"Самооценка уровня готовности учителя по включению этнокультурного компонента в содержание и процесс обучения". Статья.
статья по английскому языку

Кухнинова Татьяна Александровна

Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМООЦЕНКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

В СОДЕРЖАНИЕ И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Кухнинова Т.А.

Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован посредством системы образования. От ориентации системы образования на этнокультуру как интегративное личностное образование зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей.

В связи с этим возникает необходимость теоретического осмысления сущности этнокультурно направленной деятельности учителя общеобразовательной школы, обеспечивающего равноправные и взаимообогащающие отношения этнокультур в пределах мультикультурного сообщества на принципах сотрудничества и толерантности.

Проблемы использования этнокультурного потенциала в системе образования рассматриваются в исследованиях  Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, Д.А. Данилова, А.Э. Измайлова, О.Д. Мукаевой, Г.В. Палаткиной, А.Б. Панькина, В.А.Роббека, З.Б. Цаллаговой, В.К. Шаповалова и др.

Первым определил народную педагогику как самостоятельную научную область Г.Н. Волков. Он сформулировал этнопедагогику как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народа, нации. Академик выделяет семь основных свойств, раскрывающих сущность этнопедагогики, как и ее предмета - народной педагогики.

1. Это педагогика национального спасения. Ни один из депортированных народов, несмотря на жесточайшую антинациональную политику, дискриминацию, геноцид, не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, обычаи, даже свои традиции воспитания.

2. Это педагогика всеобщей мудрости воспитания, скорее всего это не этническая, а полиэтническая педагогика, ибо ее естественное назначение – постоянное инициирование многостороннего диалога культур.

3. Это педагогика всеобщей любви. На примере любви, без преувеличения, могут быть решены все или почти все задачи воспитания.

4. Это естественная педагогика, свободная от посредников, она дает непосредственный выход к воспитуемому, каждый ее носитель свободен, автономен, самостоятелен, ибо это педагогика «из первых рук».

5. Это педагогика, ориентированная на личность, персонифицированная, персонализированная педагогика. Она автобиографична, поэтому постоянно апеллирует к воспоминаниям.

6. Это живая душа педагогики, трепетное ее сердце.

7. Это глобальная педагогика, она открывает путь к сердцам людей и народов: чтобы узнать народ, надо знать его традиционную систему воспитания. Поэтому она сплачивает, объединяет народы [1, 18] .

В.К. Шаповалов, говоря об этнокультурной направленности образования, считает, что это такая характеристика образования, которая показывает, в какой мере его цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса. «Цель состоит в том, чтобы способствовать становлению личности растущего человека как носителя и творческого продолжателя родной этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства, способного самоопределяться в мировой цивилизации» [4, 63].

Содержание образования в многонациональном государстве включает в себя три взаимосвязанных компонента: компонент, обеспечивающий личности возможность идентификации как представителя того или иного этноса; компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся поликультурным окружением многонационального российского государства, позволяющий ей через российскую культуру входить в мировую культуру; компонент, обеспечивающий включенность личности в современные мировые цивилизационные процессы и приобщение к общечеловеческим ценностям.

В условиях, когда ослабляются традиционные механизмы передачи этнокультурного опыта молодому поколению (семья, традиции, ритуалы), система образования как целенаправленно организованный социальный институт этноса становится основным каналом передачи, воспроизводства и развития этнической культуры. Образование обеспечивает преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции. Если рассматривать процесс образования как движение личности в поле культуры этноса, мы можем различить две его составляющие. С одной стороны, человек активен, он движется по пути познания, разрабатывает и совершенствует индивидуальную систему моделей мира, с другой стороны, личность растет в культурной среде и становится ее неотъемлемой частью, принимает нормы, обычаи и привычки, осваивает модельный фонд, издавна принадлежащий этническому сообществу.

Этнокультурная направленность образования требует реализации нескольких принципов:

1) принцип включения воспитанников в родную этнокультурную традицию;

2)   принцип реализации конституционного права воспитания и обучения учащихся на родном языке;

3) принцип перехода от приобщения к национальной культуре к познанию и уважению культур народов совместного проживания в многонациональном государстве и принятию мировых культурных ценностей;

4) принцип диалога культур как основа взаимного обогащения и саморазвития культур;

5) принцип диалектического единства трех начал: национального, общероссийского и общемирового;

6)  принцип вариативного построения учебных планов, программ с учетом всех вышеперечисленных принципов, а также условий, как внешних, социально-педагогических, так и внутренних, психолого-педагогических, в которых действует конкретная образовательная организация.

