ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
статья по музыке

В данной работе речь пойдет об организации игрового аппарата начинающего пианиста и освоении основных игровых приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_igrovogo_apparata.docx32.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Начальное обучение – едва ли не самый трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.В процессе начального обучения начинает формироваться отношение ученика к музыке. На этом же этапе ученик получает первоначальные знания, необходимые ему в дальнейшем, осваивает основные приемы и методы работы.

«Игра на рояле, как и всякий труд, требует определенных мышечных усилий. Совершенно расслабленными руками играть также невозможно, как и выполнять какое – либо другое действие. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц. Общее состояние играющего при этом должно быть бодрым, приподнятым – состояние спокойной уверенности и радости» 1

Уделив время первоначальному развитию музыкальных данных ученика, следует обратить внимание на налаживание у него правильных игровых движений. Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов.

Основная задача организации игровых движений у начинающих состоит в сочетании активности пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей

_____________

1.  Шмидт – Шкловская А.А.  О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка 1985. С.15

руки от плеча. Кроме того, нужно развивать независимость движений пальцев друг от друга, а также умение пользоваться движениями предплечья, плечевого пояса и корпуса.

Перед тем как учить детей игре, их надо правильно посадить за инструмент – удобно, свободно. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок не сутулился и не сидел напряженно. Посадка должна всегда находиться в поле зрения педагога. «От правильной посадки зависит звук, техника, слух, ритм и общее развитие ученика» - считает Наталья Кушнер. Но как во всем, что касается двигательной области, обращать на нее беспрестанное внимание ученика нецелесообразно. «Желательно последовательно и в связи с конкретными исполнительскими задачами как бы формировать хорошую посадку».1

Часто педагоги начинают обучение пианиста с требования свободы рук, в то время как у учащегося понятие свободы иногда ассоциируется с понятием расслабленности игрового аппарата. Кроме того, частые напоминания о свободе: «опусти плечи», «освободи локоть», «не напрягай кисть» и т.п. вызывают особое внимание к этим частям аппарата и в результате - их зажатость. Правильнее говорить о целесообразности, организованности действий рук и их частей. Причем сам характер игровых движений должен обеспечивать необходимое состояние каждой из частей рук: упругую или эластичную организованность одной и расслабленность другой. «Свобода рук должна быть не самоцелью для ученика, а лишь средством для выполнения тех или иных заданий»2.

В начале, пианистические навыки предлагаются детям в виде игр и усваиваются чисто двигательно.

_________________

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музгиз ,1961. С.262.

2. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в 1 год обучения. – Новосибирск, 1989. С.4.        

Некоторые упражнения рекомендуется выполнять предварительно на столе или крышке клавиатуры. Этот прием способствует расчленению и упрощению технических задач, стоящих перед учеником. Освобожденный от необходимости попасть на определенную клавишу и достигнуть определенного характера звучности, ученик может все внимание сосредоточить на двигательной стороне игрового упражнения, целью игровой ситуации в таких случаях является само пианистическое движение, а не звуковой результат. Однако каждое пианистическое движение создает определенный звуковой эффект, и после овладения основами определенного пианистического движения  вводится звуковой оценочный критерий: правильность движения дает соответственный звуковой результат, погрешность же  звучания свидетельствует о неправильности игровых движений.

        Чтобы привести аппарат и весь организм ребенка в рабочее состояние, полезно проделывать ряд гимнастических упражнений.Упражнения активизируют и укрепляют мышцы, помогают закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата. А.А. Шмидт – Шкловская советует выполнять следующие упражнения:

  1. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом поднять ненапряженные руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Голову также опустить. В таком положении предоставить рукам раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.

Упражнение способствует раскрепощению мышц шеи, рук, плечевого пояса.

При игре ученик должен чувствовать всю руку от корпуса до кончика пальца, как единый рычаг. Для этого А.А. Шмидт – Шкловская советует выполнять следующее упражнение:

  1. Рисование в воздухе любых закругленных линий поочередно каждым пальцем, ощущая палец как продолжение руки (вся рука как бы один длинный палец).

Часто педагоги, занимаясь «постановкой рук», организуя кисть, советуют детям представить, что они держат яблоко. Данная ассоциация помогает ребенку придать кисти нужную форму. Однако необходимость «держать» яблоко иногда вызывает излишние мускульные усилия, что может привести к зажатости. Очень интересный прием организации кисти и знакомства с нумерацией пальцев при помощи воздушного шарика предлагает Ф.Д. Брянская.

  1. Обнять небольшой воздушный шарик ладошками. Пусть

пальчики приветствуют друг друга, слегка нажимая подушечками на шарик и приговаривая:

«Первый пальчик к нам пришел.

И второй за ним зашел.

Третий с шариком играл,

А четвертый танцевал.

Пятый пальчик песни пел:

Нежно шарик обниму,

Каждый пальчик назову».

        Мягкая упругость шарика воспитывает чуткость к звуку, к глубине клавиши и, что очень важно, оставляет в мышечной памяти ощущение открытой ладони.

 Л.А. Москаленко рекомендует использовать иной вариант организации кисти:

  1. Стоя у стола, ребенок кладет руки на стол, от локтя до кисти, локти слегка отведены от корпуса, пальцы свободной кисти всегда округлены и касаются поверхности стола «подушечками». Ученик выстукивает ритм стишка попеременно каждой рукой.
  2. Выстукивание стихотворного ритма попеременно каждой рукой и разными пальцами.

Это упражнение формирует у ученика зрительное представление о правильной форме кисти, но при этом ощущение пружинистости свода часто  не возникает – кисть расслаблена. Удары отдельными пальцами уже предъявляют требование к опоре пальца на сустав кисти (свод). При переносе этого упражнения на фортепиано, оно приобретает иную форму. Сначала рука плавно поднимается и кладется на пюпитр, пальцы свободно раскрыты, затем рука также плавно опускается на клавиатуру, на третий палец. Необходимо с первого же упражнения направить внимание ученика на качество звука, требовать, чтобы получался полный и мягкий звук (показав, каким путем его можно достичь), а не сухой и резкий. Ученик должен связывать качество получающегося звука с соответствующими движениями: полный, красивый звук – со спокойным опусканием руки и кисти и мягким, в то же время глубоким погружением округлого пальца в клавишу, «сухой» и «жесткий» звук с напряженностью руки и пальцев и т.д. Ученик должен понять, что его целью всегда является надлежащее звучание, т.е. результат движения, само же движение никогда не может рассматриваться как самоцель и должно корректироваться звуком.

        Овладевать пианизмом следует осознанно. Объяснение технических приемов начинающим пианистам должно соответствовать уровню их мышления, физического развития.

        В традиционной фортепианной педагогике материалом для начального периода обучения служили пьесы с преимущественным использованием белых клавиш. По такому принципу построены широко распространенные пособия – «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих» С.С. Ляховицкой и Л.А. Баренбойма, «Фортепианная игра» под редакцией Николаева и т.д. В последнее время игре на черных клавишах уделяется все больше и больше внимания - например «Современная фортепианная музыка для детей» под редакцией Н. Копчевского и «Современный пианист» под редакцией М. Соколова, В. Натансона, Н. Копчевского. Для первых шагов начинающего пианиста игра на черных клавишах представляется очень удобной. Черные клавиши выделяются цветом и расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре. Кроме того, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямым пальцем.

        Современная методика рекомендует начинать обучение с игры nonlegato. Объясняют это тем, что во – первых, сразу же вводится в действие вся рука, устанавливается координация между работой руки и пальцев, во – вторых устраняется на первых порах забота о взаимной координации руки и пальцев.

Ученик вначале играет мелодии одним третьим пальцем, он наиболее устойчив и обычно более развит, затем подключаются остальные. Большинство педагогов советует осваивать пальцы в следующем порядке: 3,2,4,5,1.

        Начальные мелодии играются и левой и правой рукой (отдельно). Желательно играть их и двумя руками вместе, при этом А.П. Щапов советует, чтобы расстояние между руками было в две, а не в одну октаву, объясняя это тем, что тем самым создается более удобное положение рук, зрение ученика приучается к охвату широкого расстояния, а слуху легче контролировать звучание левой руки.

