Начальный этап обучения игры на фортепиано
методическая разработка (музыка) на тему

основы игры на фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дворец творчества Детей и молодёжи

Отдел музыкального развития

«Начальный этап обучения игры на фортепиано»

Автор: Аристова Наталья Анатольевна

Москва 2009


I. Начальный этап обучения.

1. В прежние времена педагоги обычно начинали изучение навыков звуко-извлечения с игры пятипальцевых последований «легато». Этот путь таил в себе опасность воспитания изолированных пальцевых движений и развитие сковаршости в кисти и локте.

Путь от «нон легато» рационален, потому что воспитывает у ребёнка с первых же шагов обучения координацию движения всех частей руки, позво ляет легче добиться нужной степени освобождения мышц, и вырабатывает полный певучий звук. Для педагога нег более значительного испытания, чем то, которое заключается в первом прикосновении пальца ребёнка к клавиа туре. Поэтому начинающий пианист нуждается в лучших и надёжных учителях.

- Работа над приёмами звукоизвлечения должна проводиться с самого начала обучения. Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые, играя мелодию, как бы пересту пают, мягко погружаясь «до дна» клавиши (словно в глубокий, мягкий ко вёр). Поднимать отыгравший палец также следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу.

- Начинать надо с игры «нон легато», «портаменто». Начальные мелодии обя зательно играются и правой, и левой рукой. В дальнейшем желательно играть их двумя руками вместе. Далее сочетать, комбинировать в работе с начинаю-ищм различные приёмы звукоизвлечения, присматриваясь к действиям ре бёнка, анализируя и оценивая их. Затем выстраивать тактику обучения, по тому что конкретный опыт и живая практика подскажут педагогу, как ему следует поступить и что именно подсказать ребёнку.

- Именно в это время закладывается фундаментальные основы техницизма, формируются базовые исполнительские умения и навыки. От педагога такая работа требует выдержки, терпения, психологической компетенции и профессионального опыта. Лучше учиться на собственном опыте. Опыт - это цена, которую мы платим за сделанные ошибки.


II. Цель занятий. Кого и как учить.

Построение, характер и содержание фортепиано - педагогической школы обуславливают пять друг с другом связанных моментов:

  1. кого обучают
  2. для чего обучают
  3. чему обучают
  4. как обучают
  1. на чём, на каком материале обучают

Нельзя учить «вообще» , не задумываясь о конце обучения, о конечной точке, к которой следует подвести ученика.

Ясно намеченная, ясно поставленная, ясно сознаваемая цель - первое усло вие успеха.

«Вовремя увидеть», понять, разобраться в ситуации, определиться с целью -важно для педагога. Поставим перед собой вопрос: зачем ребёнок или подросток приходит на занятия музыкой? Если малышей приводят мамы и папы, то ребята постарше хотят «собственноручно» приобщиться к миру музыки, звучащей вокруг них; хотят выучиться играть полюбившиеся или мелодии -те, что звучат по радио, телевидению, кассетах. В этом их под держивают родители. Но проходит время и вместо свободного и увлекатель ного музицирования он всё больше втягивается в монотонный, утомитель ный 5^ебный процесс. Без «надо», понятно, в музыкальных занятиях не обойтись. Вопрос в том, что надо, зачем надо и кому. Главное-кому....

Разные перспективы у учащихся, следовательно, разными должны быть цели и задачи преподавания. А отсюда и методы учебной работы. Если ученик не имеет удовлетворительных слуховых данных, музыкаль ность; нет у него заметных двигательно-моторных способностей, ясно, что работать с ним надо по другому, чем с учеником одарённым и перспектив ным.

Упор делается на общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие. Приблизить ребёнка к миру классической музыки, сформировать у него вкус, пробудить интерес и влечение к музыкально- прекрасному - это первооче рёдные и главные задачи педагога.

Задачи важные и ответственные: музыкально-исполнительскому искусству нужны не только хорошие исполнители, но и хорошие слушатели. Без ВТО-рых теряет всякий смысл деятельность первых.