Выпускник школы видится нам как человек, свободно владеющий родным, русским и как минимум одним из мировых языками. Он живет в родной этнокультурной традиции, знает и уважает культуру других народов и не претендует на свою исключительность как представитель конкретного этноса. Ему присуща направленность на общечеловеческие ценности. Он способен к проживанию в условиях диалога культур. Как член этнического сообщества, он проникнут ответственностью за судьбу своего народа и готов внести вклад в развитие его культуры. Как россиянин, он принимает на себя ответственность за судьбу многонациональной страны. И, как гражданину мира, ему присуща ответственность перед всем мировым сообществом.

Для успешного развития этнокультурной направленности образования необходимо определить и реализовать условия, которые во многом обеспечат ее жизнеспособность:

1.Реализация системного подхода, охватывающего комплекс философских, правовых, экономических проблем, содержания образования, технологий воспитания и обучения, научного, учебно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения.

2.Постоянное изучение и реализация этнокультурных потребностей субъектов образовательного пространства, управление этими процессами.

3.Удовлетворение потребности в кадрах, способных реализовать этнокультурную направленность образования.

4.Обеспечение образовательного процесса учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами этнокультурного блока дисциплин.

5.Научно-методическое обеспечение образовательного процесса, учет психологии и менталитета учащихся в условиях обращения к истокам национальной культуры.

Возникает потребность в личности учителя, одухотворенного идеями полинационального общения, поликультурного воспитания, тактичности, гибкости и деликатности к реализации принципа этнокультурной направленности образования. Обязательным компонентом профессиональной подготовки педагогов к работе в условиях национального региона должно стать изучение учителями не только родного языка, но и этнопсихологии, этнопедагогики, этносоциологии, истории и культуры этносов, особенностей и традиций национальной семьи, культуры межнационального общения. Этнокультурно направленная деятельность учителя общеобразовательной школы направлена на развитие этнокультурной компетентности школьников. Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.  С целью определения качества (степени) этнокультурной компетентности школьников исследователи Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина, В.Н. Гуров  предлагают представить достижение высокого уровня компетентности как движение по следующим ступеням [2, 124-126].

  1. Достижение ребенком элементарной грамотности в области

собственной этнической культуры, а также этнических культур людей, проживающих рядом и в России. На этой ступени воспитанник, согласно предложенной Пиаже концепции развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе, должен:

- четко идентифицировать себя со своей этнической группой, выдвигая такие основания идентификации, как национальность родителей, место проживания, родной язык;

- иметь представление об истории, укладе жизни, традициях, обычаях, фольклоре своего народа;

- располагать азбучными сведениями о культуре этнических общностей в России, и в частности – культуре детей, посещающих их класс, школу;

- видеть и признавать отличия между людьми и их культурами, а значит, уметь воспринимать мультикультурную совместную жизнь как само собой разумеющуюся;

- освоить минимум знаний и умений в области межэтнического взаимодействия.

2. Достижение ребенком функциональной грамотности в области своей и этнических культур России, а также элементарной грамотности в области этнокультур сопредельных стран. На этом этапе этническая идентичность у ребенка должна быть сформирована в полном объеме:

- в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры;

- знает ведущие признаки народов: название, язык, этническую территорию (родину), антропологический тип (внешность), традиционно-бытовую культуру (культуру), этническое самосознание (познание того, что он является частью какого-либо народа);

- умеет достаточно четко определять существующие между народами различия и сходства;

- выделяет особенности вербального и невербального общения в различных культурах;

- знает последствия интолерантного отношения и старается не проявлять признаки нетерпимого поведения по отношению к представителям иной национальности;

- анализирует причины конфликтов и разногласий, возникших между представителями этнических общностей, и стремится к их разрешению путем разумных уступок;

- отражает в своей деятельности этноспецифические умения, присущие его народу (например, свободно владеет родным языком, исполняет национальные танцы, владеет народным художественным ремеслом и т.д.).

3. Достижение ребенком образованности в области этнокультур России и проявление элементарной грамотности в области этнокультур мира. На этом этапе ребенок:

- не только знает традиции и обряды своего народа, но и выполняет их в повседневной жизни;

- уважает и проявляет толерантное отношение к самобытным традициям и обрядам других этносов;

- располагает сведениями о выдающихся деятелях разных народов;

- знаком с искусством народов мира;

- воспроизводит в деятельности культурно-специфические умения, характерные для других этнокультур (например, говорит на иностранном языке, готовит национальные блюда, владеет национальным искусством, соблюдает этикет, касающийся взаимоотношения полов, гостеприимства, застолья, формул приветствия и прощания и т.д.);

- располагает информацией о «культурном шоке», который могут испытать мигранты;

- преломляет этнокультурные знания в умения и поведенческие модели, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию.

