Национально-региональный и этнокультурный компоненты в содержании образования
материал по теме

Эреджепова Раиса Анверовна

Этнокультурный компонент обеспечивает включение личности в диалог с полиэтническим окружением, позволяет выявить в народных культурах не только национально особенное и уникальное, но и общее, универсальное. Иными слова­ми, этнокультурный компонент обуславливает знание других национальных культур. И, как указывает В. Д. Шадринов, «жить и знать - вот в чем глубинные различия в организации педагогического процесса по отношению к родным культурам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nac.-region._i_etnokult.komponent_v_soderzhanii_obrazoa..docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

Национально-региональный и этнокультурный компоненты в содержании образования

Из опыта работы Эреджеповой Р.А., учителя русского языка и литературы МКОУ «СОШ №14» аула Эдельбай Благодарненского района Ставропольского края

а. Эдельбай

Этнокультурный компонент обеспечивает включение личности в диалог с полиэтническим окружением, позволяет выявить в народных культурах не только национально особенное и уникальное, но и общее, универсальное. Иными слова ми, этнокультурный компонент обуславливает знание других национальных культур. И, как указывает В. Д. Шадринов, «жить и знать - вот в чем глубинные различия в организации педагогического процесса по отношению к родным культурам».

По нашему мнению, содержание общего образования в полиэтническом Российском государстве должно включать в себя следующие взаимо связанные компоненты:

1.        Национально-региональный компонент, обеспечивающий каждому
представителю молодого поколения возможности этнической самоидентификации и знакомства с имеющимся ближайшим (региональным) этнокультурным окружением.

2.        Этнокультурный компонент, создающий условия для вступления
личности в диалог с разнообразными этнокультурами и позволяющий через российскую культуру входить в мировую.

3.        Федеральный компонент, способствующий интеграции личности в
современное мировое цивилизованное пространство и приобщению к
общечеловеческим ценностям.

Этнокультурный компонент предполагает организацию содержания образования на основе диалога культур, выступающего действенным усло вием, как национального развития, так и гармонизации межэтнических отношений. Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к россий ской и далее - к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уро вень.

Проведенный нами анализ литературы, а также практики работы шко лы и организация собственной опытно-экспериментальной работы свиде тельствуют о реализации разных моделей национально- регионального и этнокультурного компонентов в содержании образования. При этом в од ном образовательном учреждении могут одновременно функционировать несколько моделей.

Информация об этнокулътурах находится во всех образовательных об ластях.

Однако, безусловно, основу полиэтнического образования составляют гуманитарные дисциплины. Именно в них концентрируется квинтэссенция национальной культуры.

Наиболее эффективный путь включения детей в родную этнокулътуру — это изучение языка и литературы. Язык есть не только средство об щения и выражения мысли, но и аккумуляция ценностей культуры. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура. Русско-национальное двуязычие в общеобразовательной шко ле реализуется по следующей схеме: в качестве первого языка выступает русский, помимо этого учащимся предоставляется возможность выбора формы изучения другого государственного языка - либо в обязательном порядке, либо на факультативной основе. Изучение языков титульных эт носов способствует как развитию русско-национального двуязычия и расширению сферы функционирования титульных языков, так и воспита нию у русскоязычного населения уважительного отношения к иной этнокультуре, служит целям консолидации общества.

В учебный план школы введены специальные курсы (многопредмет ная модель), темы (модульная модель) факультативные занятия и курсы по выбору. Например, «Литературное наследие туркмен России», «Туркмен ские поэты и писатели» «Русское правописание», «Литература Ставропо лья», «Эпистолярный жанр».

Кроме того, на занятиях рассматриваются литературные произведе ния, помогающие познать культурные традиции и ценности народов, а так же затрагивающие проблемы межнациональных отношений: «Изображе ние христианских праздников и традиций как средство раскрытия характе ров главных героев рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»; «Про блемы толерантности в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»; «Тради ции и обычаи народов Кавказа в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме «Беглец»; «Проблемы межнациональных отношений в произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»; «Гуманизм по эзии Расула Гамзатова».

Мною разработан для шестиклассников цикл уроков «Отражение иде алов в литературных произведениях и произведениях устного народного творчества». На первом уроке этого цикла по теме «Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов» учащиеся работали с текстами «Сказание о белгородском киселе» и «Сказание о герое Муртазали» (Дагестан ский эпос). В ходе занятия дети выполняли задание по карточке, в которой нужно было подчеркнуть те слова, которые, по их мнению, отражают вы сокие моральные качества людей. Далее детям предполагалось назвать ка чества и черты характера людей, которые отражены в данных произведени ях, подтвердить их наличие примерами из текстов и сопоставить представ ления об идеалах у разных народов. В качестве домашнего задания уча щимся предлагалось выполнить одно из трех заданий: написать мини-сочинение «В чем современность идеи сказаний?»; составить рассказ на тему «Почему в сказаниях разных народов представления об идеалах сход ны?»; составить книжку - словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.

На втором уроке учащиеся работали с произведениями современных писателей, с содержанием которых познакомились самостоятельно: «Уро ки французского» В. Распутина, рассказы Ф. Искандера «Дедушка», «Пер вое дело». На первом этапе урока детьми были сделаны небольшие сооб щения о жизни и творчестве писателей. Затем они провели исследователь скую работу, основными задачами которой были: привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уваже ние к старшим, отношение подростков друг другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы; опре делить, какие качества людей отражены в рассказах Ф. Искандера.

Третий урок этого цикла назывался «Отражение человеческих идеа лов в пословицах и поговорках разных народов». В качестве домашнего задания детям было предложено подобрать пословицы и поговорки, от ражающие высокие моральные качества и осуждающие отрицательные качества людей.

Важно также отметить, что в школу поступают дети, плохо владеющие русским языком. Языковые проблемы затрудняют усвояемость учебного материала, обуславливают трудности в коммуникации, общении, препят ствуют успешной адаптации к учебной и социальной среде и взаимопони манию со сверстниками и педагогами. С целью преодоления языковых про блем на уроках ввожу применение социальной модели, выражающейся в организации дополнительных, коррекционных групповых и индивидуаль ных занятий с детьми по обучению русскому языку.

Весьма важным подспорьем в обучении языку являются игровая, теат ральная и музыкальная виды деятельности. Собственно все эти виды выс тупают стимулами овладения ребенком русским языком, как средством удовлетворения социальных потребностей.

Детям необходимо показать, что языки могут быть похожими, род ственниками, а могут и отличиться друг от друга. С этой целью использую привлекательные и понятные детям фольклорные произведения, напри мер, сказки.

Используя потенциал полиэтнического окружения и принцип сравне ния, имею возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитан ников с одним из ведущих признаков народа - языком и показать разнооб разие этнических культур, их сходств и различий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...

Реализация этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 г.Улан-Удэ

В статье говорится о реализации этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 города Улан-Удэ...

Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"

Мещерова Е.В., учитель химииРЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ Лю...

Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования.(Теоретические заметки)

Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образованияспособствует формированию личности выпускника как достойного представителя города, умелого хранителя,пользователя и создателя...

Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.

      В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несе...

"Самооценка уровня готовности учителя по включению этнокультурного компонента в содержание и процесс обучения". Статья.

Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал....

Участник проблемной группы "Этнокультурный компонент в структуре содержания ДО, НОО, ООО, СОО и дополнительного образования детей "

Участник проблемной группы "Этнокультурный компонент в структуре содержания ДО, НОО, ООО, СОО и дополнительного образования детей "...