Исследовательская и проектная деятельность, статья
статья по английскому языку

Маликова Ирина Викторовна

Исследовательская и проектная деятельность- творческий процесс приобретения новых знаний, как средство методического развития учебного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность – творческий процесс приобретения новых знаний, как средство методического развития учебного процесса.

И.В. Маликова

 «МБОУ СОШ №3 с УИОП  г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»

г. Строитель

Исследовательской деятельностьюназывают один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

Исследовательская деятельность связана срешением учащимися творческой задачи с заранеенеизвестным решением. Этим она отличается отпроектной деятельности, которая предполагаетчеткое прогнозирование результата и ясноепредставление о конечном продукте деятельности.

Несмотря на то, что исследовательскаядеятельность является самостоятельнымтворческим процессом приобретения новых знаний,она обязательно должна проходить подруководством специалиста, т.к. её целью являетсяуяснение сущности явления, достижение истины.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика.

Исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.

Исследовательская деятельностьпредполагает наличие основных этапов, характерных для исследования: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

В проектной деятельности непременным условием является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В течение нескольких лет я осуществляют свою проектную и исследовательскую деятельность.

Самой приоритетной формойразвития учеников в наше время является непосредственное ихучастие в исследовательской и проектной деятельности. Именно эта деятельность позволяет наиболее ярко показать высокий уровень системности знаний в той или иной области.

Научно- исследовательские конференции стали одной из популярныхформ реализации возможностей учеников и педагогов. Цель и задачи подобных мероприятий – развитие и поддержка детей, которые имеют склонность к научно-исследовательской работе, проектной,где они могут более детально, емко, на более высоком уровне продемонстрировать свои знания в определенной области.

Что касается именно меня, то мною также проводится работа сдетьми. Чаще всего это происходит через проектную работу,научно- исследовательскую работу.

Эти виды работ,проектную и научно-исследовательскую, я выбрала потому, что именно через них учащиеся могут более полно раскрыть свои возможности и способности. Работая в данной школе с 2012 года, мои дети совместно со мной участвовали вподобного рода работах, где занимали призовые места. А именно, первой работой,с которой мы выступили, была работа по английскому языкуАлехиной Анастасии, «Значение смс в нашей жизни», которая на данный момент является студенткой уже 4 курса института. Данная работа заняла 2-е место на муниципальном этапе.Работа по английскому языку Козляк Андрея, учащегося 9 класса МБОУ СОШ №3«Англицизмы в современной молодежной среде», также является значимой, ребенок занял 2-е место также на муниципальном уровне. Результативными являются работы Назаренко Екатерины, учащейся 9 класса, МБОУ СОШ №3, творческая исследовательская работа по английскому языку «Мое святое Белогорье» и «По родному краю с английским языком» заняли 1 и 2 место в районе.Ребята охотно принимают участие в конкурсе творческих исследовательскихработах, так например, еще одной была работа Повериной Ирины, «Электронный журнал», которая тоже заняла на муниципальном этапе одно из призовых мест, 3-е. В данном виде работ ребята показывают не только своизнания по английскому языку, а также знания и умения, связанные с информационными технологиями.

В подобных конкурсах часто звучат фамилии таких детей, как Назаренко Екатерины, Лебединец Елисаветы, Никулиной Марины, Лысенко Андрея, которые занимают призовые места.Мои дети принимали и принимаютучастие во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество», «Шаги в науку». Так постоянными участниками и лауреатами этих конкурсов являются такие ребята, как Назаренко Екатерина, Иванченко Влад, Рагозин Дмитрий.

Считаю, что каждое из этих направлений стоит развивать, так как дети самовыражаются, совершенствуют свои навыки и способности, и,  конечно же, стремятся к новым достижениям. «Дневник достижений» у этих ребят пополняется регулярно.

Каждый из этих детей выделяется собственным,яркими достижениями.

Научно-исследовательскими работами я занимаюсь не только в направлении английского языка, но и по краеведению, социологии.

