Особенности преподавания английского языка для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Комаров Дмитрий Анатольевич

Статья посвящена особенностям организации учебного процесса на уроках  английского языка в условиях школы для детей с НОДА. Рассмотрены некоторые методические и организационные приёмы, применяемые  для обеспечения равных возможностей учащихся с ОВЗ  в усвоении знаний по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания английского языка для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Комаров Дмитрий Анатольевич, учитель английского языка

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга

Аннотация: статья посвящена особенностям организации учебного процесса на уроках  английского языка в условиях школы для детей с НОДА. Рассмотрены некоторые методические и организационные приёмы, применяемые для обеспечения равных возможностей учащихся с ОВЗ  в усвоении знаний по предмету.

Ключевые слова: НОДА, аудирование, говорение, чтение, письмо.

Я преподаю английский язык в школе для детей с НОДА. В данной статье хочу рассказать о своём опыте преподавания иностранного языка  обучающимся с  ограниченными возможностями здоровья, которые обусловлены нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Эти нарушения могут проявляться в деформация рук и ног, мышечной слабости, искривлении конечностей, отставании в росте конечностей и многом другом[1].  Основная проблема детей с НОДА проявляется в ограничениях в движении. Согласно исследованиям, большинство детей с НОДА составляют дети с церебральными параличами. Мышечные нарушения при ДЦП могут проявляться в напряжениях мышц, их спастическом сокращении, разнообразных движениях непроизвольного характера, нарушениях походки, ограниченной подвижности[2].

Особенности развития детей, больных ДЦП[2], в основном обусловлены трудностями, которые вызывает выполнение координированных и сложных движений. Замедленность движений способствует формированию дисбаланса развития мышления и представления об окружающей среде. Даже если интеллект ребёнка развивается нормально, из-за болезни он способен заниматься гораздо меньший промежуток времени и усваивает меньший объем информации, по сравнению со своими сверстниками.

Познавательные способности детей с ДЦП имеют ряд особенностей[2]. К ним относятся истощаемость всех психических процессов, что связано с органическим поражением центральной нервной системы; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; при нормальном развитии интеллекта у них отмечается несколько замедленное усвоение нового материала[3][4].

К сожалению, это тяжёлое заболевание может сопровождаться также нарушениями зрения, слуха, расстройством координации и равновесия, задержкой речевого развития, алалией (отсутствие речи), дизартрией (затруднением произношения звуков), дислексией (нарушением письменной речи), заиканием.

        Все эти особенности физического и психического развития, обусловленные ДЦП, отражаются на возможностях обучающихся в усвоении учебного материала в условиях школы и дома, при подготовке домашних задании.

Предмет  иностранный  язык, как и другие школьные  предметы, решает  практические  образовательные  и  воспитательные  задачи.  Специфика иностран-ного языка как предмета  заключается  в  практических  целях  его  изучения, что  должно обеспечить  обучающегося  владением  языком как  средством  коммуникации. Отработка традиционной связки навыков «аудирование, говорение, чтение, письмо» в условиях школы для детей с НОДА требует особых педагогических и методических приёмов, а также технического обеспечения учебного процесса, с целью минимизации влияния заболевания обучающихся на усвоение учебного материала и развитие у них иноязычной коммуникативной компетенции  в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Техническое оснащение и организация учебного пространства в нашей школе имеет ряд особенностей, обусловленных особыми потребностями обучающихся с НОДА. К ним относятся наполняемость класса (не более 7-8 человек), индивидуальные парты и стулья, высота которых специально регулируется с учетом медицинских рекомендаций и потребностей каждого ученика. По возможности между партами и рядами парт создаётся увеличенное  свободное пространство для беспрепятственного передвижения обучающихся, поскольку многие из них используют инвалидные коляски или дополнительные опоры в виде тростей или ходунков-роллаторов. При наличии нарушений в подвижности кистей рук, препятствующих выполнению письменных заданий с помощью авторучки или карандаша, их рабочее место оснащается персональным компьютером с большой диагональю экрана, а также клавиатурой с увеличенным размером клавиш и их цветной маркировкой. Также часто используется принтер для распечатки заданий, предъявляемых учителем или выполненных учащимся. В каждом классе установлены телевизоры с жидко-кристалическим экраном и диагональю в 55 дюймов.

Первой особенностью курса преподавания английского языка в нашей школе является пролонгированность срока обучения по данному предмету. Изучение языка начинается во втором классе и заканчивается в двенадцатом, что предоставляет учащимся возможность полностью усвоить курс иностранного языка на уровне общеобразовательной программы.

Для отработки таких специфических навыков, как аудирование, говорение, чтение и письмо, на уроках английского языка применяется ряд методических и организационных приёмов, призванных уменьшить влияние двигательных и сопутствующих нарушений у обучающихся с НОДА на овладение ими учебным материалом.

Аудирование.

