Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития ребенка на начальном этапе обучения
методическая разработка по английскому языку

Егорова Фаина Михайловна

 Разнообразные приемы организации занятий вызывают наибольший интерес у школьников в начальных классах , так как они приближают  речевую деятельность  к естественным нормам, помогают развивать  навыки общения, обеспечивают  практическую направленность обучения. Они являются  высокоэффективными формами обучения детей начального возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития   ребенка

                                    на начальном этапе обучения.(из опыта работы)

  Мы, учителя английского языка начинаем работать с 2- классниками. Младшие школьники приходят к нам все мотивированные, они хотят изучать английский язык и говорить как можно скорее.

Одним из важнейших условий обучения младших школьников является поддержание у них положительного отношения к учебе.

 Поэтому, приходится придумывать все возможное, чтобы ребятам было интересно. Ребёнок всегда играет, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту.

Младшие школьники любят рисовать, вырезать, раскрашивать. Дети мыслят наглядными образами. Поэтому очень важна наглядность. Отсюда много рисунков, поделок на уроке.

Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием.

А там, где интерес, там и успех.

Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

Основная цель обучения английскому языку в средней школе состоит в развитии личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности.

С 1995 года я преподаю английский язык начиная со 2-го класса по 11 класса. Успешное начало обучения создает высокую мотивацию и положительный настрой к изучению языка английского языка. С первого же урока я стараюсь создать высокую мотивацию и положительный настрой. Использую также  формы и приемы работы,  которые обеспечивали бы  интерес у детей к изучению, их активность и работоспособность, желание работать дома, творческую инициативу и высокое качество знаний

  1. Технология обучения фонетике,  лексике,  грамматике на начальном этапе

Одной из важнейших задач обучения на начальном этапе является формирование положительного отношения к изучению нового языка, к людям, говорящим  на этом языке, их культуре, а также создание внутренней заинтересованности школьников в каждый момент обучения.

        При обучении иностранному языку на начальном этапе большое значение уделяется  работе над средствами обучения: фонетическим, лексическим, грамматическим. Технология обучения строится на положениях о коммуникативной ориентации и осознанном овладении  языком. Правильная реализация этих положений обеспечивает результативность деятельности обучения, организуемой на уроке, и обуславливает интерес  школьников к ней.

        Основная функция  положения о коммуникативной ориентации состоит в создании всех условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения.

  1. Применение элементов здоровьесберегающих технологий

Здоровье подрастающего поколения – это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Педагогические исследования  последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих  состояние здоровья  ухудшается  в 4 – 5 раз. Проблема  здоровья учащихся обрела  социальное значение,  причинами которой  являются  социально – экономические  условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие  всего этого – низкий уровень  активности учащихся на уроках.

Для более эффективного достижения  практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации  обучаемых я использую элементы  вышеуказанных технологий на уроках английского языка.

Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. На уроках  английского языка  соблюдаются гигиенические  требования и  учитывается чередование  и смена видов  деятельности  в соответствии  с требованиями здоровьесберегающих технологий. С первых уроков  дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны освоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. Я стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку.  И в этом мне помогают зарядки – релаксации.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного вида движения, ролевые игры, пение, игры – соревнования, диалоги с героями сказок.

На начальном этапе я провожу физкультминутки, сопровождая их песнями, стихами на английском языке. Вслед за учителем дети повторяют слова, речевые клише, предложения. Вместе  с тем убеждаю детей в том, что надо много работать над фонетикой, лексикой и грамматикой.

        Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения.

  1. Игра – метод обучения и воспитания.

        Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников в начальных классах вызывают игры и игровые ситуации, так как они приближают  речевую деятельность  к естественным нормам, помогают развивать  навыки общения, обеспечивают  практическую направленность обучения. Игра является  высокоэффективной формой обучения детей начального возраста.

        Цель игры:

а) побудить желание  высказаться на английском языке или хотя бы задуматься  над тем, как нужно сказать  на английском чтобы принять участие в игре;

б) игры оказывают благотворное влияние на психику детей,  повышают уровень  их воспитания;

в) способствуют осознанному освоению английского языка, они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма;

г) игра дает возможность робким, неуверенным в себя ученикам говорить и тем самым  преодолевать барьер неуверенности.

        Существуют различные виды игр: игры – загадки, лексичесике игры,  подвижные игры, игровые ситуации. Любимые игры моих учеников  - это игра – загадка, которую я использую  при отработке речевых структур.

        Например: «Угадайте, кем хочет стать Коля?». Детям очень интересно, кем хочет стать Коля и охотно задают вопросы. Детям также нравятся лексические игры. Например:  Какой ряд  больше назовет слова, которые начинаются с буквы «D d»?

        В IV классе я предлагаю играть игру «Хвастуны» (Boasters) с целью  отработать  степени сравнения прилагательных,  можно и в виде перевода. Например: «Моя кошка  больше, чем твоя». Игра «Чемпион» (Champion) развивает память учащихся. Например: Первый ученик говорит предложение «У меня есть разные игрушки: птицы и обезьяны». Другой и следующие повторяют это предложение и добавляют слово.

        Игра «Робин - Бобин». Представьте вы Робин – Бобин и скажите, что вы любите есть. Кто больше скажет, что он ест, тот станет Робин – Бобин.

        Постоянно использую также игровые ситуации. Для организации тренировки в употреблении речевого образца «Моя кошка умеет  прыгать», я предлагаю речевую задачу «Злой волшебник заколдовал наших любимых животных. Чтобы расколдовать их (это игровой мотив) нужно сказать, что они умеют делать (это цель  данного речевого действия)».

        Ученик «My dog can ran»

  1. Использование стихов, рифмовок, песен на уроках, как средство развития интереса

        Одним из эффективных приемов   я считаю разучивание стихотворений, рифмовок и песен, разыгрывание сценок и диалогов на уроках английского языка, в виде  фонетической зарядки, а также при обучении лексике и грамматике. Некоторые стихи и рифмовки воспитывают у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительные отношение друг к другу, к людям, их окружающим, настойчивость в преодолении трудностей.

        Материалы, представляемые в стихотворной и песенной форме, усваиваются намного легче. Детям нравиться этот вид работы, который является  своего рода релаксацией и эффективным средством усвоения языкового материала. Я использую много рифмовок, стихотворений, песен на уроках и внеклассных занятиях.  Поэтому составила «Сборник рифмовок, стихотворений, песен по английскому языку» (в помощь учителю).                

  1. Личностно – ориентированный подход

При личностно – ориентированном подходе  к образованию и воспитанию учитываются потребности, возможности и склонности школьника. Личностно – ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения.  Индивидуальный подход к ученикам  побуждает их к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. При отборе содержания учитываются интересы и волнующие школьников проблемы, их личные опыты, чувства и эмоции, которые побуждают к выражению собственного мнения.

При личностно – ориентированном подходе создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды.

  1. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности

На уроках я использую новые технологии обучения, такие как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов», которые имеют большую практическую направленность, позволяют сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой.

        Метод проектов активизирует все стороны личности школьника, его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

        Метод проектов создает исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, в каждой группе есть сильный ученик, средний и слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.

  1. Использование компонентов НЭСО на уроках

В настоящее время, когда возросла самостоятельность отдельных регионов, использование  материалов регионального и экологического содержания на уроках приобретает всю большую актуальность. Поэтому, я использую на уроках компоненты НЭСО, благодаря  которым  у детей формируется потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке. Ученики учатся логично и связно  рассказывать о культурных событиях своего  края, села, о его экологии, публично выступать с подготовленным устным сообщением.

Разработала программы элективных курсов «Английский и олонхо», «Компоненты НЭСО на уроках английского языка во 2 – 6 классах»

Мои ученики, окончившие начальную школу, продолжают  изучение английского  языка в основной школе успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...

Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.

Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой инте...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...

"Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития ребенка".(из опыта работы)

По данной теме я выступала на педсовете. Считаю, что мотивация является мощной двигательной силой в учебном процессе. В статье делюсь опытом работы....

Презентация "Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития ребенка"(из опыта работы)

На педагогическом совете школы я выступила с докладом по данной теме. В презентации приведены примеры на разных этапах обучения учащихся....

Единый методический день «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика на уроках и во внеурочной деятельности в аспекте коучинговых технологий»

Тип занятия: Открытый урокДата: 08.12.2017Учитель: О.В.СилинаТема: Lost Property («Потерянная собственность»)Класс: 6 БЦель урока: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся ...

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В данной работе речь пойдет об организации игрового аппарата начинающего пианиста и освоении основных игровых приемов....