Статья "Исследовательская и проектная деятельность как метод социализации личности"
статья по теме

Милюшкова Анастасия Сергеевна

Применение компетентностного подхода в образовании. Проектная и исследовательская деятельность в основной и старшей школе на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность, как метод социализации личности

А.С. Желева

Проблема социализации школьников и посей день остается одной из самых актуальных проблем. Современное общество требует от школы воспитания «нового» человека, то есть выпускники должны обладать определенным набором качеств, знаний и навыков. Таким образом, ФГОС предъявляет нам новые требования к результатам усвоения образовательных программ в школе: личностные, предметные и метопредметные. В связи с этим, перед педагогами встает ряд вопросов: «Как учить? Чему учить? Как учить результативно?». Ответы на все эти вопросы дает компетентностный подход в образовании.

 Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. [1, c.25]

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  2. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.[2,c.105]

Таким образом, компетентностный подход полностью соответствует способу социализации личности, так как, социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения.

Основным методом реализации компетентностного подхода,  является проектная и исследовательская деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие когнитивных (познавательных) и  творческих умений учащихся, а также умений самостоятельно конструировать свои знания, что опять же соответствует понятию «социализация».[3,c.15]

Применяя в обучение проектную или исследовательскую деятельность, педагог должен помнить, что это разные формы творческой работы обучающихся. Если исследовательская работа связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее известным результатом, то проект – это деятельность, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. В тоже время, исследовательская работа может быть составляющей проекта, в случае, если мы работаем над исследовательским проектом. [4,c.6]

Приступая к работе, педагог должен помнить, что успех реализации проекта или результат исследовательской работы, зависит от качества выполненной работы на каждом этапе. В первую очередь, определяясь с формой проектной или исследовательской деятельности, необходимо помнить о опасностях, которые подстерегают нас на данном этапе работы. При организации работы над групповым проектом, нужно учитывать особенности детей. Для успешной работы группы, среди ее участников должны быть:

  1. «генератор идей» - тот, кто придумывает;
  2. «эрудит» - тот, кто много знает;
  3. «критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.

Все участники группы должны сотрудничать, в нужный момент проявлять гибкость или принципиальность, видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромиссы ради достижения общей цели.[4,c.25] Очень часто, при организации такой формы работы, среди детей возникают конфликтные ситуации, поэтому педагог должен быть готов к этому и на первых этапах работы проводить профилактику конфликтных ситуаций. Как это сделать? Во-первых, замотивировать детей на достижение общей цели. Во-вторых, разделить участников по направлению работы. Например, при создании проекта «Луч надежды», каждому участнику отводилась определенная роль и задание. На стадии «Сбор и анализ информации», участникам группы было предложено взять одно из четырех направлений: нормативно-правовая база, социальный опрос, анализ СМИ, интервью. Таким образом, каждый участник группы, не только нес ответственность за общий результат, но и чувствовал свою значимость и важность.

Для организации проектной и исследовательской деятельности на уроках, хорошо подходит форма творческих мастерских. Творческая мастерская – это не большое объединение обучающихся, работающих над решением конкретной проблемы.[4,c.24] При этом все мастерские могут решать одну проблему или работать над разными. Так, к примеру, на уроках истории в 7 классе, мною были организованы творческие мастерские по изучению эпохи Петра I.

Цели: образовательные, воспитательные, развивающие

  1. изучить содержание темы «Эпоха Петра I», требуемое базисным учебным планам и образовательными стандартами.
  2. воспитать умения работать и общаться в группе.
  3. в процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, эмпатии, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.

Тип проекта - информационный, ознакомительно-ориентировочный исторический монопроект с открытой, явной координацией. Время работы над проектом: 5-6 уроков. Режим работы: уроки и внеурочные занятия.

План работы:

1 урок – Вводная беседа: выявление проблемы, постановка учащимися целей и задач. На первом уроке, перед изучением первой темы из раздела «Эпоха Петра I», проводилась беседа о том, что взгляды деятельность Петра Великого очень противоречивы. Суть этих споров одна – судьба России. Так кто он? Царь-преобразователь, великий реформатор, двинувший Россию на европейский путь или жестокий тиран, столкнувший её с традиционного пути развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший систему крепостничества? Каждый определяет истину по-разному. И мы попытаемся выразить своё отношение к петровской эпохе и определить: Какова роль Петра I в судьбе России? Можно ли считать его великим реформатором и почему?  

В результате беседы пытались выяснить, что знакомо учащимся из этой темы, что заинтересовало, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме. В ходе обсуждения пришли к идее изучать тему, выполняя учебный проект исторический журнал «Петр 1- великий реформатор »

2 – 5 уроки – Творческая работа

В течении 4 уроков мы набирали информацию о деятельности Петра, подготавливая  доклады, сообщения, эссе, фотогалерею. Все материалы оформлялись в виде исторического журнала. Разрабатывалось содержание журнала – рубрики.  

6 урок – Презентация

На обобщающем уроке по данной теме, каждая мастерская представляла свой журнал. В дальнейшем, эти журналы были выставлены на общешкольном коллективном деле «Петровская ассамблея».

 Осуществление учебного проекта в целом прошло успешно, в нем приняли участие все ученики класса. Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты. Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом. Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей. Учителю проект позволил раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.

При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо помнить, что результат будет зависеть от того какую роль в нем сыграет учитель, а какую ученик. Участие педагога и ученика, можно представить в виде зон ближайшего развития по Л.С. Выготскому:

  1. Если обучающийся самостоятельно выполняет доступную, понятную для него работу, а сложное и не понятное выполняет совместно с учителем(Рис.1, А 1), то в другой раз эту работу он выполнит сам (Рис.1, А 2).
  2. Если обучающийся самостоятельно выполняет всю работу и доступную и не доступную (Рис. 1, В 1), то завтра он не сможет выполнить такую же работу, потому что, совершая ошибки он ни чему не научится (Рис. 1, В 2).
  3. Если обучающийся самостоятельно выполняет доступную, понятную для него работу, а сложное и не понятное выполняет учитель вместо ученика (Рис. 1, С 1), то завтра он не сможет повторить эту деятельность, так как, не научился выполнять сложные задания (Рис. 1, С 2). [4,c.15]

Таким образом, перед учителем, по мимо основных целей, всегда стоит сверхцель - организуя учебную проектную деятельность нужно научить детей самой этой деятельности (проблематизации, целеполаганию, планированию и выполнению конкретных шагов и операций по решению проблемы, рефлексии, подготовке и проведению презентации и проч.).

   Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Список литературы:

  1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М., 2003
  2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
  3. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004
  4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект. – М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.

Внимание  к  проблеме - социализации подростков с ОВЗ через организацию  культурно-досуговой деятельности  отражён в научном анализе  теории и практики подростковой куль...

Презентация педагогического проекта "От учебной деятельности - к учебной социализации личности"

Защита проекта состоялась на районном конкурсе "Учитель года-2014"...

«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

Инновационный проект цель которого "формирование планетарного мировоззрения, потребности в здоровом образе жизни, как основе психически и нравственно здоровой личности"...

Проектная деятельность-эффективный метод развития личности учащегося

Чтобы у учащегося  развивалось творческое мышление, необходимо,чтобы он сам прошел путь познания.Одним из эффективных способов формирования познавательной деятельности является проектный метод об...

Инновационный опыт «Проектно – исследовательская деятельность – универсальный способ социализации личности школьника»

Инновационный аспект состоит в определении структурных компонентов проектно-исследовательской деятельности обучающихся....

«КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Современные школьники в быстро меняющемся мире, не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Очень важно применять  эти знания на практике, уметь работать с информ...