К детям , которые приходят, чтобы приобщиться к музыке, научиться более или менее складно играть на музыкальном инструменте, должны предъяв ляться соответствующие требования. В репертуар, наряду с наиболее по пулярными образцами музыкальной классики, как «Детский альбом Чай-


ковского» или «Альбом для юношества» Шумана, могут находить себе место фортепианные обработки популярных эстрадных мелодий - разумеется тех, которые отвечают изначальным требованиям художественного вкуса. Дети с удовольствием играют в ансамблях с педагогом, со своими сверстни ками, и это должно поощряться, как приоритетная форма занятий.

Уместно прохождение музыкальных произведений в порядке «общего озна комления». Важно, конечно, побольше читать с листа. Главное, чтобы ре бёнку было интересно.

И чем больше будет свободного, непринуждённого, эмоционально раско ванного музицирования - тем лучше. Профессионально в любом случае то обучение, в ходе которого конечные цели и задачи органически увязаны с приёмами и способами (методами) работы. Педагог должен понимать: кого он учит, зачем учит и как это надо делать!

III. Ученик

«Учение - это познание правил, жизненный опыт - это познание исключений»  (Афоризм)

Надо подсказывать ученику то, что соответствует его индрюидуальности, его особенностям. Пробудить в ребёнке те свойства, которые не могут осознать-ся им самим. Принцип раскрытия того, что хочет ученик, а не то, что хочет педагог,- даёт хорошие результаты. Тут следует действовать тонко - не на вязывая, а подталкивая, чтобы ребёнок сам пришёл к чему-то нужному, как к своему.

Отношение учащихся к занятиям зависит от того, какие пьесы ими разучива ются, с каким репертуаром им каждодневно приходится иметь дело. Эти пьесы делятся на более или менее трудные; на «полезные» для развития ученика; «нужные» - для решения тех или иных профессионально-техничес ких задач; те, что входят в программные требования (и т.д.). Однако эти же пьесы подразделяются на любимые ребёнком, привлекательные для него, усиливающие его влечение к музыке, или действующие в прямо противо положном направлении.


IV.     Учитель

«Живые примеры полезнее самых правильных наставлений»

(Античный афоризм)

По Станиславскому, педагога, натаскивающего ученика, можно сравнить с человеком, который двигает часовую стрелку пальцем вместо того, чтобы, заведя пружину часов специальным ключом, заставить сами стрелки указы вать время.

Талант учителя столь же редок, как любой другой. Он подразумевает дар общения с детьми не со сцены, а в классе, умение на них влиять по-музы кантски и по-человечески, способность о них заботиться, вникать в их ду ховный мир.

Учитель обязан быть умнее своего ученика, должен уметь анализировать. Если ребёнок исполняет что-то совсем по-своему, то следует думать: как это? Хорошо или надо менять? Это очень важный вопрос. Можно улучшить то, что ребёнок слышит по-своему.

Работая с учениками, педагог не только учит, но и учится сам. Важно помнить, чтобы не общаться с ребёнком свысока, з^иггель и ученик-коллеги. И чаще надо говорить: «Ты сыграл очень неплохо, но можно и по-другому. Попробуй сделать так, как я тебе показываю - и потом уже решай, что тебе больше нравится».

Педагог расценивает себя всерьёз с точки зрения учеников. Исполняя изуча емый репертуар, педагог обладает преимуществом живого показа, реального примера.

Педагог не должен быть скз^шым для ученика. Скучный педагог не сможет обеспечить правильного процесса развития ребёнка.

Дети и так неохотно занимаются, а когда они встречаются со скучным педа гогом, то из этого ничего хорошего не может выйти.

Каждый ребёнок вправе высказать собственную точку зрения. Ученикам нужно всё объяснять, а объяснение помогает самому педагогу. Педагог рас тёт вместе с з^еником.

Для этого надо любить преподавательск)то деятельность, иметь склонность и способность к ней. Одно и другое чаще всего совпадают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...

Групповые формы работы на начальном этапе обучения игре на фортепиано (методические рекомендации).

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования по классу фортепиано. Посвящены вопросам организации групповых занятий на начальном этапе обучения игре на фортепиано....

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ

Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ...

«Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ»

laquo;Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ»...