать приемы методики вовлеченного обучения (тихое и громкое обсуждение), применение мультимедийных технологий; это дает возможность студентам сосредоточиться на изучаемой теме, а не на процессе применения методики.  В среднем специальном заведении можно выделить следующие типы уроков: урок-учение нового материала, комбинированный, учебно-обобщающий, учетно-контрольный. Для проведения  открытого урока я выбрала комбинированный тип.  Комбинированный урок строится на совокупности звеньев процесса обучения. На этом уроке сочетаются изложения нового материала и проверка усвоения знаний и умений, их закрепление и совершенствование, выработка усилий и навыков.

   Дидактические средства – наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы – на комбинированный урок следует отбирать очень строго, т.к. насыщенность урока велика и все должно быть рассчитано по минутам. Поэтому надо отбирать лишь дидактические средства, которые позволяют экономить время и интенсифицировать учебный процесс. Затем необходимо разработать поурочный план, где следует обдумать цели занятия, наглядные пособия, раздаточный материал, технические средства обучения, литературу (основную и дополнительную), содержание занятия с распределением примерных временных рамок. При выборе наглядных пособий, я  остановилась на мультимедийной технологии, при помощи которой наглядно были представлены «Автомобильные части», что помогло активировать память, мышление и внимание студентов. Помимо этого наглядное и красочное изображение автомобиля и его частей активизирует студентов при закреплении лексического материала.

   На отрытом уроке использовался раздаточный материал: словари, учебные пособия.  Говоря о раздаточном материале я использовала его на всех этапах урока. Для повышения качества подготовки будущих специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно-материальной базы.

   Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и студентов. При проведении открытого урока студенты были ориентированы на изучение нового лексического материала в профессиональной разговорной речи. На открытый урок студенты готовили домашнее здание по теме «Автомобильные части», кроме этого студенты должны были повторить уже изученные речевые обороты. Все это они делали самостоятельно. Большое значение на уроках и при подготовке урока иностранного языка имеет самостоятельная работа. Алгоритм выполнения самостоятельной работы отрабатывается  занятия к занятию. Для того, чтобы самостоятельное обучение проходило более эффективно, задание необходимо разработать. Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах (индивидуально, в парах, в небольших группах, группой).

      Начальный этап урока – это организационный момент, создание атмосферы иноязычного обучения, организация начала урока.

   Приветствие группы и преподавателя происходит только на иностранном языке. Дежурный рапортирует о составе подгруппы, сообщает число, месяц, день недели и кто отсутствует на уроке. После этого на этапе создания атмосферы иностранного обучения преподаватель читает стихотворение «Breakfast, dinner, supper», а затем студенты проговаривают его хором. Подходы к работе над стихотворением на уроках иностранного языка могут быть разными. Стихи могут пополнить лексический запас слов студентов и усвоить грамматический материал по теме. Прежде чем приступить к работе над стихотворением, знакомлю студентов со стихотворением. Перед прочтением стихотворения отрабатываем со студентами отдельные выражения. Затем предлагаю студентам прослушать стихотворение, затем они прочитывают стихотворение самостоятельно. Далее преподаватель сообщает основные этапы урока. Сообщение темы и целей урока, мотивация необходимости изучения темы.

   Актуализация опорных знаний – опрос домашнего задания. При опросе домашнего задания преподаватель выбрал текущий контроль. Контроль знаний и умений студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. О его правильной организации зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки будущих специалистов. Текущий контроль является одним из видов проверки знаний, умений и навыков студентов. Одной из важных задач текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной работы, создание условий для их формирования. При опросе домашнего задания я привлекла всех студентов и  провела письменный опрос. Одним из видов письменного опроса явился двуязычный диктант. Диктант широко используется для текущего контроля. С его помощью можно подготовить студентов к усвоению и применению нового материала, к формированию навыков и умений, к обобщению изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. В данном случае слова, подготовленные на диктант, появились на экране мультимедийного проектора. Слова были на тему: «Car elements», студенты написали перевод с русского на английский, после чего они обменялись листочками, проверили работы, опираясь на правильный вариант, появившийся на мониторе..

   После проведения диктанта все студенты были оценены. Опрос домашнего задания по теме «Car elements» позволил мне перейти к изучению нового материала. Введение новых лексических единиц по теме «Автомобильные части», часть II. За курс обучения студенты должны усвоить знание и формы лексических единиц и уметь использовать их в различных видах речевой деятельности. В целях прочного владения речью выделяют активный лексический минимум.

