Педагогическая Технология развития критического мышления обучающихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС
статья по английскому языку

Инта Александровна Савицкая

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует того, что главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся максимальной самостоятельности на уроке: от самостоятельной постановки целей урока, реализации этих целей, поиск средств достижения планируемых результатов, и до оценивания этих достижений.  Учитель же является координатором действий во время учебного процесса. Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.Педагогическая Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - ТРКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.Актуальность данной темы определяется существующей потребностью в развитии критического мышления у будущего выпускника, и проблемой поиска методики развития критического мышления на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_.doc451.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Савицкая Инта Александровна,

                                                                            учитель английского языка,

                                                  в ГБОУ школа №43,

Санкт-Петербург

Статья

Педагогическая Технология развития критического мышления обучающихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

           В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), главной задачей школьного образования является использование системно-деятельностного подхода, а именно предоставление обучающимся активной роли на уроке: самостоятельная постановка целей урока обучающимися, реализация этих целей, поиск средств достижения планируемых результатов, самооценка и взаимооценка достижений планируемых результатов. Учитель же является координатором действий всего учебного процесса. В соответствии с современными требованиями ФГОС педагогу необходимо чаще использовать современные образовательные технологии.

           Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД (универсально учебным действиям), является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление».

          Крити́ческое мышле́ние (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

          Критическое мышление - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений; «разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи, и увидеть новые возможности». (Дж. А. Браус и Д.Вуд)

          Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении новых проблем.

          Критическое мышление не означает негативность или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения.

          Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру и каждый обучаемый невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от традиционного мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

          Актуальность данной темы определяется существующей потребностью в развитии критического мышления у будущего выпускника, и проблемой поиска методики развития критического мышления на уроках иностранного языка.

Технология критического мышления дает обучаемому:

- навык работы с информацией, объектом изучения или ситуацией, позволяющий делать

осознанный выбор за счет выводов, основанных на фактах.

- позволяет установить приоритеты, дает возможность развивает способность к прогнозу последовательности своих действий.

           Педагогическая Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - ТРКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Чем полезно развитие критического мышления для обучающихся?

• Позволяет находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами.

• Позволяет расставлять приоритеты и оценивать достоверность утверждений, убедительность доводов.

• Помогает формировать гипотезы, делать выводы, обнаруживать нехватку информации.

• Формирует ответственность за выбор.

• Развивает способность прогнозировать последствия своих действий.

Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка опирается на следующие принципы:

  • вариативность (индивидуальная, парная и групповая формы работы, различные тексты: диалоги, полилоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы; различные варианты тем и типов упражнений);
  • решение проблем (используем язык для решения проблем, проблемы заставляют обучающихся думать, а, думая, они учатся);
  • когнитивный подход к грамматике (не все школьники легко усваивают правила или структуры: обучающимся предоставляется возможность самим поработать над ними, и тогда у школьников исчезает страх перед грамматикой, они лучше усваивают её логическую систему);
  • учение с увлечением (получение удовольствия - одно из главных условий эффективности урока, поэтому обязательно включаем в учебный процесс игры, шутки, загадки, кроссворды, ребусы, головоломки, Синквейн);
  • индивидуализация (школьникам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, о жизни родного края);
  • доступность и посильность (никогда не предлагать ученику задание, которое он не может выполнить; задание обязательно соответствует уровню, на котором находится обучающийся).

Конструктивную основу технологии развития критического мышления (сокращенно ТРКМ) составляет базовая модель трёх стадий «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Такая модель позволяет помочь обучающимся школьникам самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали, а также оценивать свои достигнутые результаты по достижению поставленной цели.

Модель реализации ТРКМ:                                    

  Evocation

   - ВЫЗОВ

Realization of Meaning   - ОСМЫСЛЕНИЕ                              (реализация)                                                                  

Reflection - РАЗМЫШЛЕНИЕ

(рефлексия)

Рассмотрим реализацию трёх этапов педагогической технологии «Критическое мышление» (КМ) через чтение и письмо (сокращенно – РКМЧП) на примерах УМК “Starlight” и УМК “Spotlight” для разных уровней. (возможно и не за 1 урок)

Существуют конкретные приемы и стратегии работы на этапе вызова (Evocation), на этапе осмысления (Realization of Meaning) и на этапе рефлексии (Reflection). Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

  • информативный материал, способствующий развитию критического мышления;
  • метод (отдельный прием, стратегия) занятия.

