«Развитие учебно-познавательного интереса обучающихся через организацию практической деятельности»
статья по английскому языку

Шишкевич Светлана Александровна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области

 «Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза,

лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина»

Научно-практическая конференция

 «Личностно-ориентированный подход в преподавании общеобразовательных дисциплин и воспитании студентов»

Доклад

«Развитие учебно-познавательного интереса обучающихся через организацию практической деятельности»

Подготовила: С.А. Шишкевич,

преподаватель английского языка

Люберецкого техникума имени

Героя Советского Союза,

лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина

Люберцы, 2019

Развитие учебно-познавательного интереса обучающихся

через организацию практической деятельности

       Во все времена познавательный интерес являлся и является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы. Активизация умственной деятельности, развитие познавательных потребностей формируется у обучающихся под влиянием преподавателя, родителей, средств массовой информации, интернета, художественной и научно-популярной литературы. Главный вопрос, который стоит перед преподавателем: Как заинтересовать студента? Как подобрать материал, который будет интересен обучающимся. Сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения и воспитания, привлекая на свою сторону компьютерные технологии, интернет-источники. Особенности современного общества создают такую атмосферу деятельности педагога, в которой он не может обучать и воспитывать обучающихся, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности. При этом необходимо учитывать следующие условия:

  • учет своеобразия и возможностей обучающегося;
  • актуализация потребности в учебной деятельности;
  • восприятие подростком окружающего мира; подбор и разнообразие видов деятельности, в том числе, практической, занятий для испытания ими своих возможностей;
  • стимулирование творческого самовыражения, обучающегося;
  • обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых студентом видов работы;
  • система согласованных требований и ожиданий от обучающегося с его стороны и со стороны преподавателя и образовательного учреждения.

Данные условия определяют методику работы преподавателя в контексте развития учебно-познавательного интереса обучающихся. Этапы работы следующие:

  • изучение интересов, возможностей и потребностей;
  • постановка обучающегося в позицию творческого субъекта жизни коллектива и социальной среды, в которой он живет;
  • включение студентов в практическую деятельность с целью реализации и испытания ими своих возможностей;
  • расширение межличностного общения;
  • предоставление обучающемуся возможности активной, самостоятельной деятельности, преобразование и усложнение этой деятельности.

         Формирование и активизация учебно-познавательного интереса обучающихся на уроке является одной из важных и основных задач преподавателя в процессе учебной деятельности. Преподаватель должен развивать у студентов стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования. Основным источником стимуляции познавательного интереса должен быть материал, который несет обучающимся неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяет по- новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как же возникает интерес? В работе «Проблема познавательного интереса –центральное звено в системе идей Г. И. Щукиной» выделены следующие последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство — начальная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание обучающегося. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения. Любознательность — состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного и услышанного. На этой стадии развития познавательного интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания. Познавательные мотивы занимают главное место. Они содействуют проникновению личности в существующие связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность. Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Задача преподавателя — формировать учебно-познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность обучающихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. У каждого педагога есть свои способы и различные методы активизации учебно-познавательного интереса:

  • метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры). Использование данного метода создает у обучающихся радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. В процессе игр обучающиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.
  • метод эмоционального стимулирования подразумевает групповой вид работы на уроке и реализуется посредством проведения соревнований между мини-группами или отдельными обучающимися. Общеизвестно, что соревнование помогает пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы обучающегося, тем самым, способствуя активизации учебно-познавательной активности.
  • метод создания ситуаций познавательного спора является еще одним способом формирования познавательного интереса. Включение обучающихся на занятиях в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса. В процессе спора обучающиеся проявляют свою настойчивость, целеустремленность. Для создания ситуации спора на занятиях обучающимся предлагается высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, задаются вопросы: «Кто думает иначе?», «Почему вы так думаете?» «Обоснуйте свое мнение».
  • метод решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов, что в свою очередь положительно влияет на формирование учебно-познавательного интереса обучающихся.

Таким образом, для наиболее эффективной работы по формированию у обучающихся учебно-познавательного интереса преподаватель в своей работе со студентами использует различные формы и виды деятельности, в том числе:

  • проблемные занятия (эффективный способ повышения интереса обучающихся);
  • технология опорных сигналов (сигнальные карточки учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать);
  • занятие-игра, например, деловая игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект); использование дополнительных источников информации (всякая работа с книгой, газетой, интернет-статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления);
  • технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности даёт обучающимся возможность добиться поставленной цели, создаёт творческую атмосферу. Работая над проектом, участники развивают исследовательские умения при работе с дополнительными источниками, расширяют кругозор, познавательные интересы, учатся работать самостоятельно, что способствует развитию самоорганизации.

         В данной статье рассмотрим организацию практической деятельности студентов как основной способ развития учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

         Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся, поскольку обучение, развитие и воспитание всесторонне-развитой личности в лице каждого обучающегося решает насущную задачу формирования потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, всех областей производства и социальной жизни. Работая со студентами, обучающимися в образовательном учреждении среднего профессионального образования, мы, преподаватели, сталкиваемся с такой проблемой как нежелание учиться, отсутствие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности. Контингент обучающихся приходит с разным уровнем как развития и интеллекта, так и знаний, полученных и усвоенных в школе, также, у всех свой уровень потребностей и притязаний. Не все поступают в колледж или техникум получать знания по выбранной специальности и осваивать профессию осознанно, многие приходят только потому, что их отправили родители или больше никуда не могли устроиться. Как следствие, низкая мотивация к обучению является фактором снижения учебно-познавательной активности обучающихся, которая необходима в процессе обучения и служит залогом высокого уровня образования будущего специалиста.

         Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

         В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Считается, что познавательная активность является одним из важных качеств стремления к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют: общение, потребность в новых впечатлениях, общий уровень развития активности.

        Таким образом, познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т. д.) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

        При выборе методов обучения, преподаватель ориентируется на те, которые стимулируют учебно-познавательную активность и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности.

       На занятиях эффективно применять компьютерные технологии, интерактивные методы обучения, технологическую документацию, демонстрационные методы, которые позволяют формировать учебную активность обучающихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления.  

       Для достижения наилучшего результата используются различные формы занятия, в частности, деловую игру, во время которой студенты не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в процесс обучения создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования учебно-познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей обучающихся, повышает управляемость учебного процесса.              

        Для приближения деятельности студентов к реальным условиям профессиональной деятельности применяются дидактические игры, отражающие деятельность рабочих и специалистов, например, драматизация диалогов, ролевые сюжетные игры с использованием профессиональной лексики, отражающие ситуации на рабочем месте на занятиях по английскому языку. Все обучающиеся группы делятся на мини-группы, между членами группы распределяются роли начальника цеха, технолога, мастера цеха, инженера по ТБ, поваров. Преподаватель распределяет роли студентам, учитывая уровень владения английским языком каждого индивидуально. Мини-группы готовят свою ситуацию в форме ролевой игры, затем происходит драматизация.

        Работа с опорными конспектами, технологическими картами  позволяет развивать память, логическое и пространственное мышление, формировать состояние «могу», «умею», чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Формируется чувство собственной значимости, повышается уровень самооценки, в результате развиваются личностные и профессиональные качества.

         Использование проблемного метода проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, опережающие домашнее задания, сообщения поискового характера с использованием Интернет-ресурса, региональных СМИ, материалов краеведческого музея способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, повышает интерес и мотивацию к учению, развивает творческие способности, что в итоге приводит к глубокому и прочному усвоению изученного материала.

           Не менее важное значение для развития учебно-познавательного интереса обучающихся играет высокая степень творческого сотрудничества обучающихся и преподавателя при проведении предметной недели. Целью этого мероприятия является повышение интереса к дисциплине, мотивации учебной деятельности обучающихся, возможность развивать, совершенствовать и проявлять свои творческие способности, умение работать самостоятельно, умение найти информацию, обработать ее и творчески презентовать. Все это происходит через практическую деятельность обучающихся. Результатом такой деятельности являются различные интересные работы студентов в разнообразных формах: тематическая стенгазета или плакат по дисциплине, кроссворд, тест, творческий проект, презентация, выставка творческих работ, олимпиада и многие другие виды работы. 

        Таким образом, используя как можно больше видов и форм работ в процессе обучения, постоянно стараясь сделать практическую деятельность обучающихся разнообразной, преподаватель достигнет хороших и приятных результатов в развитии учебно-познавательного интереса обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования.      

        Работая в таком ключе, можно выявить устойчивый интерес студентов к будущей специальности, а тем самым, повышается мотивация учебной деятельности, возрастает познавательная активность. Так же повышается уровень самостоятельности, самоорганизации, изобретательской активности заметны результаты влияния такой работы на обучающих. Если в самом начале обучения, на первом курсе, при выполнении творческих работ было мало желающих, а много не справляющихся с поставленной задачей, то уже к середине второго года обучения все задания выполняются всеми, раскрываются способности, исчезает страх не справиться с заданием. Обучающиеся с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Для обучающихся становится нормой рассуждение: «Если я могу это, значит я смогу и другое».

         С усилением стремления к творческой активности, увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности обучающихся. Они ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: обучающиеся не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в своем учебном заведении, так и на районном и областном уровне, обеспечивая призовые места.

        Таким образом, широко используя различные методы и формы активизации творческой деятельности развития учебно-познавательного интереса и применяя их в учебном процессе, мы добиваемся положительных результатов в обучении.

Творчество в процессе учебной деятельности стало доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных студентов иногда могут требовать использования со стороны преподавателя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к практической деятельности. В таком случае преподавателю следует показать практическую значимость данного вида работы для обучающегося, связав его с современным состоянием рынка труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям.

        Развитие творческого потенциала учащихся возможно при полной включенности обучающихся в практическую и исследовательскую деятельность, которая стимулирует развитие учебно-познавательной активности и является средством её развития.

       И если мы хотим видеть своих студентов всесторонне развитыми личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития в процессе организации практической деятельности. Это активная позиция преподавателя и студента в едином стремлении к достижению благородной цели — всестороннего гармонического развития личности.         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку

Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНИНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Финансовая грамотность затрагивает все сферы жизнедеятельности современного человека. Пэтому повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений, обозначенных в Концепции долгосроч...

Опыт работы «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».

В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальн...

Транслирование опыта по теме"Развитие творческих способностей обучающихся через организацию поектной деятельности"

Дана классификация школьных проектов.Указаны общие подходы к струтурированию проектов,общепринятые стандарты оформления проектных работ, требования к оформленнию презентаций. Дан мастер-класс по орган...

"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...