Статья "Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку".
статья по английскому языку

Балашова Ангелина Петровна

Цель настоящей статьи – изучив методы применения компьютерных технологий в обучении, сделать выводы об эффективности использования видеопрезентаций в обучении иностранному языку.

Для достижения настоящей цели в статье решаются следующие задачи: 

1.      изучить современные тенденции образовательного процесса в школе;

2.      выявить способы применения компьютерных технологий для оптимизации учебного процесса;

3.      установить потребности применения компьютерных технологий и способы организации учебного процесса с их помощью;

4.      определить формы работы с учебными видеопрезентациями на уроках иностранного языка.

Объектом нашего исследования являются современные компьютерные технологии, применяемые в образовательной деятельности, предметом – методы применения мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка.

Методы исследования подчинены решению поставленных задач и представляют собой сочетание анализа теоретической литературы по вопросу, описание проблемы и обобщенное представление выводов.

В первой части представлена теоретическая информация об эффективности применения компьютерных технологий при обучении иностранному языку, о современных тенденциях образовательного процесса в школе и о способах применения компьютерных технологий для оптимизации учебного процесса. Во второй части описаны потребности применения компьютерных технологий в учебном процессе, методические приемы применения мультимедийных технологий в преподавании иностранных языков и способы организации учебного процесса с их помощью (на примере учебных видеопрезентаций).

Материалом для настоящей статьи послужили методические издания, пособия и учебники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку.

Введение

На рубеже 20-го и 21-го веков роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. Для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди – высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. В связи с этим тема новых подходов и способов обучения не теряет актуальности.  

 Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит об острой актуальности и широкой разработанности настоящей темы. Многие ученые исследуют различные аспекты применения компьютерных технологий при обучении (Крюкова О.П., 2004,     Сафроненко О.И., 2004, Колядина Н.Б., 2004).

Цель настоящей статьи – изучив методы применения компьютерных технологий в обучении, сделать выводы об эффективности использования видеопрезентаций в обучении иностранному языку.

Для достижения настоящей цели в статье решаются следующие задачи:  

1.        изучить современные тенденции образовательного процесса в школе;

2.        выявить способы применения компьютерных технологий для оптимизации учебного процесса;

3.        установить потребности применения компьютерных технологий и способы организации учебного процесса с их помощью;

4.        определить формы работы с учебными видеопрезентациями на уроках иностранного языка.

Объектом нашего исследования являются современные компьютерные технологии, применяемые в образовательной деятельности, предметом – методы применения мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка.

Методы исследования подчинены решению поставленных задач и представляют собой сочетание анализа теоретической литературы по вопросу, описание проблемы и обобщенное представление выводов.

В первой части представлена теоретическая информация об эффективности применения компьютерных технологий при обучении иностранному языку, о современных тенденциях образовательного процесса в школе и о способах применения компьютерных технологий для оптимизации учебного процесса. Во второй части описаны потребности применения компьютерных технологий в учебном процессе, методические приемы применения мультимедийных технологий в преподавании иностранных языков и способы организации учебного процесса с их помощью (на примере учебных видеопрезентаций).

Материалом для настоящей статьи послужили методические издания, пособия и учебники.

1. Эффективность применения компьютерных технологий при обучении иностранному языку

1.1.        Современные тенденции образовательного процесса в школе

В настоящее время человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.

Как считает И.М.Ильинский, осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для современного школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер становится неотъемлемой частью его жизни. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы, а также интенсивное их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования [Ильинский И.М., 1997, с.1]. Функции, которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, диапроектор, с успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения, отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как приоритетную. Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, в какой бы сфере он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером в ближайшее время стало всеобщим. Последние технические достижения часто находят применение в учебном процессе. Уже первые опыты применения компьютерных технологий в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, облегчить  создание и постановку новых курсов. Применение компьютерных технологий в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения.

