КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку

Начало 21 века со всей вероятностью показывает, что процессы формирования новой информационной среды задают совершенно новый уровень требований к подготовке специалистов, к развитию у них подлинной конкурентоспособности на отечественном и мировом рынке труда. Перед системой образования встали следующие проблемы: сохранение ориентации на информационно-знаниевую модель и недостаточная личностная направленность образовательного процесса. Поэтому назрела необходимость в обновлении процесса образования. В настоящее время нужно наделить учащегося теми знаниям, которые будут актуальны, и он сможет воспользоваться ими через несколько лет. Этой задаче отвечает компетентностно-ориентированный подход в образовании, т.е. образование, основанное на компетенциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod_na_uroke_angliyskogo_yazyka.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Начало 21 века со всей вероятностью показывает, что процессы формирования новой информационной среды задают совершенно новый уровень требований к подготовке специалистов, к развитию у них подлинной конкурентоспособности на отечественном и мировом рынке труда. Перед системой образования встали следующие проблемы: сохранение ориентации на информационно-знаниевую модель и недостаточная личностная направленность образовательного процесса. Поэтому назрела необходимость в обновлении процесса образования. В настоящее время нужно наделить учащегося теми знаниям, которые будут актуальны, и он сможет воспользоваться ими через несколько лет. Этой задаче отвечает компетентностно-ориентированный подход в образовании, т.е. образование, основанное на компетенциях.

Основная идея компетентностного подхода заключается в получении образования, результаты которого будут признаваться значимыми за пределами системы образования. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. Применительно к изучению английского языка можно выделить следующие виды компетенций (согласно классификации Хуторского А.В.):

Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

На практике данную компетенцию мы развиваем при изучении всех разделов программы независимо от класса, предлагая учащимся ответить на проблемные вопросы. Например, по теме «Дружба» можно предложить следующие вопросы: Каким ты представляешь настоящего друга? «Друзья занимают много времени» - гласит английская пословица. Ты согласен с ней? У тебя есть проблемы с друзьями? По теме «Семья» можно предложить следующие вопросы: Что особенного в твоей семье? Ты счастлив в семье? Что для тебя значит счастливая семья? О чем рассказал мне семейный альбом? Для чего нужна семья? Проблема «отцов и детей». Она актуальна в наши дни? Что для тебя есть семейное счастье? Проблема разводов. Как ты относишься к брачному контракту? Нужен ли брачный контракт? В каком возрасте лучше выходить замуж/жениться?

Общекультурная компетенция – это круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Например, изучая тему «Национальные стереотипы», учащийся изучает не только стереотипы стран изучаемого языка, но и рассказывает о стереотипах в своей стране, ищет общие и отличительные черты. Также хорошим примером является изучение темы «Правила этикета», где учащиеся учатся себя правильно вести за столом и в общественных местах.

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащиеся овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добывают знания непосредственно из реальности, овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Ярким примером развития данной компетенции является использование метода проектов в учебной деятельности.

Информационная компетенция развивается при использование информационно-коммуникативных технологий на уроке. При помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учиться искать и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Для развития данной компетенции рекомендуется вовлекать учащихся в ролевые игры на уроке английского языка. Социально-трудовая компетенция - означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Социально-трудовая компетенция имеет тесную связь с коммуникативной. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ – ролевая игра. Учащиеся учатся вести диалог, выбирая различные общественные роли. Например, по теме “Узнаём больше о Лондоне” в 7 классе, обучающиеся играют роли полицейского, прохожего, иностранца, жителя Лондона, экскурсовода и т.д. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Объектом в сфере данной компетенции выступает сам учащийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, за- бота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Хорошим способом развития данной компетенции является организация дебатов. Например, по теме «Школьная форма: за и против». Таким образом, при изменении требований к подготовке специалистов, ориентировании образования на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов актуальным является вопрос об использовании компетентностного подхода в обучении английскому языку. По- этому компетентностный подход необходимо применять как в масштабе всего образовательного процесса, так и в методике обучения отдельным предметам.

 Вклад предмета «английский язык» в формирование личностных компетентностей учащихся велик, т.к. «английский язык» выходит за рамки только учебного предмета и становится инструментом формирования специалиста новой формации, готового к самообразованию, творчеству и способного постичь культурное наследие страны изучаемого языка, соотнести его с родной культурой и ее местом в мировом историческом контексте.  

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1 Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт.-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2011

2 Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm, 2005

3 Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личност- но-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003 - № 2  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Методические рекомендации и конспект урока...

Компетентностный подход в преподавании английского языка

В данной статье рассказывается о том, как компетентностный подход реализуется на практике....

презентация "Компетентностный подход в обучении английскому языку"

Сегодня нет ничего туманнее термина «компетенции» и «компетентностный подход». В действительности же, компетенции – это области наглядно – демонстративной успешной деятельности. То, что ученик может у...

Реализация компетентностного подхода на уроках английского языка

Под компетентностью следует понимать уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции, в то время как компетенция &nda...

Реализация идей компетентностного и системно-деятельностного подходов на уроке английского языка

Современная жизнь формирует новую систему ценностей. В центре её личность, способная к гибкой смене способов жизнедеятельности на основе коммуникации и принципа социальной ответственности. Основы стру...