Статья«Организация учебной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС»
статья по английскому языку

Формирование у обучающихся мотивации к изучению английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гирьянская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области

ДОКЛАД

«Организация учебной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Выполнила: учитель иностранного языка

I квалификационной категории

Гретчина Людмила Васильевна

д.Гирьи 2023 г

Введение

На сегодняшний день ситуация в изучении иностранного языка складывается не лучшим образом. У детей пропадает интерес к изучению английского языка. Всё больше времени и внимания школьники уделяют предметам, которые, как они считают, легче и не требуют лишнего времени. Поэтому возникла необходимость приобщения детей к изучению английского языка дополнительными средствами. Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, сегодня является главным приоритетом моей педагогической деятельности.

Конечно, не стоит забывать, что в результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

Исходя из выше сказанного, была поставлена цель: создать условия для формирования у учащихся мотивации и повышения интереса к изучению английского языка. Цель может быть достигнута путём решения ряда задач:

  • Разработка системы внеклассной работы по английскому языку и дидактического материала к внеклассным мероприятиям;
  • Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме.

Формирование у обучающихся мотивации к изучению английского языка

Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к иностранному языку уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения предмету. Как мотивировать школьников на изучение иностранного языка?

Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры. Для повышения мотивации изучения английского языка мною используются следующие пути.

  • создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;

При изучении новой лексики по теме можно применять такие упражнения как кроссворд, составление истории по картинке. Использование такого метода как составление истории по картинке также используется для изучения новой лексики.

  • наличие стимулов и подкреплений;

Необходимо стимулировать учащихся, поощрять их ответы оценками. Например, первому, отвечающему на балл выше поставить оценку, в результате у учащихся появиться еще один мотив к изучению предмета.

  • разработка системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка. Необходимо вовлекать детей в постановки спектаклей, сценок и т.д.;
  • использование познавательных игр.

К повышению мотивации можно отнести нетрадиционные формы урока: обучающие и развивающие игры, ролевые игры, игровые ситуации (особенно на начальном этапе обучения и в среднем звене), позволяющие сделать каждый урок интересным, увлекательным, развивающим познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся, способствующие эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивающие практическую направленность обучения; наглядные пособия, использование страноведческого материала, элементы интенсивной методики, позволяющей реализовать цели, заложенные в рамках стандарта, а также повысить уровень обученности, заложенный в стандарте.

  • развитие творческих способностей.

Важно развивать творческие способности обучающихся. Самым продуктивным способом является использование поэзии. Можно предложить ученикам сделать художественный перевод или написать свое стихотворение.

Наряду с традиционными методами повышения мотивации изучения английского языка можно использовать и инновации. Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках английского языка, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса изучения английского языка.

Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов развивают интерес, делают урок более интересным. Использование данной технологии позволяет сэкономить время на уроке и повысить уровень наглядности в процессе обучения.

Таким образом, использование ИКТ и другие методы на уроках английского языка способствуют повышению мотивации учащихся к обучению.

Формирование универсальных учебных действий

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Личностные УУД (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)

- действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД (обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности)
- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД (включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем)
1. Общеучебные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

2. Логические УУД:

  • Общеучебное самостоятельное выделение и

формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

  • Логическое обобщение, аналогия, сравнение; установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

#1055;остановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты изучения иностранного языка

Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего образования внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Обсуждение на уроках иностранного языка актуальных событий, собственных поступков и поступков своих сверстников, выражение своего отношения к литературным героям, обоснование собственного мнения будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.

В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся:

• сформируется элементарная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с учётом ограниченных речевых возможностей и
потребностей в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;

• будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;

• сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.

Обучение в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Психологи выделяют два возрастных этапа: 5—7 и 8—9 классы. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранного языка позволяют учитывать возрастные изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, даёт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать метапредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности.

При изучении иностранного языка на ступени основного общего образования ученики научится:

Говорение

• участвовать в диалогах, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;

• рассказывать о себе, своей семье, друге.

Аудирование

• понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;

• воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание сообщений, рассказов, построенных на знакомом языковом материале.

Чтение

• читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

• читать про себя и понимать содержание текста, построенного на изученном языковом материале;

• читать про себя и находить необходимую информацию.

Письмо

• выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

• писать письмо зарубежному другу;

• в письменной форме отвечать на вопросы к тексту;

• составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам.

Заключение

Тема работы была посвящена изучению реализация идей нового общеобразовательного стандарта на уроках английского языка.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный, деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала.

Урок иностранного языка должен быть объединен общей темой, а деятельность детей на уроке должна быть обязательно разнообразной. На уроке необходимо часто менять виды работы, обязательно перемежать их динамическими паузами. Но при этом необходимо помнить, что каждый элемент урока был нужен для решения его общей задачи. Чтобы движение или игра не становились самоцелью. Сюжеты уроков строятся таким образом, чтобы создать подлинно коммуникативную обстановку на уроке, атмосферы сотрудничества, доброжелательности.

Список литературы

  1. Биболетова М.З. Как в УМК «EnjoyEnglish» для 2-4 классов реализуются идеи ФГОС/ «Английский язык в школе» №2, #1057;.8-14
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  3. Грузинская, И. А. Методика преподавания английского языка в средней школе [Текст] / И. А. Грузинская. - М. : Педагогика, 1938. - 192 с.
  4. «Интернет-проект – важный элемент мотивации учащихся», Коптюг // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 5. - С. 29-32
  5. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  6. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. -
  7. Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. - 2006. - № 2. - с. 43-44
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки РФ.- Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 31с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного  урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так ...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»

Доклад на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»

статья на тему «Формирование  универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»...

статья "Организация учебной деятельности на уроках английского языка с учетом типов темперамента"

Статья будет интересна учителям, которые понимают важность индивидуального подхода в обучении....

Современные образовательные технологии. Организация проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС...