Организация проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС
статья по английскому языку

Катышева Татьяна Владимировна

Статья по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Организация проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС"

     Нововведения XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Современный человек все больше обращается к культуре, что определяет специфику культурной самоидентификации его личности, осознания ценности его национальных традиций, наряду с толерантным отношением к культуре других народов и стремлением к взаимопониманию между людьми разных культур. Современная школа обязуется приобщить к этим идеям наших детей, а иностранный язык даёт ей богатейшие возможности для этого.

     Необходимость постоянного совершенствования системы образования обусловлена социальными переменами , происходящими в обществе. Современное общество диктует необходимость повышения качества знаний, совершенствования умений и навыков и уровня воспитанности школьника. В соответствии с этим, школа нуждается в разработке, внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий. Задача преподавателя иностранного языка в первую очередь заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся, и одновременно развитие навыков владения определенными языковыми средствами.

     В настоящее время в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. Таким образом, основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося.

Методика проектов – это путь наиболее эффективного использования изученного – материала.

    Он развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. Это применение знаний на практике.

    На уроках английского языка проектная деятельность помогает отработать, закрепить лексический и грамматический материал, практиковать устную и письменную речь. Он развивает творческое мышление и воображение, создает условие для осмысления воспринимаемого.

   Современные учащиеся – очень хорошо владеют компьютером, умеют пользоваться всемирной сетью – Интернет. Наша задача помочь им реализовать свои способности, направить на поиск новой, нужной информации, реализовать все свои потенциальные возможности, которые помогут им в будущем.

    Каждый проект – это результат большой и трудной работы учащихся. Авторы проекта ищут информацию, собирают материал, рисуют иллюстрации, пишут и учат текст.

Ценность метода проектов состоит в том, что он реализуется в деятельности. Учащиеся работают над проектом в группе или индивидуально. Проект может выполняться как на уроке, так и дома. Некоторые проекты требуют защиты.

Проектная методика позволяет сформировать у учащихся:
- коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки,
- культуру общения,
- умение формулировать собственные мысли,
- умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению,
- умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве,
- умения и навыки использования современных компьютерных технологий,
- языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке,
- умения применять накопленные знания по предмету,
- критическое и творческое общение

Преимуществами проектной методики являются следующие:
- возможность вести индивидуальную работу над темой, наиболее интересной для каждого участника проекта;
- повышение активности учащегося;
- возможность обращения к дополнительным источникам информации;
- обучение анализу, сравнению, отбору самой важной и занимательной информации;
- возможность применения разнообразных предметных и межпредметных знаний, умений и навыков;
- возможность практического применения языковых знаний;

– возможность сформировать необходимые умения и навыки речевой деятельности, лингвистическую компетенцию;
- возможность реализации активной устной практики для каждого ученика;

 - возможность мыслить, рассуждать, решать проблемы;
- возможность оценивать действительность, и проектировать необходимые изменения для улучшения жизни.

Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д.

В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого учащегося. Он сам должен определить, что будет содержать проект, в какой форме и в каком виде пройдёт его презентация.

В проектах по английскому языку есть межпредметная связь (например с уроками географии  - при изучении страноведческого материала; литературой  - изучая стихи, басни, поэтов…;  экологией и биологией – при изучении тем проблемы экологии, флору и фауну страны и многое другое).

 

     На наших уроках проекты в основном выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащихся определенного учебного материала.

ПРОЕКТЫ бывают:

1) информативные (страноведение):

2) игровые (н-р ролевые – разыгрывание фрагмента урока):

3) сценарные проекты (сценарий внеклассных мероприятий):

4) творческие работы (отработка, закрепление лексического и грамматического материала, работы для внеклассных мероприятий, литературные произведения (лимерики)):

5) издательские (стенгазеты):

6) сетевые проекты (участие в олимпиадах и конкурсах по предмету в сети Интернет)

Основные этапы проектной деятельности

  • Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  • Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  • Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  • Подготовка и защита презентации;
  • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Метод проекта содержит в себе некоторые трудности:

         1. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у учащихся вопросы.
         2. Нелегкое дело – и оценка проектной работы. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической направленности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
     3. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Учащийся должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.
     4.Неизбежны и языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации учащиеся находят в русских источниках. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического материала должна предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Проектная деятельность базируется на принципах теоретической педагогики:

  • принцип доступности (соответствия возрастным особенностям);
  • субъектности (содействия развитию способности осознавать свое "Я");
  • принцип добровольности и партнерства (полноправного сотрудничества);
  • принцип преемственности (опоры на пройденное);
  • результативности, объясняя важность процесса работы и результата;
  • принцип научности и созидания.

Метод проектов помогает наиболее полно учитывать индивидуальные особенности учащихся и ориентироваться на их опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности его памяти, восприятия и мышления.

С полной уверенностью можно утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС

Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...

Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС

Вашему вниманию предлагается теоретическая  статья "Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС. Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт з...

Организация проектной деятельности на уроках английского языка в соответствии с ФГОС

В статье рассматривается метод проектной детельности с точки зрения целесообразности его использования на уроках английского языка, преимущества этого метода по сравнению с другими, трудности, возника...

Выступление на ШМО 2021- 2022 уч. г. «Проектная деятельность на уроках английского языка в рамках современной концепции языкового образования»

В современном мире одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творчески...

Современные образовательные технологии. Организация проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС...

Статья«Организация учебной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Формирование у обучающихся мотивации к изучению английского языка...