Так, например, научно-исследовательская работа по краеведению, Никулиной Марины, ученицы 9 «Б» класса МБОУ СОШ №3, «Из истории основания историко-краеведческого музея Яковлевского района» была опубликована в сборнике Управления по культуре, кино, спорту и делам молодежи администрации муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области «Районные краеведческие чтения» «По труду и честь» «Лики Победы».Учащейся была проделана кропотливая работа, которая включала в себя интервью с сотрудниками музея, которые стояли уистоков создания этого музея, также она изучала материалы, содержащие информацию об экспонатах музея. Была проведенабольшая работа с архивными документами. Марина изучила работу по составлению тематико-экспозиционного материала. Эта научно-исследовательская работа помогла и дала ей возможность участвовать в следующей исследовательской работе «Конкурс мультимедийных презентаций» «Удивительный мир музеев», а также в научно-исследовательской работе на муниципальном уровне, в секции «Музееведение» работа заняла первое место.

Еще одна исследовательская работа была сделана Лысенко Андреем совместно со мной по социологии. Тема работы – «Человек жив, пока жива память о нем». Работа посвящена жизнидеятельности Маликова В.И. В работе были использованы различные способы исследования: встреча с людьми, которые знали Маликова В. И., интервью с коллегами по работе, друзьями, родными, были исследованы публикации Маликова В.И. в районной газете «Победа», а также была исследована его работа в должности Начальника Управления образования Яковлевским районом за 18-ти летний период. На данный момент работа прошла первый Всероссийский этап «Шаги в науку», заняла первое место в заочном конкурсе, а в научно-исследовательском конкурсе «Юность и наука» работа в очном этапе на муниципальном уровне заняла первое место.

Метод проектов по своейсути нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. В настоящее время проектная деятельность в школе может рассматриваться как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности.

В курсе изучения английского языка метод проектов я использую в рамкахпрограммного материла,  практически по любой теме.

Каждый проект соответственно с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писатьо собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты, создавать презентации.

В проектной методике меня прельщает весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, плакаты, карты, схемы, графики, диаграммы.

В данной системе обучения широко использую непроизвольные запоминания лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулирования развития творческого мышления, воображения.Создаюусловия для свободы выражения мысли и освоения воспринимаемого.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики я, как учитель английского языка,достигаю сразу нескольких целей – расширение словарного запаса детей, закрепление изученного лексико-грамматического материала, создание на уроке атмосферы праздника. Условий для комфортного общения на языке.

Многообразие средств выражения смысла вводит детей в свободное творчество.

В процессе проектнойдеятельности я придерживаюсь ряда принципов.

Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок.

Проект осуществляется по определенной схеме:

Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта,соблюдаю ряд условий:

- предварительно изучаю индивидуальные особенности, интересы, жизненный опыт каждого ученика.

- выбираю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю идею, обсуждаю её с учениками.

Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. При распределении обязанностей в группе, я даю советы, чтобы учитывались склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, и формированию проектной работы. При формировании группы в их состав я стараюсь включить детей разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой дополнительной информации, обсуждением этой информации, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины, компьютерные презентации и публикации). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи с моей стороны, создаются в классе. Здесь главный мой принцип - не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представит одноклассникам, защищать свой проект. У школьников может быть специальная тетрадь для проектов. Поощряю вначале вариант, а потом чистовик.

Подведение итогов проектной работы. Рефлексия.

Практическое использование.

Количество шагов – этапов от принятия решения идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Считаю, что целесообразно организовать проектную деятельность уже в 4-5 классах. Начало проектной деятельности школьников очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например, «Генеалогическое древо», «Портрет любимого сказочного героя», «Школа будущего», «Дом моей мечты».

При проектировании урочной деятельности по английскому языку использую эвристические методы, т.е. развитие творческого воображения, нахождение нестандартных путей решения творческих задач проектирования, преодоления психологической инерции.

Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим». Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты. У детей создается впечатление, что английский язык – это развлечение, цвет, праздник.

Предлагаю таблицу понедельного планирования выполнения проекта

« Place I live in ».My hometown.

№ недели

Этапы проектной деятельности.

Дидактическая, информационная и материальная обеспеченность проекта.

Виды деятельности учащихся.

Деятельность учителя.