   На уроке я показала презентацию слайдов в Power Point по теме «Car elements». На мониторе появляется автомобиль и показано новое слово. Сначала преподаватель проговаривает все слова, после чего студенты записывают их в  словари. Существуют некоторые приемы тренировки:

1) проговаривание слов вслух;

2) семантизация новых слов, ответы на вопросы. На этом этапе урока преподаватель показывает автомобильную часть и спрашивает:

«What is this?» - This is a bumper.

«What are these?» - These are headlights».

И так по всем 12 частям автомобиля.

3) Зрительное восприятие слов, словосочетаний. При помощи наглядного изображения автомобиля, студентам легче сопоставить с русским и английским изображение автомобильных частей.

   Первое задание было соединить слово. Давался английский вариант сложных словосочетаний, где нужно было соединить начало и конец выражения. После того, когда студенты выполнили задание,  на мониторе высвечивается правильный ответ выполнения этого задания.

   Второе задание было исправить ошибки и сказать устно перевод слова. На экране появились английские слова по теме «Car elements» с ошибками. Студенты должны были исправить ошибки, затем написать перевод. После этого они оценивают свои работы и сравнивают с правильным вариантом на мониторе. Третьим заданием было разгадать кроссворд по теме «Автомобильные части».

   Релаксация - этот момент необходим для снятия умственного напряжения.

  Студенты переводят незнакомый текст в течение нескольких минут с помощью англо-русских словарей. В данном случае мы провели контроль понимания и применили методику вовлеченного обучения (тихое обсуждение). Среди языкового обучения (говорения, слушания, письма) чтение занимает важное место по распространенности, важности и доступности. Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой процесс извлечения информации из письменного текста.  Целью обучения в колледже является совершенствование умений чтения. Анализируя открытый урок, я применила чтение с общим охватом содержания (по Шатилову) при отработке навыков чтения. Студентами были розданы учебные пособия, после перевода они преступили к чтению.

     Первое упражнение: дополнение  предложений.

Студенты читали начало предложения и находили концовку в тексте. В данном случае я применила устный опрос. Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентами, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных возможностей усвоения студентами учебного материала.

   На этом этапе мы применили перевод предложений с русского на английский по теме: «Автомобильные части». Преподаватель говорит предложение на русском языке, студенты по очереди переводят его на английский язык. При подведении итогов преподаватель делает анализ работы. Сообщает о том, что все цели и задачи, поставленные в начале занятия, достигнуты и выполнены; студенты вели себя активно и, конечно же, выставляет оценки за работу на уроке. За несколько минут до конца занятия преподаватель объявила домашнее задание: выучить слова по теме «Автомобильные части» наизусть. В заключении преподаватель интересуется мнением студентов о проведенном занятии, достигнуты ли цели урока по их мнению.

Подводя итоги и анализируя наше занятие, можно выделить следующее:

  • Цели урока достигнуты;
  • Все структурные элементы выдержаны;
  • Использование мультимедийных технологий, применение раздаточного материала помогает лучше усвоить материал;
  • Весь учебный материал этой темы подобран правильно;
  • Использование методики вовлеченного обучения, позволило глубже изучить материал для практического владения иностранным языком, привлечь к работе максимальное число студентов, создать фундамент для последующих занятий.

©Репич Е.Б.-2018

Список использованной литературы

1. Агабекян  И.П. «Английский язык» среднее специальное образование, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2012год;

2. Агабекян  И.П. «Английский язык» для технических ВУЗов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2012год;

3. Кузнецова С.Г. «Учебное пособие по английскому языку» для студентов отделения ТО и РА, ст. Брюховецкая, 2016год;

4. Семушин Л.Г. «Содержание и технологии обучения в ССУЗах», М. «Мастерство», 2015 год;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования лексического запаса учащихся на уроках иностранного языка путем применения игровых технологий

Для обучения лексике и овладения словарем необходимо замотивировать обучающихся. Самый простой и в тоже время интересный способ – это игра.Игра является средством преподавания, который позволяет...

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков.

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка предназначены для учителей иностранного языка, работающих в средних и старших классах общеобразовательных организаций. Данные рекомендаци...

Методическая разработка урока иностранного языка с применением инновационных технологий на тему: «Немецкоговорящие страны»

Тема «Немецкоговорящие страны» включена в раздел «Немецкий повсюду». На изучение темы отводится  2 урока. Данный урок проводится как урок с  использованием ...

Проблема формирования лексического запаса учащихся на уроках иностранного языка путём применения игровых технологий

В данной статье говорится о применении игрвых технологий на уроках английского языка с целью пополнения и фиксации словарного запаса учащихся....