Перед выполнением данного типа заданий ученики обязательно знакомятся с формулировкой задания и инструкциями по его выполнению. Причём учитель должен убедиться, что все поняли это задание правильно, с помощью личного опроса учащихся. Первое прослушивание ролика проходит без какой-либо записи ответов. При втором прослушивании ученики параллельно делают записи ответов. При третьем и четвертом прослушивании ученики при необходимости корректируют свои ответы. Увеличенное количество предъявлений аудиоматериала по сравнению с массовой школой обусловлено замедленным восприятием детей с НОДА.

        Говорение

При выполнении учащимися заданий на говорение учителю необходимо учитывать их проблемы в артикуляции и нередко замедленность речи. В связи с этим таким учащимся требуется больше времени на выполнение подобных заданий. Но сниженное количество учащихся класса, которое редко превышает 5-6 человек, даёт возможность индивидуальной работы учителя с учеником на уроке. Парная работа учащихся при отработке диалогической речи может быть осложнена проблемами в передвижении учащихся по классу. В этом случае предварительно учащимся даётся стимульный материал на карточке, а затем пары разыгрывают диалог, не вставая со своих мест или развернувшись друг к другу для визуального контакта. Другим вариантом может стать заполнение учащимся карточки своими ответами на вопросы, а затем передача этой карточки другому учащемуся для построения высказывания о партнере. Такая форма работы особенно выигрывает при значительных трудностях у одного из учащихся  в артикуляции.

        Чтение

В этом типе заданий также необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, обусловленные их основным заболеванием и сопутствующими нарушениями. Время на чтение текста увеличивается. При возможности текст даётся для предварительного самостоятельного чтения дома и последующей работы по нему в классе. Перед прочтением текста в классе, также как и в случае с аудированием, подробно разбирается задание к нему, и только после этого учащиеся приступают к самостоятельному чтению. При наличии в классе учащихся с ослабленным зрением текст  предварительно готовится для них с увеличенным шрифтом, либо при небольших объёмах текста и наличии у учащегося персонального компьютера он может прочитать текст с экрана.

Письмо

        К сожалению, полиграфия УМК не учитывает особые потребности учащихся с НОДА и не имеет вариантов учебных пособий с увеличенным шрифтом или пространством для записи ответов в рабочих тетрадях. Проблемы с письмом от руки у учащихся с НОДА требуют особых подходов в организации выполнения ими заданий в классе и при подготовке домашнего задания. Учащиеся, не способные писать от руки или имеющие крайне неразборчивый почерк, часто используют компьютер либо в классе, либо при выполнении домашних заданий. В остальных случаях, если задание даётся в рабочей тетради к УМК, учащиеся с проблемами подвижности кистей рук выполняют письменные задания в обычных тетрадях, либо на листах с увеличенным местом для записи ответов на задание, в условиях проверочной или контрольной работы учащиеся записывают непосредственно только ответы. Кроме того, часто используются задания, где необходимо вписать ответы на месте пропусков или выбрать ответ из предлагаемых вариантов. Контрольные, самостоятельные и проверочные работы также часто требуется распечатывать шрифтом большего размера с увеличенным пространством для записей ответов.

        Также к особенностям организации преподавания английского языка в условиях школы для детей с НОДА можно отнести следующие:  

-  новые лексические единицы, сообщаемые на уроке, даются учащимся для заучивания не под запись от руки в тетради, а с помощью вклеивания  в тетрадь заранее подготовленных списков слов с транскрипцией и переводом;

- при введении новых грамматических правил материал максимально детализируется и структурируется в виде блок-схем и таблиц, которые также вклеиваются в тетрадь ученика для дальнейшего заучивания и применения;

- перед вводом новой грамматической структуры или правила, содержащих ранее изученный материал, он предварительно повторяется, и при необходимости даётся сжато в виде таблиц, которые также вклеиваются в тетрадь.

        Таким образом, применение выше перечисленных приёмов позволяет существенно уменьшить влияние двигательных нарушений обучающихся на процесс изучения и усвоения ими материала по предмету.  Существенную роль в уменьшении этих отрицательных влияний играет также личность самого учителя. Чёткое и ясное осознание проблем учеников, вызванных НОДА, значительно облегчает подбор материалов и тренировочных упражнений, а также непосредственную работу с учениками в процессе урока.

 

Литература

1 https://rdbvl.ru/diagnostika-lechenie-profilaktika/detskii-tserebralnyi-paralich

2  https://www.promedicina.clinic/child/articles/detskij-cerebralnyj-paralich-dcp/

3 https://human.snauka.ru/2019/02/25629

4 https://med-books.by/books_4/8814.rtf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014Д...

«Особенности обследования и разработка рекомендаций для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата учителем-дефектологом в условиях ПМПК»

В данной методической разработке описаны основные виды нарушений опорно-двигательного апарата, особенности диагностического обследования детей с НОДА, варианты АООП для категории таких детей, даны рек...

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Методы и приемы активизации устной речи на уроках русского языка у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется  более или менее выраженными отклонениями в р...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...