1 неделя

Погружение в проект.

Карта г. Строитель, виды города, беседа о городе (расположение, население, промышленность, климат и др.)

Подбор материала о городе, фотографирование памятных мест, беседы с известными людьми города и района.

Формулирую задачу.

2 неделя

Организация деятельности.

Собранные материалы, видеофильмы, книги, газетные статьи о городе.

Разбиваются на группы по психологической совместимости, общности темы и др. Выбирают ответственного в группе, распределяют обязанности.

Фиксируя деятельность каждой группы, консультирую, даю дополнительную информацию по просьбе учеников.

3 неделя

Осуществление деятельности и подготовка к защите проекта.

Отобранный материал для проекта, при необходимости поиск дополнительной литературы.

Прогулка по городу, осмотр достопримечательностей, выбор их для презентации, оформление отобранного материала, распределение материала по слайдам для презентации.

Участвую, консультирую, контролирую.

4 неделя

Защита проектных работ.

DVD проигрыватель, компьютер, фотографии и др.

Презентация и аргументирование результатов.

Обобщаю и резюмирую полученные результаты.

Остановлюсь на заключительном этапе работы над проектом. Он включает в себя завершение проекта представление его результатов и рефлексию. Отмечу, что обсуждение проекта теряет всякий смысл, если функцию оценки результатов учебной деятельности берет на себя учитель. Очень важно, чтобы учащиеся это делали самостоятельно с помощью учителя. Следующие вопросы помогут учащимся оценить процесс и результат проектной деятельности.

Что вы делали? (Вопрос помогает ученикам вспомнить ход всего проекта от начала до конца).

Каквыэто делали?(Учащиесяанализируют задачи, методыихрешения,трудности,неудачи,интересные находки и спонтанные идеи).

Почему вы это делали? (Вопрос пробуждает учеников оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом)

Какие знания были необходимы для этого? (Вопрос помогаетоценитьумения,приобретенныеимив результате проекта.Учащиеся понимают, что для роста нужны не только хорошие языковые знания, не меньшую рольиграют такжеиорганизаторские умения, умение работать в команде, умение отвечать за порученное дело).

Какуюрольприработенадпроектомвывзялина себя?

Каким опытом вы смогли поделиться в группе?

Что бы вы сделали по-другому?

Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, дети учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою точку зрения. Учитель -самое решающее звено этой новации. Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

Исследовательская деятельность имеет значительные преимущества перед проектной в силу того, что последняя детерминирована предсказуемостью, человек, разрабатывающий и реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, поэтому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема исследовательской деятельности и проектной деятельностив образовательном процессе является актуальной.

Литература

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования[Текст]/ Е.С. ПолатМ.,:Педагогика, 2000

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам[Текст]  М.,2000.

3. Салтовская Г.Н. Лингводидактический подход к проектной методике, [Текст]  Пятигорск, 1997

4.Беспалова Н.К. «Исследовательская работа. Из опыта внедрения методических нововведений».[Текст]  М., 1992

5. Бирюков Б.В. «Моделирование проектных и исследовательских работ». [Текст]  М., 1994.

6. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект». [Текст] М., 1995

7. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. [Текст] М., 2003

8. Чуракова О.В; И.С.ФишманКомпетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии,[Текст]  выпуск 1, Самара, 2002

9. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ»,[Текст] / И.А. Зимняя//ИЯШ. -№3.- 1991 

10. Мартьянова Т.М. «Исследовательские работы, как средство развития учебного процесса»,[Текст]/Т.М.Мартьянова// ИЯШ.-№7.- 1999 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"...

Статья "Исследовательская и проектная деятельность как метод социализации личности"

Применение компетентностного подхода в образовании. Проектная и исследовательская деятельность в основной и старшей школе на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности...

Статья на тему "Межпредметные связи в исследовательской и проектной деятельности"

Статья на тему "Межпредметные связи в исследовательской и проектной деятельности"...

Статья "Исследовательская и проектная деятельность учащихся ".

Исследовательские умения не только помогают учащимся лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом....

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Представлены виды проектов. Приведены примеры из опыта работы....