1 этап ВЫЗОВ - (Evocation)

  • Актуализация знаний
  • Формирование личного интереса к полученной информации
  • Значимость изучения данной темы
  • Определение целей изучения нового материала

На 1 этапе актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом. Через эту первичную деятельность обучающиеся определяют уровень собственных знаний, к которому может быть добавлена новая информация (понимание новой информации сознательно, основательно и осуществляется через критическое оценивание). Определяются цели рассмотрения той или иной темы. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, роль обучающихся в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес, создаются условия для совершенствования навыков общения.

  1. этап РЕАЛИЗАЦИЯ (осмысление) - (Realization of Meaning)
  • Получение информации (работа с текстом)
  • Сопоставления нового с тем, что известно
  • Систематизация новой информации
  • Отслеживание собственного понимания

На 2 этапе обучающиеся изучают новую информацию. Происходит ее систематизация. Школьники задумываются о природе изучаемого объекта, учатся формулировать вопросы по мере соотнесения, интегрирования старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Новое понимание может проявиться в собственной интерпретации изученного, в возможности прогнозирования, в решении задач и учебных проблем. При этом инициируется сравнительный, критический анализ и синтез осваиваемой информации, то есть формируется собственное отношение к тексту. С помощью ряда приемов учитель помогает обучающимся самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

3 этап РЕФЛЕКСИЯ - (Reflection)

  • Суммирование и закрепление новой информации
  • Систематизация и формирование новой информации
  • Выработка собственного отношения к изученному материалу
  • Формирование вопросов для дальнейшей работы
  • Анализ собственных мыслительных операций

Этап рефлексии характеризуется тем, что обучающиеся (в ходе дискуссий, разбора конфликтных ситуаций и парадоксов науки и т. д.) закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного отношения к изучаемому. Сущность данного этапа определяет анализ собственных мыслительных операций. Ознакомление с разнообразными способами интегрирования информации, осуществляющееся в ходе живого обмена мнениями, делает мышление более гибким и конструктивным. Важность данного этапа заключается в том, что обучающиеся сами определяют направления для дальнейшего изучения темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ на 1-м этапе – ВЫЗОВ, предполагающий актуализацию субъектного опыта, можно использовать следующие приёмы.

  1. «Подсказка» (мотивация учебной деятельности)
  2.  «Наводящие вопросы» (ответы можно найти в тексте)
  3. «Классификация» (разбить на категории, группировка информации)
  4. «Читаю-Думаю» – текст делится на части. В парах надо предсказать,

что будет в следующем абзаце (отрывке, части текста)

5. «Key-words/Ключевые слова» (4-5 слов из текста) – предугадать, какие

функции они выполняют

6. «Перепутанные логические цепи» (по очереди, фронтальная работа).

Записать 5-6 отдельных событий, соблюдая причинно-следственные

цепи до чтения текста.

7. “True/False” – до изучения темы текста

8. «Разбивка на блоки идей» – в группах

9.Знаем-Хотим узнать-Узнали» – индивидуально, в парах или малых группах. Создать таблицу с 3 колонками

Знаем

Хотим узнать

Узнали

  • Формулировка вопросов для обсуждения
  • Спорные идеи

10. Метод «мозговой штурм» (Brain Storming) «Покопаемся в памяти» (групповая, парная работа). Обучающие вспоминают слова, говорят предложения на заданную тему или проблему. Все идеи принимаются, независимо от её правильности. Роль педагога – играть роль проводника, заставляющего обучающихся размышлять, внимательно выслушивая все предположения.

Например, для начала дискуссии на уроке в 8 классе по теме «Образование»: What comes to your mind when you hear the word “Education”?

