Ценностное отношение школьников к образованию
статья по английскому языку

Напалкова Елена Андреевна

В статье рассматривается формирование у школьников ценностного отношения к образованию, к осознанному осмыслению своей познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsennostnoe_otnoshenie_shkolnikov_k_obrazovaniyu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья учителя английского языка Напалковой Елены Андреевны на тему «Ценностное отношение школьников  к образованию».

Ценностное отношение школьников  к образованию.

 Каждый человек в своей жизни оказывается в ситуации, когда ему нужно делать выбор, принять для себя определенную модель поведения и установок. Иногда от этого выбора зависит принятие важного решения, а иногда и вся жизнь человека. Бывает, что этот выбор легок и очевиден, человек с легкостью находит свой жизненный путь, некоторым предстоит искать себя долгие годы путем многочисленных проб и ошибок, идти не той дорогой, возвращаться и выбирать для себя новый путь. Ребенок в школе  оказывается в подобной ситуации, ведь от того, что он примет для себя в качестве ценностей, зависит его модель поведения в обществе и вся его жизнь в целом.

Наше время — это время стремительно развивающихся технологий, прогресса науки и техники, проявляющегося во всех сферах жизни. Увеличивается количество различных отраслей производства, торговли, обслуживания; появляются новые науки, новые специальности и профессии. Меняется мода, меняются взгляды на искусство, культуру.

Размышляя о школе, мы невольно задумываемся о том, какова её роль, какую миссию и какие ценности несёт современная школа?

Современная школа — это технически оснащенные классы, просторные, светлые, коридоры, спортивный комплекс, мастерские и лаборатории. Здесь проходят современные уроки с использованием новых педагогических технологий и новых ТСО. Здесь кипит жизнь на уроках и во внеурочное время. Конечно, школа должна дать детям хорошие общие знания.

Но не менее важной задачей, миссией школы является то, что она должна помочь детям определиться с их ценностными установками, понять что для них важно и необходимо, научиться выбирать для себя самое главное в нашем таком многообразном и порой изменчивом мире. Научить детей ориентироваться на жизненных дорогах, понять, что для них ценно, выбрать свой жизненный путь – вот не менее важная миссия и задача школы в целом и каждого учителя в частности. Задача учителя – подвести ребенка к этому выбору, помочь ему сориентироваться, увидеть как знания полученные в школе, могут пригодиться ему в будущем. Это могут быть как элементарные правила поведения или истины, принятые детьми в качестве ценностей,, так и приобретенные умения, которые пригодятся лишь в определенных ситуациях. Например, так приятно преподнести другу или родственнику подарок, сделанный своими руками, который он научился делать на уроке технологии в школе. Ведь, все, что сделано руками, ценно, и когда ребенок видит возможность применения знания в реальной жизни, у него появляется еще большая мотивация это делать.

Ценность – есть то, что мы оцениваем как явление, значимое для себя. Все знания пропускаются через призму личного отношения к ним. Именно осознание личностной значимости делает их ценностями.

Ценностное отношение к обучению является сложным образованием, состоящим из многих компонентов. Оно проявляется в познавательной деятельности, которая стимулирует развитие познавательной потребности, стремление к расширению знаний. Развитие ценностного отношения к образованию может стать важнейшим средством для формирования личности ученика. Ценностное отношение к собственному образованию способствует наиболее полному развитию своих возможностей. Как уже было сказано, для ученика становится ценным то, что он может вынести и применить за пределами школы.

Формирование потребности в познании у тех, кто учится – одна из главных задач в деятельности педагогов. Еще Демокрит в древности говорил, что главное не в количестве полученных знаний, а в воспитании интеллекта.

Образование ценностно по своей природе. Мы взрослые, работающие с детьми, самим фактом существования рядом, транслируем им определенные ценности. Конкретное содержание этого общения постепенно уходит, а ценности остаются и закрепляются в виде жизненных ориентиров. Таким образом, учитель является не назидателем, а проводником детей во взрослый мир, направляет их, помогает им выбрать их собственный путь развития.

Познавательный интерес к образованию проявляется и в потребности во впечатлениях (детям должно быть ново и интересно, что они делают на уроке), и в потребности в знаниях, что приводит к развитию интереса к предмету и его изучению, и, конечно, высший уровень – когда потребность имеет характер целенаправленной деятельности и является неотъемлемой частью личности.

Роль учителя заключается в удовлетворении этих потребностей на основе ухода от «надо» к «зачем мне это надо», в создании ситуаций, в которых ученик оценивает СВОЕ отношение к ним. Таким образом, при проведении занятия педагог должен стремиться к тому, чтобы учащиеся четко для себя представляли, что и как они изучают сегодня, на следующем занятии и каким образом они смогут применить полученные знания в жизни.

Список литературы:

  • Корепанова, Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога  / Н.В. Корепанова // Педагогика - 2003 - № 3.
  • Кочнева, Е.Н. Педагогические ценности как условие самореализации специалиста  / Е.Н. Кочнева // Педколледж. - 2004. - № 3.
  • Резниченко, М.Г. Диагностика и развитие ценностных ориентаций будущих педагогов [Текст] / М.Г. Резниченко // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 4.
  • 37. Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие / А.С. Роботова. - М.: Академия, 2002. - 235 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему "«Формирование ценностного отношения школьников к родному краю через организацию и проведение музейных уроков изобразительного искусства»

музейные уроки изобразительного искусства и МХК в современном компьютерном мире сейчас очень необходимы как патриотическое воспитание молодого поколения...

Формирование мотивационно – ценностного отношения школьника к своему здоровью

Доклад выступления на городском семинаре "Крупицы творчества"...

Формирование мотивационно – ценностного отношения школьника к своему здоровью.

Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой особую актуальность занимает проблема формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему зд...

Формирование мотивационно – ценностного отношения школьника к своему здоровью.

Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой особую актуальность занимает проблема формирован...

Формирование ценностного отношения школьника к своему здоровью.

Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой особую актуальность занимает проблема формирован...

Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни

Данная статья является методическим материалом для проведения педагогического совета по формированию ценностного отношения к здоровью....

Бланк экспертной оценки сформированности ценностных отношений школьников 7 «А» класса на начало 2016-2017 учебного года

Бланк экспертной оценки сформированности ценностных отношений школьников  7 «А» класса на начало 2016-2017 учебного года...