Использование электронных образовательных ресурсов и интерактивных компьютерных технологий на уроках иностранного языка
статья на тему

Жук Марина Евгеньевна

Образование сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников; подготовить учащихся к успешному вступлению в жизнь. За урок надо не просто дать материал, его нужно успеть закрепить и научить учащихся применять полученные знания. При этом урок не должен быть рутинным и скучным, чтобы не исчезло у детей желание приходить в класс снова. Учителю приходится использовать все возможные технологии и методы обучения, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи. Сделать обучение более интересным, эффективным и успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_poisk.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование электронных образовательных ресурсов и интерактивных компьютерных технологий на уроках иностранного языка».

Жук Марина Евгеньевна (МБОУ СОШ № 32, учитель английского языка)

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов», то есть используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения, слуха, прикосновения, эмоций и инстинктивного мышления.
Образование сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников; подготовить учащихся к успешному вступлению в жизнь. За урок надо не просто дать материал, его нужно успеть закрепить и научить учащихся применять полученные знания. При этом урок не должен быть рутинным и скучным, чтобы не исчезло у детей желание приходить в класс снова. Учителю приходится использовать все возможные технологии и методы обучения, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи. Сделать обучение более интересным, эффективным и успешным.

Применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появление новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Наша начальная школа перешла на ФГОС. И поэтому наш педагогический коллектив активно работает над расширением инновационного пространства и подбирает те методы и принципы обучения, которые позволили бы получить новый образовательный продукт – ученика 21 века.      

 Сейчас много говорят о пользе эвристического обучения, о необходимости развития творческого мышления у детей и главными помощниками в этом являются электронные образовательные ресурсы и интерактивные компьютерные технологии.

Компьютерная эра открывает перед нами безграничные возможности  – стоит только захотеть и приложить некоторые усилия.

По моему мнению использование электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, распространение нетрадиционных моделей уроков и форм сотрудничества педагогов и учащихся, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход.
Применяя ИКТ и ЭОР на уроках я придерживаюсь трех основных правил:
1.
С толком. Применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель.

2. В меру. Урок должен быть динамичным.

3. Не навреди. Вопрос сохранения здоровья школьников стоит перед нами остро. Поэтому следует придерживаться разумных ограничений. И не стоит забывать о динамических паузах и о зарядке для глаз.

Я хотела бы вам представить физминутку для глаз, которая была разработана мной для урока. В Интернете можно найти готовые подобные физминутки, но основная масса из них разработана для начальной школы и не всегда подходит мне, как учителю-предметнику по тематике и возрастному уровню детей. Необходимо следить за предметами на экране, не двигая головой.

После упражнений учащиеся закрывают  глаза ладонями и пытаются в течение нескольких секунд в темноте разглядеть черную кошку.

Хочу отметить, что подобные упражнения помогают поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

На своих уроках я использую эвристические методы обучения, которые включают в себя несколько учебных задач.

В качестве примера хочу привести работу с кроссвордом. На мультимедийной доске выводится кроссворд с заданиями. Учащимся предлагается разгадать кроссворд и ответить на вопрос. Они самостоятельно читают задания, высказывают свои ответы и, касаясь букв на экране пишут слова. Если буква выбрана неправильно – она не поставится в клетку кроссворда. После каждого написанного слова выходит картинка с изображением этого животного. И в таком режиме учащиеся отвечают на все поставленные вопросы. После озвучивается ключевое слово, и дети по своим внутренним ассоциациям пытаются угадать, что это за животное.   

Beaver - кто это может быть?

Затем на доске выводится слайд с изображением этого животного. Согласитесь, что далеко не всегда наши ассоциации совпадают с реальностью. И, на мой взгляд, данный прием оставляет яркий след в воображении и памяти учащихся, что способствует непроизвольному и долговременному запоминанию некоторых учебных моментов. Задачей было не только разгадать кроссворд, найти ключевое слово, которое расширяло их знания об элементах культуры англоязычных стран, но и составить свою загадку в соответствии с особенностями англоязычного фольклора, которое они получили в качестве домашнего задания. Здесь задействованы и знание лексики с навыками чтения и творческое мышление.

Ещё одной из наиболее эффективных форм представления учебного материала на моих уроках является мультимедийная презентация. Но презентация, выполненная с применением новых мультимедийных технологий.

Вашему вниманию я хочу представить одну из таких презентаций, которая  создана в программе Microsoft PowerPoint на основе музыкальной композиции группы «Океан Эльзи» «Silent night» с использованием анимационных картинок.  Данную презентацию я использую в качестве фонетической зарядки или на завершающем этапе  урока. Но подобные презентации можно использовать и в качестве физминутки, когда дети поют и танцуют.

Слова песни выводятся на экран в строгой последовательности и с определенными интервалами.  

Предлагаемый материал способствует развитию коммуникативных умений  (чтения, говорения), который осуществляется в тесной взаимосвязи  с овладением учащимися языковыми и культурными навыками.  

Большую помощь в организации образовательного процесса оказывает MIMIOстудия. На уроках я часто использую «систему голосования», которая помогает не только разнообразить урок, но и провести скрытый контроль знаний учащихся. К примеру, представляя новый материал по страноведческой теме «Осенние праздники Великобритании» учащимся демонстрируется презентация. Затем на основе услышанного или прочитанного материала (это зависит от целей и задач урока) учащиеся отвечают на вопросы при помощи пультов, выбирая правильный вариант ответа. Эта система хороша не только своей новизной, но и помогает отследить уровень умений и знаний каждого учащегося в отдельности. Результаты можно просмотреть как в процентном соотношении, так и каждый ответ в отдельности, что помогает выявить пробелы в знаниях отдельно взятого ученика. Банк ответов сохраняется, таким образом можно отследить и процесс уровня овладения определенными навыками.

Хочу также отметить, что многие учащиеся проявляют интерес к составлению подобных тестов для одноклассников. Что еще больше вовлекает их в процесс познания. А самое главное, они находят применение своим знаниям.

На экране вы видите график уровней заинтересованности и качества знаний учащихся 6 Б класса, где хорошо просматривается закономерность: качество знаний напрямую зависит от уровня заинтересованности предметом. Чем больше заинтересованность, тем выше качество знаний.

В использовании ЭОР много положительных аспектов. Вы видите их на экране. Но самым главным является то, что учащийся может сказать, что сам под руководством учителя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, он может проявить собственное "я". Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания! А самой высокой оценкой для любого учителя являются радостные, горящие глаза  и позитивный настрой каждого ученика, и намного приятнее, когда их целый класс!

Библиографический список:

  1. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002.
  2. Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев. - М., Народное образование, 2001
  3. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н. Е. Есенина// Информатика и образование. - 2006. - № 12. - С. 103-105.
  4. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательскоторговый дом “Русская редакция”, 2004
  5. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени. ИЯШ, №5, 2005
  6. Ресурсы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Электронных Образовательных Ресурсов при обучении иностранному языку

презентация по теме "Использование ЭОР на уроках английского языка"...

Достоинства использования электронно-образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

Анализ и описание достоинств использования электронно-образовательных ресурсов на уроках иностранного языка...

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), мультимедиа - и Интернет-ресурсов для проектирования учебных ситуаций на уроках «Иностранного языка».

Данный методический материал включает анализ профессиональных интернет сайтов по изучению иностранного языка и возможностей  использования их материалов в учебной ситуации...

Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О

Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...

ПРОЕКТ Совершенствование использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе

Обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе...