РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС
учебно-методический материал по английскому языку

Кокшарова Любовь Васильевна

Актуальность развития мотивации учеников средней школы, обусловленная поиском путей обучения иностранному языку в условиях ФГОС и пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом.

В условиях стандартизации системы образования, многие педагоги обратили внимание на то, что качество выполнения деятельности учениками и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей детей, их мотивации. Именно мотивация определяет целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели.

Формирование мотивации для обучения в среднем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы

Пути и приемы повышения мотивацииВажным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся, их общения на уроке в условиях полной социально - психологической совместимости.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях ФГОС и конкретной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnutrenney_motivatsii.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС

Актуальность развития мотивации учеников средней школы, обусловленная поиском путей обучения иностранному языку в условиях ФГОС и пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом.

В условиях стандартизации системы образования, многие педагоги обратили внимание на то, что качество выполнения деятельности учениками и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей детей, их мотивации. Именно мотивация определяет целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели.

Важно понять, что учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся включает и мотивацию, которая является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности.

Мотивы, лежащие в основе учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные обусловлены чувством долга перед своими близкими, освоением ценностей культуры и получению образования. Отрицательные вызываются угрозой, наказанием, порицанием, плохой оценкой. Успех является неким источником поддержания мотивации. Если он отсутствует, то мотивация угасает, что отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Среди разнообразных мотивов ученика средней школы особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных. Формирование познавательной мотивации приобретает бескорыстную жажду познания, которая помогает справляется с трудностями при изучении иностранных языков. Проблема формирования мотивации изучения иностранного языка на всех возрастных этапах обучения в школе не просто снижается, а наоборот, возрастает.

Проблема мотивации. Формирование мотивации для обучения в среднем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на данной ступени обучения иностранному языку, когда закладываются основы для того, чтобы дети имели желание учить языки. Учебно-познавательная мотивация школьников – это их деятельностный подход к учёбе.

Формирование мотивации у учеников средней школы при изучении иностранных языков – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутреннее желание к изучению материала. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой продуманных приемов, которые, в условиях ФГОС дают учителю множество возможностей.

Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации к обучению иностранным языкам?

  • дидактические игры и упражнения;
  • личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
  • внеклассные мероприятия по предмету;
  • творческие работы учащихся по предмету;
  • проведение олимпиад;
  • использование различных педагогических технологий
  • интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

Роль мотивации в изучении иностранного языка. Проблема мотивации в обучении иностранным языкам возникает, но при этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся средней школы, как правило, высокая мотивация. Им хочется разговаривать на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах.

Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться. Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

Мотивация как важнейшая опора овладения иностранным языком обеспечивает результативность, и она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста сможет развить мотивацию к обучению. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки.

Важно на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и использование пособий, которые последовательно ведут ребенка.

Специфика урока иностранного языка. Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур.

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух, выражать свои мысли средствами изучаемого языка, читать и писать.

Пути и приемы повышения мотивации. Эффективность овладения иностранным языком зависит от стратегии обучения. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся, их общения на уроке в условиях полной социально - психологической совместимости.

Для развития и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся средней школы на уроках иностранного языка следует применять и игровой прием. Как известно, игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если ребенок при этом говорит на иностранном языке, это помогает формировать универсальные учебные действия. Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений, и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. Наибольший интерес у обучающихся вызывают коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением. Дети лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи. Диалог на уроке английского языка служит для них мотивом усвоения новых слов. Результаты показывают, что коммуникативные приёмы являются любимой деятельностью учащихся на уроке.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей.

Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок, не только и не столько знания и владение учениками языковым и речевым материалом определяют эффективность формирования коммуникативных навыков школьников, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на английском языке. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с другом.

Заключение. Познавательная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, познавательная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Познавательная мотивация системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Познавательная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях ФГОС и конкретной образовательной организации. При рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования, недопустимо упрощение ее понимания, т.к. формирование мотивации – это не перекладыванием учителем в головы учащихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов – это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы.

При повышении мотивации обучении учащихся иностранному языку в средней школе важное место занимает учет возрастных и психологических особенностей подростков. Ведущую роль в развитии школьника-подростка играет общение со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности. Правильный подбор учебно-коммуникативных задач, продуманная формулировка учебного материала позволяет оптимизировать процесс общения при обучении иностранному языку.

Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские. Формированию прочной мотивации учения способствует игра при активном ее использовании на уроках.

Список использованной литературы

  1. Азарова С.Н. и др. Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач. шк. “Enjoy English-1”. - Обнинск, Титул, 2005. – с.80
  2. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. - №1 – с. 21
  3. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 [Текст] / - 1996 – с.26
  4. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика 1988. – с.131
  5. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ –2003 - №5 – с.31-34
  6. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2002 - №3. с. 39-41
  7. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004. – с. 55
  8. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – с. 201
  9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ - 1991 - №2. с.3-10.
  10. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ - 2002 - №3. с.41-46.
  11. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст] / П.М. Якобсон. − М.: НПО "Модек", 1998 − 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВЫХ ИГР

Предлагаю Вашему вниманию статью ролевых играх на уроках английского языка, которые содействуют развитию таких качеств, как спмостоятельность и инициативность, а так же воспитывают чувство коллективиз...

Явления интерференции и переноса в изучении иностранных языков в условиях субординативной триглоссии учащихся средних школ республики Дагестан.

статья посвящена рассмотрению места, которое занимают интерференция и перенос в изучении иностранного языка в полиэтничном пространстве...

Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)

Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...

Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы (на материале английского языка)

Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы(на материале английского языка). Теоретические основы....

Проблема мотивации к изучению иностранного языка в условиях реализации ФГОС

В данной статье рассматриваются современные проблемы , связанные с прееподаванием и изучением иностранного языка в средней школе....

Эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в условиях ФГОС

В статье представлен опыт работы учителя по организации и проведению Фестиваля любителей иностранного языка, а также организации проектной деятельности учащихся в рамках летнего многопредметного лагер...

КРОССЕНС как приём формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков в контексте ФГОС ООО

В статье описывается применение необычного методического приёма КРОССЕНС на уроках английского языка. Кроссенс относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подх...