        Для освобождения кисти и локтя, для приобретения свободы движений всей руки и, что особенно важно, для преодоления боязни клавиатуры и широких расстояний, педагоги советуют выполнять упражнения на перенос руки или исполнение уже известных упражнений в разных октавах.

        Каждое упражнение должно содержать конкретный образ. Это позволяет поставить перед учеником определенную исполнительскую задачу, стимулирует правильность движений и способов звукоизвлечения.

        Упражнения всегда должны иметь определенный ритмический рисунок. Игра упражнений вне ритма признается нецелесообразной.

        Достаточное овладение учеником игры non legato, т.е. достижение качественного звучания и требуемых свободы и организованности движений, позволяет педагогу вводить игру legato. Прежде, чем вводить игру legato в пьесках, нужно поиграть соответствующие упражнения – сначала из двух звуков, сыгранных legato, затем из трех. Как и при исполнении любым туше, при игре legato контроль за качеством звучания осуществляет слух. Однако при этом большое значение (даже больше чем при игре nonlegato) имеет момент осязательный – ощущение концов пальцев.

Ученик должен научиться владеть своей рукой и пальцами, выработать связанные с legato двигательные ощущения, научиться как бы «прислушиваться» одновременно к звучанию и к вызывающему его характерному легатному прикосновению пальцев к клавишам.

        При игре legato особенно внимательно следует следить за положением

первого пальца у ученика, т.к. если первый палец « хорошо стоит», то он уже почти обеспечивает правильное положение других пальцев.Первому пальцу по сравнению с другими нужно уделять больше внимания – следить за ним постоянно.

Обладая способностью противополагаться другим пальцам и ладони и отводиться от нее на значительное расстояние, он исключительно независим. Наиболее естественное положение первого пальца - слегка в сторону от ладони, но так, чтобы было возможно сближение его с остальными пальцами. Первый палец работает легко, без всяких усилий.

Очень полезные упражнения предлагаетА.А. Шмидт-Шкловская:

  1. Круговые движения первого пальца. Следите, чтобы палец работал легко, без напряжения, палец в суставе не сгибайте и не напрягайте кисть.
  2. Упражнения для ощущения подвижности

первого пальца: а) «катайте» воображаемые

хлебные шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами;

б) слегка прижимайте подушечки 2-5

пальцев к первому, как бы прощупывая их.

Сразу после введения упражнений на legato рекомендуется переходить к упражнениям, использующим legato и nonlegato. В подобных упражнениях легче обратить внимание ученика на качественное различие при том и ином туше, в то же время они препятствуют напряжению руки, которое может иногда появиться при введении игры legato.

Освоение основных приемов игры нужно проводиться постепенно и последовательно на всем учебном материале. Педагог должен следить, чтобы ученик всегда применял при игре только надлежащие приемы звукоизвлечения, т.к. выработка правильных игровых движений, автоматизация их, ведет к тому, что ученик сможет в дальнейшем свободно осуществлять музыкально – художественные замыслы исполнения.

Формирование «живой», «слышащей» руки способствует развитию музыкального сознания ребенка, напротив, зажатые и неловкие руки могут затормозить музыкальное развитие даже способных детей.

Список литературы.

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музгиз, 1961.

Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. – М.: Музгиз, 1937.

Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1977.

Брянская Ф.Д. Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками. – М.: КЛАССИКА- XXI, 2008.

Кушнер Н. Педагогические тетради. – Пермь.: СПУ «МиГ», 2013.

Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1982.

Михелис В.Л. Первые уроки юного пианиста: Очерк методики обучения и воспитания. – Л.: Музгиз. 1962.

Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в 1 год обучения. – Новосибирск. 1989.

Цетлин Е. К вопросу об организации руки начинающего пианиста в «донотном» периоде обучения // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1./ Ред. В.А. Натансон. – М.: Музыка, 1979. С. 21 – 28.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1984.

Шмидт – Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка. 1985.

Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М.: Советская Россия, 1960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

«Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения»

Доклад  на тему - Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения....

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...