Необходимо отметить, что первую ступень формирования этнокультурной компетентности ребенок проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте (5-10 лет), вторую – в подростковом детстве (11-15 лет) и третью – в юношеском возрасте (15-18 лет). Итак, ребенок вначале достигает ступени грамотности, а затем образованности. Вместе с тем формирование этнокультурной компетентности не заканчивается в школьном  периоде, а продолжается на протяжении всей жизни человека. Это обусловлено тем, что, во-первых, культура (в том числе этническая) – это не застывшее явление, а постоянно модифицирующееся, во-вторых, в мире происходят изменения социальных реалий, в-третьих, меняются жизненные ситуации самого человека, которые могут привести к новому этнокультурному окружению. А все это, несомненно, потребует уточнения, корректировки и пополнения своей осведомленности в области различных этнокультур.

Чтобы понять особенности поведения своих школьников, современному учителю самому бывает необходимо знание именно традиционных ценностей, носителями которых являются дети разных народов.

Этнокультурно направленная деятельность учителя общеобразовательной школы – это часть профессиональной деятельности учителя, характеризующаяся совокупностью представлений, знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Специфика этнокультурно направленной деятельности учителя общеобразовательной школы состоит в том, что он осуществляет постановку целей, отбор содержания образования и выстраивание образовательного процесса, основанного на принципах этнокультурной коннотации и диалога культур.

Самооценка уровня готовности учителя по включению этнокультурного компонента в содержание и процесс обучения:

Самооценка знаний

Знаете ли Вы:

  1. В чем заключается основная суть этнокультурной коннотации образования?
  2. Каковы характерные черты и особенности национально-региональных образовательных систем?
  3. Каковы особенности этнокультурного парадокса современного образования?
  4. Что является главным и решающим из свойств этнопедагогики?

а) всеобщая любовь; б) всеобщая мудрость; в) спасительная функция для этноса; г) естественный характер; д) путь к глобальной педагогике.

Самооценка умений

Умеете ли Вы:

  1. Сравнивать цели традиционного и этнокультурного коннотированного образования?
  2. Сотрудничать с коллегами в ходе решения педагогических задач?
  3. Выявлять причины своих профессиональных и личностных затруднений и строить программу преодоления этих затруднений?
  4. Идти на различные компромиссы с коллегами, учащимися, их родителями, даже если противоположная сторона Вам лично несимпатична?

Самооценка способностей

Способны ли Вы:

  1. Проявлять инициативу в условиях командного характера педагогической деятельности?
  2. Брать на себя ответственность в сложных педагогических ситуациях?
  3. Самокритично оценивать свои педагогические взгляды и менять стиль, формы и методы педагогический деятельности?
  4. Принять личность ребёнка, безусловно?

Обработка результатов

При ответе на каждый вопрос необходимо поставить от 1 до 9 баллов.

Уровень развития знаний, умений и способностей определяется по следующим показателям: 1 балл – очень низкий (5-9), 2 балла – низкий (10-13), 3 балла – ниже среднего (14-18), 4 балла – чуть ниже среднего (19-22), 5 баллов – средний (23-28), 6 баллов – чуть выше среднего (29-32), 7 баллов – выше среднего (33-37), 8 баллов – высокий (38-41), 9 баллов – очень высокий (42-45).

Уровень готовности вычисляется по блокам, где суммируется количество набранных баллов и строится гистограмма по каждому блоку. На основе сравнительного анализа учитель делает вывод о степени готовности к этнокультурной коннотации образования.

Список литературы

  1. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику //Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // Под научной редакцией Г.М. Борликова. - М.: ООО «Большая Медведица» - Элиста: Калм. гос. ун-тет, 2006. - 368 с.
  2. Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М., 2004. – 240 с.
  3. Панькин А.Б. Управленческая поддержка этнокультурно направленной деятельности учителя общеобразовательной школы [Текст]/А.Б.Панькин, Т.А.Кухнинова; науч.ред.В.В.Сериков.-Элиста:Изд-во Калм.ун-та, 2013.-92с.
  4. Шаповалов В.П. Этнокультурная направленность российского образования. – М.: Институт развития регионального образования, 1997. – 174 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный и этнокультурный компоненты в содержании образования

Этнокультурный компонент обеспечивает включение личности в диалог с полиэтническим окружением, позволяет выявить в народных культурах не только национально особенное и уникальное, но и общее, универса...

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)Всем изв...

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

Статья на тему:"Содержание,структура и уровни готовности учителей к инновационной деятельности"

Данная статья помогает систематизировать теоретические аспекты уровней готовности педагогов к инновационной деятельности....

Критерии и уровни готовности учителей начальных классов к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования.

10 декабря 2019 года на базе Института специального образования и комплексной  реабилитации ГАОУ ВО МГПУ состоялась заочная научно-практическая конференция " Межведомственный подход к образо...

Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное и этнокультурное образование: достижение стратегических ориентиров» (секция «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательной организации»)

Мы, группа учителей английского и бурятского языков, в феврале 2021 года приняли участие в работе секции «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательно...