МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВЫХ ИГР
статья по теме

Предлагаю Вашему вниманию статью ролевых играх на уроках английского языка, которые содействуют развитию таких качеств, как спмостоятельность и инициативность, а так же воспитывают чувство коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivaciya_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шеина Евгения Валентиновна, МБУ НОШ № 65

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВЫХ ИГР

… в игре человек испытывает такое же наслаждение

от    свободного   обнаружения   своих    способностей,

какое художник  испытывает  во  время  творчества.

Ф. Шиллер.

        При планировании уроков я стремлюсь найти новые приемы работы, позволяющие развить индивидуальность каждого ребенка, постоянно поддерживать интерес к предмету, а так же занимаюсь поиском резервов повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Широкие возможности для активизации  учебного  процесса  дает  использование ролевых игр, которые делают  скучные  задания  более  интересными  и увлекательными.

          Ролевая  игра  –  методический  прием,  относящийся  к  группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Она мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые  оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность  что-либо  сказать,  спросить, выяснить, поспорить, чем-то поделиться с собеседником. Главную цель ролевых игр я вижу в превращении нудной обязаловки в увлекательный экспромт, сместить акцент с «надо» на «хочу».

Использование игры даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном  -  овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.    Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.

        Школьники наглядно  убеждаются  в  том,  что  язык  можно  использовать  как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту  друг  с  другом  и  учителем, создает условия равенства  в  речевом  партнерстве,  разрушает  традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе  учащимся  говорить  и  тем самым  преодолевать  барьер  неуверенности.  В  обычной  дискуссии  ученики- лидеры,  как  правило,  захватывают  инициативу,   а   робкие   предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и  должен  быть  активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения,  как  умение  начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент  согласиться  с его  мнением  или   опровергнуть   его,   умение   целенаправленно   слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

      Место игр на уроке и отводимое игре время зависят  от  ряда  факторов:

подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий  урока и т.д.  Так,  скажем,  если  игра  используется  в  качестве  тренировочного упражнения при первичном  закреплении,  то  ей  можно  отвести  20-25  минут урока. В дальнейшем та же игра может  проводиться  в  течении  3-5  минут  и служить  своеобразным  повторением  уже  пройденного  материала,   а   также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть  эффективными при введении нового материала.

       Успех  использования  игр  зависит,  прежде   всего,   от   атмосферы необходимого речевого общения, которую  учитель  создает  в  классе.  Важно, чтобы учащиеся привыкли к  такому  общению,  увлекались  и  стали  вместе  с учителем участниками одного процесса.

        На первом этапе введения игр в процесс обучения мной были использованы короткие считалочки, рифмовки, которые использовались от имени различных героев. Все это подкреплялось использованием предметов бытового  назначения,  кукол  с  набором одежды, зверушки. Темы речевого общения включают разговор о членах  семьи,  о профессиях, о явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, о режиме  дня и т.д. Чуть позже мной использовались презентации уроков (в Power Point) .

        Первоначально игровыми видами деятельности увлекались сильные ученики, позже к ним присоединялись остальные. Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения и уверенности в себе.

        В ролевых играх  воспитываются  сознательная  дисциплина,  трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка,  готовность  включаться  в  разные  виды деятельности,  самостоятельность,  умение  отстоять   свою   точку   зрения, проявить инициативу, найти  оптимальное  решение  в  определенных  условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Каждая из ролевых игр должна проводиться в 3 этапа: подготовительный этап, игровой и заключительный. 

На подготовительном этапе учащиеся осваивают лексику и языковые структуры в процессе выполнения тренировочных и коммуникативных упражнений.

На игровом этапе они должны применить на практике полученные знания и умения, а на заключительном осуществляется анализ и исправление типичных ошибок, оценивается активность участников игры.

        В заключение хочется отметить, что игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устойчивой мотивации у старших школьников к изучению английского языка посредством практико-ориентированных заданий

Технология практико-ориентированных заданий была применена на уроке в 11 классе средней школы, изучающем английский язык на базовом уровне. Урок из серии «Culture corner -Обмен культурами» в разделе «...

Сюжетно-ролевая игра как эффективный прием формирования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические подходы к сюжетно-ролевой игре в основной школе, отмечается, что игра по сути носит деятельностный характер, моделируя при этом ситуации общения и формируя комму...

Пути развития познавательной мотивации у обучаемых в ходе изучения иностранного языка

Цель данной статьи - повышение мотивации и качества обучения студентов СПО иностранному языку с использованием традиционных и инновационных форм и методов обучения....

Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий

Существующий факт снижения мотивации учеников к учебе от класса к классу не может благоприятно сказываться на положительной динамике качества знаний. Это же относится и к изучению английского языка. ...

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС

Актуальность развития мотивации учеников средней школы, обусловленная поиском путей обучения иностранному языку в условиях ФГОС и пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся начальной школы. Методическая разработка.

Данный материал может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе....

«Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий."

Общество на современном этапе развития характеризуется ярко выраженным процессом информатизации. Одним из главных направлений этого процесса информатизации является информатизация системы образования,...