Компьютерные технологии открывают новые перспективы в области образования. По мере увеличения объема знаний и усложнения методов анализа, становится все труднее строить обучение, придерживаясь в основном принципа пассивного слушания учителя и чтения учебных текстов. Критическое мышление, умение понять и решать сложные проблемы, способность вывести полезные обобщения – все это становится возможным с увеличением наглядности с помощью технических инноваций, ведь заинтересованность обучаемого в материале зависит от подачи данного материала. Наглядность становится важнейшим двигателем эффективности обучения.

В.А.Сухомлинский когда-то сказал: «Дорогой друг, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой окружения, красотой слова, мысли...» [Сухомлинский В.А., 1981, с.125]. Помочь в этом может и правильно оформленный кабинет, и система разнообразных уроков, и внеклассная работа по предмету, и ощутимая заинтересованность учителя в своей работе, и в тех, кого он воспитывает. Очень важен лингвострановедческий аспект уроков, знакомство с различными странами. Наглядными и необычными могут быть уроки - лекции, уроки - конференции с техническим оснащением, уроки - концерты и конкурсы, которые не обходятся без видео и аудио сопровождения.  Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений приняли участие в акте запоминания. И в современной дидактике понятие наглядности относится к зрительным, слуховым, осязательным и другим видам восприятия. Наглядность в обучении способствует восприятию предметов и изучаемых процессов, формирует представления об объективной действительности, и вместе с тем предлагает анализировать и обобщать воспринимаемые явления в связи с учебными задачами.

 Следует помнить, что наглядные средства могут не только создавать у учащихся образные представления, но и формировать понятия отвлеченных связей и зависимостей. Понимание, возникающее в мышлении учащихся, отражает основные, существенные, ключевые стороны предметов, явлений и процессов. Именно лаконичные наглядные средства формируют у обучающихся умения наблюдать, описывать, анализировать и дифференцировать. Это позволяет эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и способствует формированию полноценных образов изучаемых понятий. Таким образом, "ощущение" и "понятие" (понимание) объединяются в единый процесс познавательной деятельности. Как считает Л.О.Красовская, использование средств наглядности для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует:

1.        созданию образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперированию ими;

2.        развитию интеллектуального мышления. При этом можно говорить и о визуальном мышлении, и коммуникативном мышлении;

3.        изменению иллюстративных свойств средств наглядности на познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения [Красовская Л.О., 2004, с.1].

Современные средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. Но не все электронные пособия отвечают педагогическим и методическим требованиям. Прежде всего, надо отметить, что наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Так, по Л.О.Красовской, наглядные средства обучения должны быть:

1.        ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью. Рассматривая учебные материалы, надо отметить, что одним из главных стимулов мотивации является проблемность, которая может активизировать мыслительную или творческую деятельность. Поэтому даже формулировка названия урока (темы, слайда, презентации …) играет большую роль в восприятии учебных материалов. Кроме проблемности, можно назвать метафоры, яркие символы, графические или анимационные заставки;

2.        доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. В обратном случае, если информация непосильна для учащихся, можно наблюдать, как изучаемый материал только заучивается без осмысления;

3.         содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;

4.        интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне. В тоже время цифровые технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, игровых коммуникативных ситуаций;

5.        иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста;

6.         дозированными с оптимальным использованием наглядности;

7.        эргономичными, целесообразными, комфортными для восприятия и работы с физиологической и психологической сторон. Эргономические требования всегда ориентируют разработчиков наглядных пособий на уже отработанные приемы представления информации. Например, на темном фоне необходимо всегда располагать белый или очень светлый по тону шрифт текста; просмотр на уроке фрагмента видеофильма может быть только в течение 5-10 минут; на слайдах презентации текст должен быть в виде ключевых слов или лаконичных фраз; музыка обычно используется в качестве фонового звука, она должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом. К каждому средству разработаны свои специфические требования, которые отражают характер подачи и восприятия информации [Красовская Л.О., 2004, с.1].

 Для медиаобразовательных средств следует дополнить перечень требований. К ним можно отнести: адаптивные к индивидуальным возможностям обучающегося; визуальные, т.е. реализующие возможности компьютерной визуализации учебной информации; структурные, представляющие систему функциональной связанности представления учебного материала с опорой на понятийные, образные и действенные компоненты; технико-технологические, в том числе требования к режиму работы и к изображению информации. Итак, мультимедийные средства позволяют создавать новые формы визуальной информации, которая представляет интерпретацию моделей изучаемых явлений. И именно в этом заключается большой резерв повышения эффективности обучения.

1.2.        Применение компьютерных технологий для оптимизации учебного процесса

Информатизация общества – сегодня реальность, поэтому насущной потребностью становится приобщение школьников к информационной культуре. Это очень широкое понятие, в которое ученые включают и обеспечение компьютерной грамотности, и применение компьютера в рамках сложившихся форм обучения, и разработку психолого-дидактических и методических учебных материалов нового поколения в ходе развернутой учебной деятельности. Очевидно, что компьютер в школе перестал быть только предметом изучения, но стал средством обучения.

Многие учебные заведения сегодня уже не представляют учебный процесс без современных технологий. Новое информационное оборудование не только позволяет детям лучше усваивать учебный материал, но и дает им всестороннее развитие. Когда для изучения предметов используются современные технологии и современная аппаратура, передовые методы исследования становятся частью обычной жизни ребенка. Существует множество новейших технологий, помогающих ученикам и их учителям в педагогическом процессе. Н.Г.Котровская предлагает следующие учебные материалы нового поколения в организации образовательного процесса:

1.        «Виртуальная реальность». Это комплекс учебных образовательных программ, построенных на 3D технологии, дает возможность увидеть сложные для понимания объекты и даже протекающие в них процессы в трехмерном пространстве класса. Эффект достигается при помощи специальных очков со встроенными поляризационными фильтрами. Виртуальные картинки, которые нельзя потрогать руками, но можно «покрутить» и увеличить, а посредством анимации увидеть и процессы. В части случаев 3D технологии позволяют преодолеть педагогическую трудность: на зрительном, эмоциональном, интуитивном уровне дети лучше понимают материал. Это не замена классического подхода к обучению, а его принципиальное расширение, которое по последним исследованиям, соотносится с устройством человеческой памяти.

2.        Автономный мини-проектор. Одна из главных закономерностей, присущая всем новым изделиям – миниатюризация. То есть сокращение габаритов, затрат энергии, уменьшения размеров и веса без потери функциональности. Учителю это дает мобильность, в том числе в проведении медиазанятий в различных классах. Пока традиционными являются специально оборудованные классы, в которых проводятся мультимедийные презентации. Еще одно преимущество маленьких проекторов в том, что они могут работать от аккумуляторов.

3.        «Карманная» интерактивная доска. В небольшой кейс складывается маленькая коробочка – специальный приемник, подключаемый к компьютеру, а тот в свою очередь – к проектору. Учитель получает возможность управлять изображением, делать графические комментарии к любой из проекций. Проект при этом может светить как на экран, так и просто на белую стену. Это устройство дает возможность графического комментирования образов, отображаемых на экране, дает рассказчику возможность внедриться в объект, текст, и, следовательно, предоставить максимально грамотный и глубокий комментарий к содержанию материала.

4.        «Безопасная» мебель. Вначале кассетный магнитофон развивался как само изделие, затем он вошел в состав музыкального центра. DVD-проигрыватель и телевизор «влились» в домашний кинотеатр. Нечто подобное происходит с учебной мебелью. Окружающее человека пространство настраивается на более эффективные условия для его работы – это общая и разумная тенденция. В столешницы встраиваются мониторы, USB-порты, DVD-проигрыватели, формируются регулируемые подкладки под локти, подставки под ноги. Интеграция компьютерной техники с мебелью позволяет увеличить время работы и ее эффективность при минимальном причинении вреда здоровью.

5.        Устройство для детей с ограниченными возможностями. Специальные сенсорные панели позволяют управлять компьютером носом, подбородком, любой частью тела. Все это дает возможность детям-инвалидам рисовать, творить без посторонней помощи. Персональные головные телефоны, позволяющие работать с мультимедийной информацией, созданы для детей с ограничениями по слуху. Компактные видеоимиджеры дают такое увеличение текста, мелких объектов, что ребенок может с ним работать без напряжения зрения. Отдельное место занимают релаксаторы – например, светодиодные волокна, перебирая пальцами которые, ребенок испытывает положительные эмоции.

6.        Интерактивные столы. Это лежащая большая школьная доска, на которой может одновременно писать и рисовать весь класс. Данное устройство особенно эффективно для групповой проектно-исследовательской работы учащихся. Управлять и рисовать на интерактивном столе можно не только специальной ручкой, но и пальцем.

7.        Электронное протоколирование. При помощи специальных электронных блокнотов с бумажным блоком для записей сегодня можно написанное на обычной бумаге сразу же переслать в компьютер. Результаты графических набросков, схем, сделанных, к примеру, на основе совместных обсуждений за круглым столом, с помощью встроенного в блокнот специального сканера запоминаются, а затем одним нажатием кнопки пересылаются в компьютер, их можно распечатать, разослать по электронной почте всем участникам обсуждений.

8.        Персональный мониторинг. Поток информации, которую дают современные медиаресурсы - мощный. Если предложить, что с их использованием проходит каждый урок и помножить 45 мин. на 4-5 уроков, то очевидно, что такая нагрузка может привести к гиперактивности учащихся. Для того чтобы не ввести школьников в состояние гиперактивности, и учащимся, и педагогам желательно оперативно отслеживать эмоциональное возбуждение. Важно не только отслеживать, но и регулировать процессы. Для этого существуют специальные программы-тренажеры, которые позволяют тренировать, к примеру, глазную мышцу, регулировать дыхание, давление и просто обеспечить минуту-другую отдыха с использованием аудио- или видео-релаксатора.

9.        Интерактивная доска. Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение. В отличие от работы за монитором доску могут видеть все учащиеся. Материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы – позволяет сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Даже одного увиденного детьми изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Интерактивная доска помогает самоутверждению и вдохновляет их уникальной свободой работы с изображениями, звуком и текстом. Интерактивная доска облегчает подготовку к уроку, позволяет вносить инновации в работу, дает возможность отказаться от урочной системы [Котровская Н.Г., 2008, с. 1].

Из всего вышеперечисленного следует, что при работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. При создании совместных учебных проектов учащиеся не просто делятся информацией с партнерами, а совместно работают над каким-либо проектом - выбирается тема, разрабатываются методы исследования.

2. Методические приемы применения мультимедийных технологий в преподавании иностранных языков

2.1. Потребности применения компьютерных технологий и способы организации учебного процесса с их помощью

В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер на сегодня является мощнейшим инструментом получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Не секрет, что с этим связано множество трудностей, основная из которых - недостаточное или нулевое финансирование их развития в школах. Данные технологии являются дорогими: приобретение компьютеров, их текущая модернизация, а развитие технологической базы и уровня безопасности требуют обновления компьютерного парка не реже, чем каждые 2-3 года, обслуживание компьютеров и сетей, покупка программного обеспечения, подключение к сети Интернет. Помимо этого требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.

Попробуем более детально систематизировать активно используемые компьютерные технологии обучения по дидактическим функциям:

1.        повышающие и стимулирующие интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям;

2.         активизирующие мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности;

3.        позволяющие моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности (от моделирования опасных физических явлений до экономических моделей);

4.         позволяющие индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся;

5.        позволяющие организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или эктернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни;

6.        предоставляющие ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в сети Интернет для подготовки докладов и рефератов;

7.        предоставляющие помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

8.        многократно повышающие скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяющие вести экстренную коррекцию (результат - сразу).

Только на основе этих функций можно сформулировать основные тенденции, заложенные в основе компьютерных учебных технологий. Компьютерные учебные технологии позволяют развивать самостоятельность. Это свойство заложено в самом понятии "персональный компьютер". Развиваются навыки самопроверки, активность, поисковая творческая деятельность, воображение и модельное видение. Остановимся поподробнее на потребности использования компьютерных технологий в учебном процессе, в частности при обучении иностранным языкам.

В последние годы благодаря развитию мультимедийных технологий появилось большое количество обучающих программ по английскому, французскому и другим языкам. Среди таких можно назвать говорящий словарь "Первая тысяча слов по-английски" Московского института новых технологий в образовании, "Мультилекс" фирмы МедиаЛингва, "МикроМаг" одноименной фирмы, "Golden English", "Профессор Хиггинс" и многие другие. Они не только позволяют читать гипертекст со всевозможными примерами, но и позволят интегрировать в себе такой классический метод, как аудирование. Более того ученик при этом не скован темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося. На пути внедрения таких комплексов стоит их высокая цена и очень высокие требования к компьютерам. Вместе с тем использование традиционных (некомпьютерных) технологий может давать зачастую очень хорошие результаты. Поэтому целесообразно использование компьютерных технологий обучения иностранному языку при самостоятельных занятиях и дистанционном обучении, а также возможно проведение отдельных "компьютеризированных" уроков, которые позволяют нацелить учащихся на самостоятельные занятия языком, например, на своем домашнем компьютере.

Дистанционное обучение - универсальная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисцлин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Можно назвать несколько уже сегодня успешно работающих центров дистанционного образования в нашей стране. Это центр "Махаон" МГУ, "Эйдос" академии среднего и специального образования и ряд других. Информационно-образовательная среда дистанционного обучения представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения в соответствии с учебными программами включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:

•        учебные электронные издания;

•        компьютерные обучающие системы;

•        аудио- видео учебные материалы и мн. др.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM. Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Глобальная сеть Интернет, является интегральным средством, широко используемым в дистанционном обучении. Таким образом, возможно, лет через 5-10, когда глобальная сеть станет доступна во всех уголках России, дистанционное образование может составить серьезную конкуренцию традиционным классно- урочным формам, особенно для детей- инвалидов и учеников сельской местности.

Обратимся к трудностям на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс школы. Наряду с открывающимися широчайшими перспективами использования в учебном процессе компьютерной техники, существует ряд проблем, строго очерчивающих круг применимости подобных технологий, и ограничивающих их технократическое влияние. Это: и опасности для здоровья учащихся, и стоимость программного обеспечения, и быстрое устаревание программного обеспечения, компьютеров, обучение учителей. Выходов из подобной ситуации может быть несколько: крупные компании, например Microsoft, проводят акции поддержки образования и предоставляют свою продукцию бесплатно или за меньшую цену (но такой ход оказывается неприемлем для небольших фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения специально для образования); логично было бы выделять средства из бюджета; возможно использование принципиально бесплатного программного обеспечения, примером которого на сегодняшний день может являться операционная система Red Hat Linux и приложения для нее, получающая все большее и большее распространение во всем мире.

2.2.        Формы работы с учебными видеопрезентациями на уроках иностранного языка

Введение компьютерных технологий в образовательные процессы, прежде всего способствует вовлечению в научное общение и решение той или иной проблемы практически неограниченного количества участников - начиная со школьников до крупных специалистов в любой области знания. Но не менее важным представляется тот факт, что компьютерные технологии обеспечивают выведение образовательных систем на новый уровень социального взаимодействия в процессе обучения. При этом взаимоотношения между обучаемым и обучающим приобретают форму активного сотрудничества, а процесс обучения - сотворчества.

И если классическая модель образования унифицирует человеческую индивидуальность, то новые модели, с необходимостью строящиеся на основе компьютерных технологий, ориентируются на решение сложных и многообразных проблем современности, требуют проявления индивидуальной и творческой инициативы и новых форм сотрудничества. Инициатива в процессе образования (а не только на стадии появления потребности вхождения в него) принадлежит как обучающемуся, так и педагогу в равной степени. То есть "ученик" становится вправе выбирать формы обучения, его способы, формы взаимодействия и даже временные параметры. Таким образом, система образования может приобретать характер совместного и творческого способа, освоения мирами может быть осуществлен переход от "нормативного" к "открытому" образованию. А это, в свою очередь, поднимает проблемы поиска адекватных методов и технологий обучения. Исходя из вышесказанного, необходимо обеспечить: изменение роли преподавателя, его переориентацию на сотворчество; личностную направленность процесса обучения; широкое внедрение и использование информационных систем и технологий обучения.

Растущая компьютеризация образовательной сферы вносит в нее, несомненно, свободу творчества и интеллектуальной деятельности, освобождает человека, его мышление от необходимости проведения множества рутинных операций. Компьютеризация, помимо вышесказанного, фактически снимает пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками искомой информации и уже этим способствует увеличению темпа и ритма мыслительной деятельности.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в обучение вносит существенные коррективы в образовательный процесс, но это еще не означает, что сам процесс образования может считаться инновационным по своему характеру. Тогда естественно возникает вопрос, что же следует относить к инновационным процессам обучения.

В данном случае под инновационным процессом в образовательной сфере следует понимать такой процесс, в котором будет изменяться сам характер учебного сотрудничества, будет обеспечиваться демократизация позиции учителя с одновременным включением обучаемого в активную, творческую, совместную и продуктивную деятельность. Инновации присущи любой социальной системе, относимой к "открытым", так как они являются условием для развития этих систем. Предпосылкой для введения инноваций в образовательную систему на современном этапе может выступать проявляющаяся несогласованность в темпах общественного развития и развития в образовательной системе в целом, и высшей школе в частности. Многочисленные исследования подтверждают коренное изменение характера и темпов общественного развития, которое получает название быстрое развитие. В определенной мере на темпы общественного развития влияет, как уже говорилось, растущая компьютеризация, которая создает условия для расширения коммуникативных связей, появляются возможности для создания особой формы общения - метакоммуникативной, как средства международного общения и сотворчества людей в планетарном масштабе для решения ими актуальных мировых проблем. К формам такого метакоммуникативного общения следует отнести электронную почту, спутниковое телевидение и др. Новые информационные технологии преобразуют всю сферу общения, изменяют структуру коммуникативных процессов. И их внедрение в образовательную сферу можно считать как необходимым, так и неизбежным.

Компьютеризация образовательных систем в некотором смысле явилась катализатором разработки новых стратегий обучения, концепций образовательных процессов, введения инноваций. В настоящее время компьютеризация образования переживает свой новый развития, который открывает пути для наиболее эффективного использования компьютерной техники с помощью разработки многочисленных обучающих систем, новых информационных технологий и введения инновационных методов обучения. В рамках последних решающее значение приобретает изменение характера обучения, отношений субъектов образовательного процесса, и главной ценностью становится активное включение ученика в познавательный процесс.

О том, что развитие образовательной системы существенно отстает от общественного развития в целом, может свидетельствовать уже тот факт, что коэффициент полезного действия компьютерной техники в сфере образования по сей день остается довольно низким. Тогда как эффективность ее использования в большой мере зависит от разработки и включения в образовательный процесс адекватных обучающих программ. Только инновационный характер организации обучения может позволить повысить эффективность использования компьютерных технологий. Введение новых информационных технологий предопределяет необходимость преобразований всей сферы общения в процессе обучения, изменений структуры коммуникативных процессов. Соответствующим образом возникает необходимость перестраивать систему учебных взаимодействий обучаемого и обучающего. Обучаемый из пассивного потребителя получаемой информации становится активным участником процесса обучения, а обучающий изменяет свою роль наставника на роль сотрудника, открывая тем самым принципиально новый путь освоения мира. Введение компьютерных технологий способствует научному исследованию знания о мире, и в этом заключается социальная функция компьютера.

Но этим не исчерпывается инновационный характер компьютерной техники и технологий. Их внедрение создает условия для оптимизации проведения совместной учебно-познавательной деятельности и осуществления ее с помощью, так называемого опосредованного компьютером общения. Последнее позволяет говорить о существовании нового вида общения - компьютерного общения. Совместный характер социальных процессов мышления и речи и возможностей информационных систем открывает переход на более высокий уровень социализации. Таким образом, использование компьютерных технологий в образовательной системе открывает новую историческую эпоху в развитии образования как социального института. Утверждается новый тип его организации, обуславливаемый изменением взгляда на опосредующую функцию компьютера в системе социальных взаимодействий: компьютер начинает выступать как одно из средств социализации человека.