11. «Вопрос - ответ» – в парах, в парах задают друг другу. Например, в задании Pre-reading для 5 класса предлагается задать вопросы по тексту, который будет прослушиваться, и дать предположительные ответы.

C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\КАЛЕНДАРЬ.jpg

12. «Свободное сочинение» - быстро написать за 5 минут о том, что известно по теме, мысли, чувства. Затем подчеркнуть, в чем не уверен. После чтения текста проверить правильность предположений. Обсудить в паре.

Например, в задании для 3 класса требуется активизировать лексику по теме «Внешность».

C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\КАЛЕНДАРЬ.jpg C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\КАЛЕНДАРЬ.jpg

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, т.к. любое мнение обучающегося ценно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ на 2 этапе – ОСМЫСЛЕНИЯ, который показывает, каким образом происходит осмысление обучающимися содержание урока, используют такие приёмы.

  1. «Маркировка текста». Отметить галочкой «V», что совпало с предположениями до прочтения.

Отметить «+» что знал, «-» что не знал, «?» что не понял, не согласен, или вызывает вопрос.

  1. «Дневник двойной записи»

Важные факты в тексте

Комментарии обучающихся

3. «Взаимообучение» – в малых группах и по очереди выступают в роли «учителя»

  • обобщают информацию
  • предсказывают, что будет дальше

4. «Думай-Делись на пары-Делись мнениями». На вопрос учителя обучающиеся

письменно обдумывают индивидуальный ответ, затем в парах и в группе.

Например, в 5 классе обучающимся предлагается посмотреть на картинки и предположить о чем пойдет речь в тексте. Прослушать текст и выполнить задание на «True/False». Затем прочитать текст и сверить правильность предполагаемых ответов.

C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\КАЛЕНДАРЬ.jpgC:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\КАЛЕНДАРЬ.jpg

  Целесообразно выделить достаточное количество времени для реализации 2 смыслового этапа, а именно, время для второго прочтения текста. Довольно важно вернуться к тексту на новом «витке» его восприятия, чтобы прояснить некоторые вопросы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ НА 3 ЭТАПЕ – РЕФЛЕКСИЯ, ориентированный на выводы о том, какую пользу извлекут обучающиеся из основного содержания урока.

На этом этапе школьникам необходимо: обдумать пройденный материал, рассмотреть в свете собственного опыта, как применить; определить свое отношение к проблеме.

  1. «Вопросы по тексту» общего плана или конкретные.

На что обратили внимание в тексте? Что самое важное? Что это вам напомнило?

2. «Парный мозговой штурм. Парное подведение итогов».

  • Возврат к своим записям на 1 этапе
  • Составь список, что нового узнали, какие мысли появляются после прочтения.

3. «Обзор дневника двойной записи» – обсуждение в группе (возвращаясь ко 2 этапу).

4. Дискуссия «совместный поиск». Пояснительные вопросы от учителя, на которые можно ответить двумя и более способами.

5. «Последнее слово за мной». Выписать ключевую фразу (цитату) из текста. Составить комментарий индивидуально, в паре и/или от группы. Например: на уроке  6 классе по теме «Правила дорожного движения».

C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\КАЛЕНДАРЬ.jpg

6. «Перекрестная дискуссия» – Работа в парах. Высказать своё «+» и «-» мнение,

Затем обсудить в группе.

7. «Общая полемика». Как продолжение «перекрестной дискуссии». Группа

делится на 2 части. Если обучающийся изменил свое мнение в результате дискуссии, он пересаживается к группе оппонентов.

8.«Выходная карта» (если нет времени на дискуссию). Заполнить карточку индивидуально:

Самая важная мысль текста

Один вопрос по теме

Комментарий

По материалу

9. «Применение» – как можно применить этот метод для решения других задач по другим предметам.

10. Система ИНСЕРТ “INSERT” -ЧТЕНИЕ С ПОМЕТКАМИ (в таблице лучше записывать ключевые слова или фразы.) : «+»/ «-»/ «V»/ «?»

«V»

«+»

«-»

«?»

