Презентация " Технологии личностно-ориентированного обучения"
презентация к уроку по английскому языку

Горбенко Зинаида Павловна

Презентация " Технологии личностно-ориентированного обучения" равкрывает особенности технологий, направленных на развитие личности учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии личностно-ориентированного обучения Подготовлена З.П.Горбенко

Слайд 2

«Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведет, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учеба дается ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять» Конфуций (около 551—479 до н.э.) (Конфуций и его школа. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. — , 1996.-С. 121.).

Слайд 3

План 1) эволюция понятия «педагогическая технология»; 2) программированное обучение и идея полной управляемости учебным процессом; 3) технология постановки диагностичных целей обучения. Таксономии учебных целей; 4) структура воспроизводимого обучающего цикла; 5) признаки педагогической технологии; ее реальные возможности и сфера адекватного применения; 6) прогрессивные педагогические технологии и другие образовательные модели.

Слайд 4

1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин “технология в образовании” означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. 2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под “технологией образования” стали подразумевать программированное обучение. 3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей. 4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Слайд 5

Подходы к пониманию технологии 1) одно - ориентируется на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе ( его можно назвать «технология в образовании» или «технология в обучении»); 2) а другое - означает технологию построения самого учебного процесса и имеет название «технология обучения» или «педагогическая технология».

Слайд 6

Программированное обучение Целью программированного обучения была оптимизация управления процессом учения. Программированное обучение предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учащийся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) может самостоятельно приобретать новые знания и умения. Необходимыми составляющими программированного обучения является наличие: - управляемого объекта (ученика); - последовательной, поэлементной программы; - систематической обратной связи; - управления.

Слайд 7

Цели могут быть выражены: 1) через изучаемое содержание ( например: «изучить народное движение в России 17 века», «изучить правописание личных окончаний глагола», «познакомиться со страной изучаемого языка», «изучить основные положения молекулярно-кинетической теории» и т.д.); 2) через деятельность учителя ( например: «рассказать учащимся о жизни и творчестве И.С. Тургенева», «рассказать об эволюции органического мира», «рассказать о развитии отраслей хозяйства Центрального экономического района», «рассказать о промышленном производстве серной кислоты» и т.д.); 3) через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся («проанализировать причины революции 1905 - 1907 гг.», «научить критически мыслить при чтении», «научить учеников анализировать текст, отбирать главные идеи текста и осуществлять языковую догадку», 4) через внешне выраженную учебную деятельность («нанести на контурную карту границы государств и колоний», «отработать навык правописания безударных гласных в корне слово», «составить план пересказа текста», «исследовать клеточную структуру растений», «определить силу электролита и реакцию гидролиза солей», «измерить силу тока с помощью амперметра» и т.д.).

Слайд 8

Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными.

Слайд 9

Б.Блум 1. Знание - обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. 2. Понимание - преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. 3. Применение - умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. 4. Анализ - обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. 5. Синтез - обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. 6. Оценка - обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

Слайд 10

Признаки технологически организованного учебного процесса : 1. Постановка диагностичных целей. 2. Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся. 3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников. 4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения 5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы. 6. Полная управляемость процессом обучения. 7. Гарантированность конечного результата.

Слайд 11

Образовательная модель теоретическая конструкция, которая воплощает понимание ее автором феномена образования, а также практическое воплощение этой модели на практике.

Слайд 12

Критерии технологичности : 1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию), 2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей). 3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса). 4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения). 5. Воспроизводимость (возможность применения другими).

Слайд 13

Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии ). 1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. 2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. 3. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я . Лернер, М.И. Махмутов). 4. Теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов). 5. Программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.). 6. Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). 7. Теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина). 8. Теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник). 9. Теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н. Шамова, И.Ф. Харламова и др.). 10. Адаптивная система обучения (А.С. Границкая). 11. Система Л.В.Тарасова “Экология и диалектика”. 12. Теория решения изобретательских задач. 13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А. Амонашвили). 14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф. Шаталов). 15. Технология “погружения” (М.П. Щетинин). 16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова и др. 17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др. 18. Предметно-классно-урочная система обучения. 19. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко).

Слайд 14

20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов). 21. Модель начального образования “Развивающая Среда” (И.И. Ильясов). 22. Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф. Климанова). 23. Технология воспитания (Н.Е. Щуркова). 24. Дифференцированное обучение. 25. Бригадно-лабораторное обучение. 26. Организационно-деятельностная игра. 27. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б. Эрдниев). 28. Система С.Френе. 29. Система М. Монтессори. 30. “Вальдорфская педагогика” (Р. Штайнер). 31. Система Л. Рона Хаббарда. 32. Гуманистическая педагогика (К.Роджерс). 33. Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж .Кэрролл). 34. Модель “Структура интеллекта” (Дж. Гилфорд). 35. Когнитивно-аффективная модель (Ф Уильямс). 36. Модель “Три вида обогащения учебной программы” (Дж. Рензулли). 37. Система С. Пейперта “Использование компьютеров в учебном процессе”.

Слайд 15

Педагогическая технология процесс последовательной организации творческой деятельности на основе научных разработок в образовательной области (в психологии, социологии, методике, педагогике и др.), основанных на объяснении закономерностей развития личности, оформленной в виде программ, проектов.

Слайд 16

В.М. Шепель технические, экономические, гуманитарные или человековедческие.

Слайд 17

Гуманитарные технологии технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств (это всегда новый «образ мыслей»)

Слайд 18

«Человековедческие» технологии самые наукоемкие; трудно алгоритмизируются; низкий коэффициент гарантированности достижения замысла, обусловленный противоречивостью и уникальностью их объекта - человека; овладение ими доступно людям, которые обладают незаурядными личностными качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную подготовку.

Слайд 19

Педтехнологии универсальные , т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области; ограниченные - для нескольких предметов или областей; специфические - для одного-двух предметов.

Слайд 20

Направленные на развитие психологических структур информационные (формирование знаний, умений, навыков - ЗУНов); операциональные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональные, нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН); технологии саморазвития (формирование саморазвивающихся механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей - РТС). (И.Я. Лернер)

Слайд 21

По характеру с одержания образования обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические .

Слайд 22

По типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся педтехнология как взаимодействие разомкнутое (неконтролируемая, некорректируемая деятельность учащихся); циклическое (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем); рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное); ручное или автоматизированное (с помощью автоматизированных средств обучения). В.П. Беспалько):

Слайд 23

По стилю управления авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся); дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием); личностно-ориентированные (центром образования является личность ребенка).

Слайд 24

Новые педагогические технологии вероятностное образование (А. Лобок), развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), «Школа диалога культур - « ШДК» (В.С. Библер), гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили), преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин), дизайн-педагогика.

Слайд 25

Альтернативные (традиционной педагогике) технологии вальдорфская педагогика (Р.Штейнер), технология раннего умственного развития (М. Монтессори), технология свободного развития (С. Френе).

Слайд 26

Технологии дифференцированного обучения внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П. Гузик, Д.К. Дайнеко), дифференцированное обучение по интересам детей (И.Н. Закатов).

Слайд 27

Технологии индивидуализации (персонификации) обучения : И. Унт, А.С. Границкая, Ю.К. Бабанский, М. Балабан.

Слайд 28

Новые информационно-компьютерные, телекоммуникационные технологии мультимедиа, дистанционное обучение на основе электронных средств связи, технологии «виртуальной реальности», программно-тестовое обучение и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты