Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя английского языка"
статья по английскому языку (10, 11 класс)

Приемы и методы технологии проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Воронцова Галина Николаевна

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ №287 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Технология проблемного обучения в практике работы учителя английского языка

В центре нашей педагогической деятельности находится обучающийся, которого я считаю не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому мною в основном используются активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создается атмосфера доброжелательности и успеха. На разных этапах урока я использую методы проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой обучающиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.
Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эта деятельность должна быть такого рода, чтобы она заставляла думать и естественным образом запоминать полученные результаты». Таким образом, он утверждал, что ребёнок гораздо легче и прочнее усваивает не те знания, которые предложены ему в готовом виде, а те, которые он получил сам в ходе практической деятельности под руководством учителя.

Если сравнить проблемный метод с традиционным методом обучения, то можно увидеть основные особенности изменения ролей преподаватель – обучающийся и трансляции знаний. Рассмотрим некоторые из этих отличий между проблемным и традиционным способом преподавания.

 

Отличия от традиционной педагогики

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Деятельность учителя - сообщает учащимся готовые знания; объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами

Деятельность учителя - организует самостоятельную работу учащихся, управляет их учебными действиями, развивает навыки исследовательской деятельности

Деятельность обучающихся воспринимают сообщаемое, осмысливают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п.

Деятельность обучающихся- учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности

Мотивация - непосредственное побуждение

Мотивация - интеллектуальные мотивы

Методы обучения - объяснительно-иллюстративный

Методы обучения - исследовательские активные методы, образовательные технологии

Результаты обучения -

готовые знания

Результаты обучения - знания – убеждения, творческие способности, компетенции

 

 

Итак, рассмотрим основные стадии урока, построенного по технологии проблемного обучения:

Стадия 1: постановка учебной проблемы.

Проблему на уроке иностранного языка можно создать различными способами. Это может быть и картинка, которая наводит на тему урока, с последующими наводящими вопросами студентам. Это и видеофрагмент, наводящий на тему урока, опять с последующими вопросами преподавателя. Часто применяется и эвристическая беседа, которую можно охарактеризовать как вопросно-ответный метод. Преподаватель задает логически связанные вопросы по теме, а ученики отвечают или пытаются ответить на эти вопросы.

Этот метод очень ценен тем, что вовлекаются все обучающиеся на уроке.

Стадия 2: генерирование идей и построение плана решения проблемы. Обучающиеся генерируют идеи, которые помогли бы им решить проблему на уроке, строят общий план или алгоритм решения проблемы. Это можно сделать, например, через метод «мозгового штурма».

Стадия 3: изучение проблемы. Обучающиеся определяют, какие знания у них уже есть, а каких не хватает. Четко определяют, какие знания еще необходимо добыть.

Стадия 4самостоятельное изучение.

На этом этапе обучающиеся самостоятельно, в паре или же в мини-группе, ищут информацию и узнают новые факты, после чего суммируют знания.

Стадия 5: решение проблемы (возврат к проблемной ситуации и ее решение). Это может быть решение изначально поставленной задачи, ответ на вопрос или выполнение упражнения.

Стадия 6: рефлексия и обратная связь. На этой стадии ребята размышляют о проделанной работе, выявляют, решили ли они поставленную проблему, осуществляют анализ процесса решения, полученных знаний.

Проблемные задания, которые описаны ниже, можно использовать на разных ступенях обучения при изучении любой из тем.

Правила создания проблемных ситуаций 

Пример 1

Обучающимся предлагается определенная тема, на которую им следует придумать любой вопрос, который они хотели бы задать своим одногруппникам, записать его на листке и бросить в коробку. Вопросы должны быть, естественно, на английском языке. Далее, не глядя, ребята берут по одному вопросу и отвечают.

Пример 2

При изучении темы «Великобритания» обучающимся предлагается расспросить друг друга по теме: «Asking the way». Представьте, что вы находитесь в Лондоне. Один из вас – иностранец, другой – житель Лондона. Узнайте у него как добраться от одного места до другого. Ребятам раздаются карты Лондона с условными изображениями и карточки с фразами.

Пример 3

при изучении темы «Быт и сервис» на 2 курсе можно провести ролевые игры «Заказ номера в гостинице», «В ресторане», «Встреча зарубежного партнера».

Пример 4

Логическая последовательность

Пример 5

knowledge gap (у одного студента имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить — complete-the-table tasks)

Пример 6

belief/opinion gap (у обучающихся имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение)

 

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний, развивает мыслительные способности обучающихся;
  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей;
  • воспитание активной личности, способствует формированию мотивации достижения успеха

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога

Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога...

Деятельностный подход в практике работы учителя английского языка

laquo;Не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области. Поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить....

« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя английского языка»

Данная статья предназначена для учителей, которые используют на своих уроках метод проектной деятельности...

Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы

Технология проблемного обучения  (из практики учителя русского языка илитературы)...

Статья на тему "Технология проблемного обучения в практике работы учителя истории и обществознания"

Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаниевой парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В...

Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства"

Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства...