Рабочая адаптированная образовательная программа по английскому языку для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития
рабочая программа по английскому языку (5 класс)

Изучение иностранного языка является необходимым для современного культурного человека. Для лиц с ЗПР владение английским языком открывает дополнительные возможности для понимания современного мира, профессиональной деятельности, интеграции в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_zpr_5_klass.docx70.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Обшиярская основная общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

Согласовано:

Зам.  директора по УВР

_________ Павлова Т.А.

«___»__________2021 г

Утверждено:

Директор школы

_______Янцитов В.А.

«___»_________2021 г

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол №____.

от «__»_____2021г

Рабочая адаптированная образовательная программа

по английскому языку для обучающихся 5 класса

с задержкой психического развития

Всего часов в год: 102ч.

Всего часов в неделю:3ч.

Сроки реализации рабочей программы: 2021-2022 учебный год

Составила: Рыбакова Ж.Э.,

учитель английского языка

МОУ «Обшиярская ООШ»

д. Полевая, 2021г.

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Иностранный язык (английский)» относится к обязательной части предметной области «Филология».

Предметные результаты дисциплины «Иностранный язык» на уровне основного общего образования ориентированы на формирование иноязычной компетенции и овладение коммуникативными навыками. Процесс формирования иноязычной компетенции и овладения коммуникативными навыками необходимо осуществлять с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.

Изучение иностранного языка является необходимым для современного культурного человека. Для лиц с ЗПР владение английским языком открывает дополнительные возможности для понимания современного мира, профессиональной деятельности, интеграции в обществе. Ряд особенностей восприятия обращённой и формирования самостоятельной речи у детей с задержкой психического развития, в частности, слабая способность к звуковому и смысловому анализу речи, как правило, вызывают трудности в овладении рецептивными и продуктивными навыками речи, что необходимо учитывать при планировании конечного уровня практического владения языком. В результате изучения курса иностранного языка у детей с ЗПР формируются начальные навыки общения на иностранном языке, первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека в поликультурном мире.

Адаптированная рабочая программа является ориентиром для составления календарно-тематического планирования. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом учитель может предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Содержание адаптированной рабочей программы направлено на освоение учащимися с ЗПР базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Структура адаптированной рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по английскому языку и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Данная рабочая программа выполняет три основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся основной школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

 Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертыванья и конкретизации содержания образовательного стандарта основного общего образования по конкретному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

Программа адресована учащимся с ЗПР, получающим основное общее образование (5 класса), изучающих английский язык на базовом уровне.

Навыки формируются крайне медленно, для их закрепления требуется многократные упражнения, указания, напоминания. Обучающиеся с трудом владеют умственными действиями и операциями: обобщением, отвлечением, сравнением, в процессе усвоения знаний недостаточно опираются на имеющийся жизненный опыт, затрудняются обобщить ранее сформированные представления. При выполнении письменных работ фиксируются недочеты (пропуск последовательности действий, пропуск звеньев заданий, бесчисленные исправления, большое количество неисправленных ошибок)

У подростков с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала.

Детям и подросткам с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.

Подростки с ЗПР могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают, другие — повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых, окружающих подростка с данным дефектом развития.

Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Для детей и подростков с ЗПР характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально- личностная сфера и общие характеристики деятельности (познавательная активность, особенно спонтанная, целенаправленность, контроль, работоспособность), в сравнении с относительно более высокими показателями мышления и памяти.

Их социальная адаптация больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. С одной стороны – они повышенно – внушаемы и импульсивны, а с другой – полюс незрелости высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально – одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработонность собственный запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям. Все эти критерии характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию, а вследствие этого у детей с ЗПР не возникает тревожности.

Подростков с такими видами нарушений поведения отличают черты эмоционально – волевой незрелости, недостаточное чувство долга, ответственности, волевых установок, выраженных интеллектуальных интересов, отсутствие чувства дистанции, инфантильная бравада исправленным поведением.

Реализация адаптированной рабочей программы по английскому языку для учащихся с задержкой психического развития в основной школе направлено на достижение следующей цели:

-развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств, при получении и передаче информации;

языковая/лингвистическая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

-развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Воспитательные задачи программы:

  • содействовать воспитанию ответственности, организованности, целеустремленности, самостоятельности, аккуратности, критического отношения к себе;
  • воспитанию культуры умственного труда, рациональной организации времени;
  • развивать умения учебно-познавательной деятельности, культуры устной и письменной речи, гибкость мыслительных процессов;
  • развивать интеллектуальную, волевую и мотивационную сферы личности, любознательность обучающихся;
  • формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни и адаптации в современном информационном обществе;
  • формировать у обучающихся трудовые умения и навыки; воспитывать таких качества, как трудолюбие и аккуратность; дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и доводить ее до конца.

 Коррекционные задачи программы:

  • осуществлять психологическую коррекцию произвольного внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образной и словесно-логической форм мышления, которые составляют основу для формирования и развития навыков чтения и письма;
  • обеспечивать единство обучения, развития и коррекции нарушений ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • проводить работу с текстами учебника, чтобы лучше овладеть языком предмета.
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • формирование навыка понимания обращенной иноязычной речи;
  • развитие познавательной деятельности, своеобразие которой обусловлено несовершенством познавательных психических процессов и незрелостью эмоционально-волевой сферы;
  • коррекция специфических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействии с собеседником у детей с ЗПР;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • развитие английской речи в связи с организованной предметно-практической деятельностью;
  • развитие способности вести целенаправленную учебную деятельность.

Коррекционно-развивающий блок

Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса

Цели обучения состоят в следующем:

-Обеспечить достижения учащимися государственных стандартов во владении английским языком.

-Создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностям здоровья основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

-Определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;

-Адаптировать образовательный процесс в соответствии с особенностями развития таких обучающихся.

-Обеспечить коррекцию психологического развития и эмоционально – волевой сферы.

-Активизировать познавательную деятельность, развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся с ЗПР.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях: в процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием.

Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а так же совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Целесообразно несколько изменить объём лексического материала. Следует исключить малоупотребительную лексику, расширять словарный запас на основе интернациональных слов. С целью тренировки и лучшего запоминания следует использовать разнообразные лексические игры и большое количество иллюстративного материала. Для подкрепления восприятия устной речи зрительными и моторными опорами рекомендуется обучение ведению словарных тетрадей.

Тексты для чтения следует подбирать, учитывая степень сложности их понимания с точки зрения изученного языкового материала или содержащие единичные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по сходству с родным языком, по контексту или раскрыть их значение с помощью словаря. В некоторых случаях следует уделить внимание снятию языковых трудностей посредством предварительного пояснения, комментирования некоторых незнакомых реалий.

При обучении диалогической речи необходимо использовать доступные для понимания обиходные ситуации, представляемые для учащихся практическую значимость.

Обучение монологической речи следует осуществлять на знакомом материале с использованием логико-смысловых схем. Развитие всех этих функций средствами иностранного языка имеет огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

1.Соблюдение интересов ребенка.

2.Системность.

3.Непрерывность.

4.Вариативность.

5.Рекомендательный характер оказания помощи.

Коррекционно- развивающая работа включает:

-выбор оптимальных для развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса,

-развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Формы работы для детей с ЗПР:

  • индивидуальная
  • групповая
  • по образцу
  • по алгоритму

Данная рабочая программа строится на основе следующих подходов в обучении иностранным языкам:

-личностно-ориентированный,

-деятельностный,

-коммуникативно-когнитивный,

-социокультурный.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом иностранный язык входит в образовательную область «Филология» и на его изучение выделяется:507 учебных часов (3 часа в неделю) в основной школе на базовом уровне.

5класс-102часа(3 часа в неделю)

6класс-102часа(3 часа в неделю)

7класс-102часа(3 часа в неделю)

8класс-102часа(3 часа в неделю)

9класс-99часов(3 часа в неделю)

Общая характеристика учебного предмета

Федеральный компонент образовательного стандарта построен с учетом особенностей иностранного языка как учебного предмета, в число которых входят:

  • межпредметность (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
  • многоуровненость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
  • полифункциональность (иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знания).

Таким образом, воспитательный и развивающий потенциал стандарта реализуется:

  • в целенаправленной постановке задач воспитания и развития личности ученика средствами иностранного языка, его интеллектуальных и когнитивных способностей, нравственных качеств;
  • в социокультурной/культуроведческой направленности предметного содержания речи, в нацеленности содержания на развитие позитивных ценностных ориентаций, чувств и эмоций, на развитие творческих способностей и реализацию личностного потенциала ученика;
  • в выделении учебно-познавательной и компенсаторной компетенций в качестве обязательных компонентов целей и содержания образования, в нацеленности на непрерывность языкового образования, в ориентации на развитие рефлексии, потребности в самообразовании.

Характеристика второй ступени обучения (5-9 классы)

Обучение английскому языку по курсу "Enjoy English" в основной школе обеспечивает преемственность с начальной школой, развитие и совершенствование сформированной к этому времени коммуникативной компетенции на английском языке в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций.

Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной.

Расширяется спектр социокультурных знаний и умений учащихся 5-9 классов с учетом их интересов и возрастных психологических особенностей на разных этапах основной школы (5-7 и 8-9 классы). Целенаправленно формируются умения представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.

Продолжается развитие умений школьников компенсировать недостаток знаний и умений в английском языке, используя в процессе общения такие приемы, как языковая догадка, переспрос, перифраз, жесты, мимика и др.

Расширяется спектр общеучебных и специальных учебных умений, таких, как умение пользоваться справочником учебника, двуязычным словарем, толковым англо-английским словарем, интернетом, мобильным телефоном, электронной почтой.

В контексте формирования системы личностных отношений, способности к самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих на второй ступени, авторами УМК ставится задача акцентировать внимание учащихся на стремлении к взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли английского языка как универсального средства межличностного и межкультурного общения практически в любой точке земного шара; на формирование положительного отношения к английскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании важности изучения английского и других иностранных языков в современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализацией социальной адаптации.

Продолжается накопление лингвистических знаний, позволяющих не только умело пользоваться английским языком, но и осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления английского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях стран, говорящих на английском языке, представлений о достижениях культуры своего и англоговорящих народов в развитии общечеловеческой культуры.

Учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности в процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как проектная деятельность в индивидуальном режиме и сотрудничестве. Некоторые проекты носят межпредметный характер (например, обществоведение / география / история).

В 5-9 классах круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в зависимости от социальной среды, индивидуальных интересов и склонностей. Причем это разделение становится с возрастом все более ощутимым. К 8-9 классам большинство учащихся проявляют интерес к самостоятельной поисковой и творческой деятельности, демонстрируют способность к анализу и обобщению накапливаемых знаний, проявляют избирательный интерес к некоторым областям знаний.

Планируемые результаты освоения предмета

В соответствии с требования Стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.

Личностные результаты

• формирование мотивации изучения английского языка и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• развитие таких качеств, как целеустремленность, креативность, трудолюбие, дисциплинированность;

• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.


Метапредметные результаты

• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации в ходе проведения игр-исследований;

• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные;

осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

Содержание образования в 5-7 классах

1.Речевая компетенция

Предметное содержание устной и письменной речи

Предметное содержание устной и письменной речи, предлагаемое в авторской программе, полностью включает темы, предусмотренные стандартом по иностранным языкам. Ряд тем рассматривается более подробно.

Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально- культурной сфер общения в рамках следующей тематики:

Я, моя семья, мои друзья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Взаимоотношения в семье. Семейные праздники. Дом. Помощь по дому. Покупки. Еда. Моя одежда. Молодежная мода. Здоровый образ жизни: посещение врача, спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек. Характер и увлечения друзей. Взаимоотношения с друзьями.

Мир моих увлечений. Любимые занятия и развлечения (спортивные занятия, чтение, телевидение, участие в викторинах и конкурсах, компьютер, интернет). Животные на воле и в неволе. Путешествия.

Школьное образование. Школьная жизнь: взаимоотношения между учителями и учениками, между учащимися, правила поведения в школе, наказания, школьная форма. Учебные предметы и отношение к ним. Школьная жизнь зарубежных сверстников: типы школ, учебные предметы. Каникулы. Международные школьные обмены. Выбор профессии. Роль английского и русского языков в современном мире.

Мир вокруг меня. В городе и за городом. Ориентация в городе. Транспорт. Достопримечательности родного города. Средства коммуникации (телефон, компьютер). Будущее нашей планеты: техногенные катастрофы, научно-технический прогресс.

Страна / страны изучаемого языка и родная страна. Географические и природные условия, погода, население, столицы, денежные единицы, официальные языки в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и России. Достопримечательности Лондона и Москвы. Некоторые праздники и традиции. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру. Мои зарубежные сверстники (их увлечения, любимые писатели и книги / сказки).

Продуктивные речевые умения

Умения диалогической речи

При овладении диалогической речью в рамках обозначенной тематики, а также в связи с прочитанным или прослушанным школьники учатся вести следующие виды диалогов, используя необходимые речевые клише:

-диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения, принятые в англоговорящих странах; начинать, вести и заканчивать разговор по телефону; высказывать вежливую просьбу и реагировать на просьбу партнера; поддерживать диалог за столом (до, во время и после угощения); делать комплименты и реагировать на них; вежливо соглашаться или не соглашаться, используя краткий ответ; предупреждать об опасности; переспрашивать;

-диалог-расспрос: сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, и самостоятельно запрашивать информацию,

выражая при этом свое мнение и переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать / давать интервью;

-диалог побудительного характера: обратиться с просьбой, согласиться/отказаться выполнить просьбу; реагировать на предложение партнера сделать что-либо вместе согласием / несогласием, желанием / нежеланием); попросить о помощи и предложить свою помощь; дать совет и принять/не принять совет партнера;

-диалог-обмен мнениями: выслушать сообщение / мнение партнера, согласиться/не согласиться с ним, выразить свою точку зрения и обосновать ее; выразить сомнение, одобрение / неодобрение.

Умения монологической речи

При овладении монологической речью школьники учатся:

-описывать иллюстрацию;

-высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, вопросы, план;

-высказываться в связи с ситуацией общения, используя уточнение, аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;

-делать краткое сообщение на заданную тему на основе прочитанного/прослушанного, выражая свое мнение и отношение;

-передавать содержание прочитанного/прослушанного текста с опорой на ключевые слова/план и без опоры;

-давать характеристику героям прочитанного/прослушанного текста.

Умения письменной речи

-составлять вопросы к тексту и отвечать на них;

-заполнять формуляр, анкету, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, возраст, пол, гражданство, адрес);

-писать поздравление с Новым годом, Рождеством, с днем рождения и другими праздниками, выражая пожелания;

-писать личное письмо зарубежному другу/отвечать на письмо зарубежного друга, описывая события и свои впечатления, соблюдая нормы письменного этикета, принятого в англоговорящих странах;

-делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях.

Рецептивные речевые умения

Умения аудирования

При овладении аудированием школьники учатся:

-воспринимать на слух и понимать живую речь собеседника, а также тексты в видео и аудиозаписи с различной глубиной: пониманием основного содержания и извлечением необходимой информации. При этом учащиеся опираются на догадку и контекст, стараются игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания;

-воспринимать на слух и выделять необходимую/интересующую информацию в аутентичных прагматических текстах, например, объявлениях на вокзале / в аэропорту, в прогнозе погоды.

Умения чтения

При овладении чтением школьники учатся читать аутентичные тексты, содержание которых соответствует коммуникативно- познавательным потребностям и интересам учащихся 5-7 классов, и понимать их с различной глубиной: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с извлечением нужной / требуемой информации (просмотровое или поисковое чтение). Словарь используется по мере необходимости, независимо от вида чтения.

При овладении чтением школьники:

-совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения;

-учатся читать выразительно вслух небольшие тексты (объявления, сообщения, инсценируемые диалоги), содержащие только изученный языковой материал;

-учатся читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов: личные письма, странички из дневника, письма-приглашения, стихи, отрывки из художественной прозы, короткие рассказы, сказки, газетные статьи, информационно- рекламные тексты (объявления, вывески, меню, программы радио- и телепередач, файлы на дисплее компьютера, факсы, странички из путеводителя, странички из календаря, рецепты, инструкции и т. д.).

В ходе ознакомительного чтения школьники учатся:

-определять тему / основную мысль;

-выделять главные факты, опуская второстепенные;

-устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

-догадываться о значении отдельных слов (на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту);

-пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником, словарем;

В ходе изучающего чтения школьники учатся:

-читать несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т. д.);

-устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста;

-оценивать полученную из текста информацию, выражать свое мнение.

В ходе просмотрового / поискового чтения школьники учатся:

-выбирать необходимую/интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких

2.Социокультурная компетенция

К концу обучения в 7 классе школьники смогут:

-составить представление о роли английского языка в современном мире как средстве международного общения;

-познакомиться с социокультурным портретом англоговорящих стран (Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии) и родной страны: географические и природные условия, погода, население, столицы, денежные единицы (Великобритании, США, России), некоторые праздники (Christmas, New Year, Easter, St Valentine's Day, Mother's Day, Halloween), особенности школьного образования;

-познакомиться с культурным наследием англоговорящих стран и России: всемирно известными достопримечательностями (Westminster Abbey, Big Ben, the Houses of Parliament, the Tower of London, Trafalgar Square, Buckingham Palace, Tower Bridge, St Paul's Cathedral, MOMI (Museum of the Moving Image), MadameTussaud's, London's Parks and Gardens, London Zoo, Whipsnade Wild Animal's Park; the Kremlin, Red Square); с фактами из жизни и с биографиями известных людей в области литературы, живописи, кино (Daniel Defoe, Mark Twain, John R.R. Tolkien, Joseph Turner, Charlie Chaplin и др.); с фактами из жизни знаменитых ученых, изобретателей, политиков (Charles Darwin, Alexander Bell; Pavel Shilling; Abraham Lincoln, Sir Winston Churchill; Andrei Sakharov и др.);

-познакомиться с некоторыми образцами национального английского фольклора (стихами, сказками, детскими рассказами);

-научиться представлять свою страну на английском языке, сообщая сведения о ее национальных традициях, географических и природных условиях, известных ученых, писателях, спортсменах; оказать помощь зарубежным гостям, приехавшим в Россию (представиться, познакомить сродным городом / селом / районом и т. д.)/

Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции

К концу обучения в 7 классе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

-пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как группировка, сравнение, анализ, синтез;

-передавать количественные, пространственные        и временные представления изученными средствами английского языка;

-разыгрывать воображаемые ситуации / роли, пользуясь приемами образного мышления;

-работать в различных режимах: в индивидуальном, парном, групповом;

-осуществлять самоконтроль с помощью специального блока проверочных заданий учебника (Progress Check);

-работать самостоятельно, в том числе с аудио-, видеоматериалами и другими компонентами УМК;

-ориентироваться в учебнике с помощью         атласа         содержания учебника (расширенное оглавление) и специальных условных обозначений;

-пользоваться справочным материалом УМК (правилами, англо-русским словарем, лингвострановедческим справочником).

Языковая компетенция

Графика и орфография, произносительная сторона речи

Школьники учатся:

-применять правила чтения и орфографии на основе усвоенного на первой ступени и нового лексического материала, изучаемого в 5-7 классах.

-адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка; соблюдать ударение в слове и фразе; соблюдать правильную интонацию в повелительных, утвердительных, вопросительных (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы) и восклицательных предложениях.

Лексическая сторона речи

К концу обучения в 7 классе продуктивный лексический минимум составляет 900 лексических единиц, характеризующих отобранные предметы речи.

Данный минимум включает лексику, усвоенную на первой ступени, а также новые слова и речевые клише, новые значения известных учащимся многозначных слов (например, kind- добрый; разновидность).

Рецептивный лексический словарь учащихся, оканчивающих 7 класс, несколько превышает продуктивный лексический минимум.

Учащиеся должны овладеть следующими словообразовательными средствами для создания и расширения потенциального словаря:

а) аффиксацией:

  • суффиксами имен существительных: -ist, -ian, -ect, -er (-or), -tion / -sion, -merit, -ity, -ance / -ence, -ing;
  • префиксами и суффиксами имен прилагательных: un-, in-, im-, -non-, ir-, -al / -il, -able /-ible, -ous, -ful, -ly, -y, -ic, -(i)an, -ing;
  • префиксами и суффиксами глаголов: un-, re-, mis-, dis-, -ize (-ise), -en;
  • префиксом и суффиксом наречий: un-, -ly;

б) конверсией:

  • прилагательными, образованными от глаголов: to clean - a clean room;
  • прилагательными, образованными от существительных: cold-cold weather в словосложением типа:
  • прилагательное + существительное: blackboard;
  • прилагательное + прилагательное: well-known, good-looking.

Грамматическая сторона речи

Школьники учатся употреблять в речи:

-артикли: определенный и нулевой артикли с названиями планет, сторон света, океанов, морей, рек, каналов, горных цепей и вершин, государств, городов, улиц  и площадей; с названиями национальностей и языков; исторических достопримечательностей; с именами собственными;

-существительные в функции прилагательного (например, teenage fashion, art gallery);

-глаголы в действительном залоге в Present Continuous, Present Perfect; глаголы в пассивном залоге в Present, Past, Future Simple; эквиваленты модальных глаголов (have to, should); некоторые фразовые глаголы (например, take care of, look for); конструкцию to be going to для выражения будущего действия; конструкцию there is / there are в Past Simple;

-причастия I и II для образования Present Continuous Active и Present Perfect Active, Present / Past / Future Simple Passive;

-местоимения: притяжательные местоимения в абсолютной форме (mine, yours, hers, etc), возвратные местоимения (myself, yourself, etc), местоимения one/ones для замены ранее упомянутого существительного;

-наречия, образованные с помощью суффикса -ly; наречия, совпадающие по форме с прилагательными (fast, long, high); наречия hard/hardly, late/lately, high/highly, near/nearly; степени сравнения наречий, включая исключения; место наречия в предложении;

-числительные: большие количественные числительные (100-100,000,000), даты;

-союзы: or, if, that, because, since, unless, than, so; союзные слова: who, which, that, whose, what, where, how, why;

-междометия: Oh! Well!

-предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые в Passive Voice (by, with);

-простые распространенные предложения с несколькими обстоятельствами, следующие в определенном порядке: She met the boys in London last year.

-специальные вопросы с How (How long / far / high / many / much / old / ...?): How safe is travelling by boat this time of the year?

-альтернативные вопросы: Do you go to school by bus or by underground?

-разделительные вопросы с глаголами в Present, Past, Future Simple; Present Perfect; Present Continuous: She was nervous at the lesson, wasn't she? They have never been to the USA, have they?

-восклицательные предложения для выражения        эмоций: What a nice girl! How wonderful!

-некоторые формы безличных предложений: It usually takes me half an hour to get to school. The film is worth seeing.

-сложноподчиненные предложения с придаточными:

  • определительными союзными словами who / that / which: Have you seen the boy who I that won the competition? This is the computer which / that I'd like to have.
  • дополнительными с союзом that: I believe that we'll find the way out.
  • Реального условия с союзом if (Conditional I): If the weather is fine, we'll go for a walk without pets.
  • причины с союзом because: I learn English because I want to study abroad.

-глагольные конструкции типа:

verb + doing smth( enjoy, like, love, hate, mind, stop, finish, give up + doing smth): Her little daughters enjoy dancing. Stop talking

Be / look / feel + adverb / adjective Why do you look so tired? I think Oliver is upset because he can't get along with his mum.

Учащиеся должны распознавать по формальным признакам и понимать значение:

-слов, словосочетаний с формами на –ing без различения их функций (герундий, причастие настоящего времени, отглагольное существительное)

-эквивалента модального глагола саn-to be able to;

-конструкции типа verb + object + infinitive (want, wish, expect + smb + to do smth): They expect Alice to answer five questions. Do you want us to take part in the competition?

-предложений типа:

The little girl seems to be a wonderful dancer.

-условных предложений нереального характера (Conditional II): If I were a teacher, I wouldn't allow my students to call each other names.

Формы и средства контроля

Текущий контроль проводится, по преимуществу, на уровне речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических, орфографических, техники чтения). Количество и содержание таких контрольных работ определяется учителем самостоятельно.

Формы промежуточного контроля: лексические диктанты, лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы, контроль монологической и диалогической речи в форме индивидуально-групповых занятий, проектная деятельность, устный опрос.

Формы итогового контроля: контрольные работы по окончании изучения каждого раздела, итоговая контрольная работа по окончании учебного года по всем видам речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо).

Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

Количество

контрольных работ

1.

Привет! Рады видеть вас снова!

28

1

2.

Мы собираемся путешествовать в Лондон

18

1

3.

Лица Лондона

29

1

4.

Узнаем больше друг о друге.

27

1

Всего:

102 из них :

4

Содержание программы.

  1. Привет! Рад видеть тебя снова - 28 часов

Разговор о первом дне в школе

Расписание уроков. Глаголы группы Simple. Разговор о каникулах. Оборот There is/ are. Глаголы to speak, to say, to tell. Разговор о первом дне в школе. Лексика по теме «День школьника». Модальные глаголы can, could, may.

Разговор о летних каникулах

Письмо о каникулах. Past Simple. Учимся употреблять местоимения much, many. Диалог о лете. Рассказ о каникулах. Визит в Россию. Степени сравнения прилагательных. Добро пожаловать в наш город! Предлоги.

Разговор о школьных кружках

Наш школьный кружок. Словообразование: -er, -ist, -man. Рассказ о своем кружке. Разделительные вопросы. День самоуправления. День самоуправления в школе. Школьные правила.

Что ты знаешь о Британских школах?

Рассказ о себе. Веб-сайт Лондонской школы. Школьные друзья. Plural nouns. Контроль домашнего чтения. Проект «Мои каникулы».

Мы собираемся путешествовать в Лондон - 18 часов

Добро пожаловать в школу Лондона!

Какие новости? Визит в Британию. Словообразование: -tion. Модальный глагол shall.

Что ты собираешься делать?

To be going to + неопределенная форма глагола. Чем заняться вечером? Что подарить английским друзьям? Британский этикет.

Создаем школьный альбом для Британских друзей.

Настоящее длительное время. Что ты собираешься делать? Повторение: настоящее простое или настоящее длительное время? Альбом о нашем классе.

Что ты будешь делать на зимних каникулах?

Зимние праздники в Британии. Письмо о зимних каникулах. Новый год в нашем городе. Контроль домашнего чтения. Проект «Празднование Нового года».

3. Лица Лондона - 29 часов

Какие достопримечательности ты бы хотел увидеть?

Что ты хотел бы посмотреть в Лондоне? Соединенное Королевство. Артикли с географическими названиями. Читаем о городах России. Глаголы в настоящем длительном времени. В Лондонском зоопарке.

Открываем интересные места

Достопримечательности Лондона. Артикль с названиями исторических учреждений и сооружений. Чем заняться туристам? Фразовый глагол to take. Письмо из Лондона. Как пройти по городу? Трафальгарская площадь. Где ты побывал? (I’ve been to…). Музеи Лондона.

Ты когда -нибудь гулял в Лондонских парках?

Где были туристы? Правильные и неправильные глаголы. Причастие 1 и причастие 2. Прогулка в парк. Настоящее совершенное время. Парки Лондона.

Я бы хотел пригласить тебя на вечер

Как ты помогаешь дома?День рождения. Английские блюда. Как ты помогаешь дома?

Говорим об известных людях.

Даниэль Дефо. Моя любимая книга. Знаменитые британцы. Контроль домашнего чтения. Проект «Добро пожаловать в наш город!».

4. Узнаем больше друг о друге – 27 часов

Как уживаться в семье

Можно задать вопрос? Письмо родителям. Знакомимся с английской семьей. Семейные традиции. Рассказываем о своей семье. Приставки un-, im-, in-, non-.

У нас одинаковые хобби?

У тебя есть домашние животные? Детективная история. У нас одинаковые хобби? Лексика по теме «Хобби». Странное увлечение. Специальные вопросы. Рассказываем о своем хобби. Present Simple or Present Continuous.

Кем ты собираешься стать?

Лексика по теме «Профессии». Профессии и черты характера. Лексика по теме «Черты характера». Кем работают наши родители? Идеальная работа. Контроль домашнего чтения. Проект «Давайте разыграем истории»

Специальные условия  реализации дисциплины «Иностранный язык»

Организация специальных условий предполагает создание комфортной образовательной среды с учетом потребностей и индивидуальных особенностей детей с ЗПР, обеспечивающей усвоение программы дисциплины «Иностранный язык».

В целях реализации вариативного и дифференцированного подходов к обучающимся необходима четкая организация этапов урока и форм взаимодействия обучающихся (индивидуальной, групповой, в парах). Использование указанных форм работы на каждом уроке обеспечивает большую эффективность усвоения материла.

Необходимо использование в процессе обучения современных образовательных технологий и технических средств, в том числе средств ИКТ, использование интерактивной доски в целях обеспечения возможности разработки дидактических материалов, применения инструментов соответствующего программного обеспечения для многократного предъявления языковых средств в наглядной форме, их последующей более эффективной отработки и автоматизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (адаптированная) индивидуального обучения по предмету английский язык для обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая программа (адаптированная) индивидуального обучения по предмету английский язык для обучающихся с задержкой психического развития...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Английский язык» для обучающихся с задержкой психического развития

Программа разработана на основе адаптированной образовательной  программы  МБОУ СОШ№ 7 для детей с ЗПР  (вариант 7.1)  и авторской программы  (Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Английский язык» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Программа разработана на основе адаптированной образовательной  программы МБОУ СОШ № 7 для детей с ЗПР (вариант 7.2)и авторской программы  (Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. Пр...

Адаптированные рабочие программы по всем предметам для обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная п...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по английскому языку для детей с задержкой психического развития 3-4 классы

Адаптированная основная общеобразовательная программа по английскому языку для детей с задержкой психического развития 3-4 классы...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике (по учебнику Мерзляк А.Г.) 5-6 класс

Данная программа по математике составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований Федерального гос...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...