После заполнения таблицы, информация, представленная в таблице, может стать предметом обсуждения на занятии, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально.

Прием “INSERT” представляет собой особую маркировку текста при его прочтении.

I — interactive — самоактивизирующая - «V»

N — noting — маркирующая - «+» (новое)

S — system — система - «-» (думал иначе)

Е — effective — для эффективного - «?» (не понял, есть вопросы)

R — reading and — чтения и

Т — thinking — размышления

C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\КАЛЕНДАРЬ.jpg

Данный прием предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим ее заполнением, относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям.

Например: на уроке  6 классе сделать маркировку в тексте по теме «Правила дорожного движения».

11. Возвращение к пунктам 1-го этапа:

  • Возврат к терминам
  • Возврат к перепутанным логическим цепям (удался ли прогноз?)
  • Возврат к «двойным дневникам»
  • Возврат к разработке самостоятельных занятий

12. 10-минутное сочинение – свободное письмо за 10 минут.

После написания сочинения обучающиеся делятся им со своим соседом по парте либо со всей малой группой. Выборочно некоторые сочинения зачитываются перед всей аудиторией и обсуждаются.

13. Эссе – за 5 минут (тезис/вопрос, на который не получен ответ/что удалось

или не удалось усвоить на уроке).

14. Составление Синквейна по теме – очень популярный приём, который интересен школьникам разного возраста. «Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Его можно использовать абсолютно по любому предмету. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею урока (ключевую фразу). Или может быть в виде домашнего задания после урока. Например, синквейны на темы: «Hobby», «Sport», «Nature», 6класс.

Hobby

Interesting, popular, favourite.

To collect, to play, to read.

Tastes differ.

Free time.

            Reading

  1. Interesting, boring.
  2. To read, to devour, to sit
  3. Choose a book as you choose a friend.
  4. Books

Figure skating

beautiful, difficult

helps to meet new people and travel all over the world

I like to watch figure skating.

Determination

  • Earth
  • Beautiful, blue
  • Live, produce, pollute
  • Can be kind, can hurt
  • Planet

Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.

Правила написания синквейна

  • Первая строка – одним словом обозначается тема (имя существительное).
  • Вторая строка – описание темы двумя словами (имена прилагательные).
  • Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
  • Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Сначала обучающимся предлагается написать один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это с одной стороны облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные.

15. Возвращение к таблице «Знаем-Хотим узнать-Узнали». Что дал урок?

На какие вопросы узнал/не узнал ответ.

Может стать основой для дальнейшего обсуждения на других уроках.

На 3 этапе учителю следует вернуть обучающихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения,если это необходимо и дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации. Обучающиеся соотносят новую и старую информацию, используя знания , полученные на стадии осмысления содержания.

Подводя итог урока, с использованием педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо, мы может отметить, что основной деятельностью на уроке является деятельность самих обучающихся. В то время как основной функцией учителя чаще является координация деятельности школьников. Используя ТРКМ, мы способствуем развитию у обучающихся способности ставить новые вопросы на иностранном языке, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения, свободно высказываться по заданной теме на английском языке. Учителю необходимо помнить, что все этапы урока взаимосвязаны и взаимозависимы.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. – М.: наука, 2008.

2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: ЭКСМО, 2008

3. Конева В.С. Формирование критичности как условие овладения младшими школьниками творческой деятельностью //Младший школьник: формирование и развитие его личности. - СПб.:

Питер, 2010

4. Миньяр-Белоручев, Р.К. О принципах обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам / Р.К. МиньярБелоручев. - М.: Новое Просвещение, 2008.

5. электронный ресурс, https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Brumfit Ch. The Communicative Methodology in Language Teaching / Ch., Brumfit. - Cambridge University Press, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права

Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимани...

"Технология развития критического мышления обучающихся на уроках математики"

В данной работе представлен опыт применения на уроках технологии развития критического мышления...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»

Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»...

Обобщение педагогического опыта учителя по теме "Развитие критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческ...

Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.

В данной статье раскрываются основные принципы развития технологии критического мышления на  основе  конкретных примеров( УМК Spotlight)...