По поводу современных тенденций в развитии образовательных систем, обусловленных широким внедрением в процессы обучения компьютерных технологий. можно встретить различные суждения, в том числе прослеживаются два полярных взгляда. Первый состоит в оценивании компьютеризации образования в негативном аспекте, так как руководствуется суждениями о том, что компьютеризация неизменно должна привести к дегуманизации всей системы образования, а значит и личности. Второй же является полной его противоположностью и базируется на убеждении, что усиление коммуникативной и эвристической функции образования будет только способствовать процессам социализации и гуманизации личности. Очевидно что разрешить данное противоречие не составляет сложности, ибо феномены социализации и дегуманизации личности как обучаемого, так и обучающего не есть порождение опосредованного компьютером обучения, а лежит гораздо глубже - в основании образовательной системы и свидетельством тому может стать история развития педагогики.

Итак компьютеризация образовательной системы создает предпосылки для отхода от стратегии "нормативного" обучения и отыскания возможностей качественного изменения в системе социальных отношений и переходу к принципиально новой стратегии развития образования, в которой приоритет принадлежит развитию личности. Следует отметить, что начало развитию таких социотехнических систем обучения, ориентированных на полноценное и комплексное развитие личности, уже положено. И в преддверии третьего тысячелетия не только возрастает взаимосвязь науки и образования, но она приобретает и новую логику своего развития - не в аспекте научного познания, а прежде всего в аспекте культуротворчества. Бурное развитие информационных технологий, базирующееся как на развитии компьютерной техники, так и видео- и радиотехники, а также оптоволновой и космической связи послужило катализатором и для развития новых форм образования.

Заключение

Итак, очевидно, что Формы и место использования видеопрезентаций (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, как мы выяснили, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

1.        при изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса;

2.        при закреплении новой темы;

3.        Для проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок;

4.        Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

5.        При оформлении сложной темы, например грамматического характера. Помогает выполнить схему, контролировать промежуточные и окончательные результаты самостоятельной работы;

6.        Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами - стоит включить видеозаставки экспериментов или мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.

7.        Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это мини-типография педагога.

8.        Во время лингвострановедческих уроков незаменимы иллюстрации и видео.

При использовании мультимедийной презентации ее можно использовать в классно-урочной системе либо использовать новые модели ее применения. Можно отметить метод проектов как наиболее перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения. Безусловно, метод проектов требует высочайшей квалификации учителя, творческого подхода к школьной программе, умения агрегировать знания по нескольким предметам и, конечно, организаторских способностей. Главными составляющими метода проектов являются исследовательская работа школьников и оценка этой деятельности

На наш взгляд наиболее прогрессивные возможности мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента познания. Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа/гипермедиа проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения по всем блокам дисциплин лингвакультурной и предметной подготовки, позволяют трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий. Находят широкое применение игровые методы обучения. Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала, например подведение итогов в каждой презентации предваряется определенным звуком или мелодией, настраивающими обучаемого на определенный вид работы. Наиболее эффективно использование комбинированных методов обучения.

Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль.

Библиографический список

1.        Ильинский, И.М. Молодежь в процессе развития. [Электронный ресурс] / И.М.Ильинский – Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/molrazv.php. – Заглавие с экрана.

2.        Котровская, Н.Г. Учебные материалы нового поколения в организации образовательного процесса в начальной школе. [Электронный ресурс] / Н.Г.Котровская – Режим доступа: http://56ouo10.forum24.ru/?1-5-0-00000028-000-20-0. – Заглавие с экрана.

3.        Красовская, Л.О. В помощь молодому педагогу. Кабинет, наглядность, творчество. [Электронный ресурс] / Л.О.Красовская – Режим доступа: http://skolakras.narod.ru/Opyt/kabinet.htm. – Заглавие с экрана.

4.        Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1. / В.А.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – 355с.

5.        Федорова, Л.М. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / Л.М.Федорова, Т.И.Рязанцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии в обучении иностранному языку

Компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что особенно ярко проявляется при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, с...

Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»

В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...

Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку

Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....

Использование электронных образовательных ресурсов и интерактивных компьютерных технологий на уроках иностранного языка

Образование сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников; подготовить учащихся к успеш...

«Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку.» реферат

laquo;Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку.» реферат...