Реализация компетентностного подхода на уроках английского языка
статья

Привалова Елена Анатольевна

Под компетентностью следует понимать уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции, в то время как компетенция – это особый результат образования, выражающий готовность к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости. Это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Реализация компетентностного подхода на уроках английского языка

Актуальность  компетентностного подхода несомненна и своевременна. Школа и жизнь должны следовать своими курсами, не теряя связи между собой. Человек, окончивший школу или высшее учебное заведение должен являться носителем способностей, мотиваций, знаний, умений и готовностей к выполнению определённых трудовых функций. Важно не просто уметь что-то делать, но необходимо хотеть делать и быть готовым делать. Эти цели должны быть положены в основу принципиально нового образовательного подхода – компетентностного, ведущего к развитию таких личностных и профессиональных компетенций как когнитивные компетенции (знания), деятельностные компетенции (умения), самостоятельность и ответственность, умение учиться, коммуникативная и социальная компетенция, профессиональная компетенция. На развитие этих качеств и должна быть направлена работа в сфере образования и, конечно же, в среднеобразовательной школе.

    Под компетентностью следует понимать уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции, в то время как компетенция – это особый результат образования, выражающий готовность к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости. Это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Ключевыми компетенциями являются универсальные компетенции, применимые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника. Следовательно, ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества, так как эти компетенции являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе, все они представляют собой способы социальной деятельности.

     Ключевых компетенций достаточно много, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций: информационная компетенция – готовность к работе с информацией, коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, которая проявляется в  умении самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы, проблемная компетенция – готовность к решению проблем.

 Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Суммируя, всё это можно представить как

Компетенция = знание + опыт + использование внутренних и    внешних ресурсов + готовность к действию

     К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по английскому языку, относятся:

  • - обращение к прошлому или только-то сформированному опыту учащихся
  • - открытое обсуждение новых знаний
  • - решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста.
  • - дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций.
  • - игровая деятельность.

-  проектная деятельность: исследовательские, творческие проекты и мини-проекты, практические работы, имеющие жизненный контекст.

        Реализовать компетентностный подход не одинаково легко при изучении разных школьных предметов. Среди более компетентностных учебных предметов можно выделить такие как обществознание, экономика, экология, информатика, русский язык (развитие речи), ОБЖ, и конечно, иностранный язык. Возможность реализации компетентностного подхода  на таких уроках очень высокая, так как основу их содержания составляют формы практической деятельности человека, т.е. преобладает деятельностное содержание.Приведенный ниже элемент урока дает представление о том, как выбор формы работы, а также правильная постановка задачи на уроке помогут учащимся выработать умения найти необходимую информацию, применить свои знания, умения и опыт для реализации поставленных перед ними задач.

Пример : Фрагмент урока по теме «Праздники»; УМК “Rising Star”

                                                                                             10 класс

Шаг 1

На доске слова  gift, heart, roses, angels, martyr, chocolate hearts ,bishop

What do you think we are going to speak about?

Are you going to organize St. Valentine’ s Day in

your school?

Which of the words are the symbols of the holiday?

What do you know about this holiday?

Шаг 2

Упр.1 – Определить верны или не верны утверждения.

( I think it is true/false)

Упр.2 – прослушать и проверить свои ответы.

Обработка информации – информативная компетенция

Шаг 3

Упр.3 – Ученики просматривают вопросы

Шаг 4

Упр5. Обсудить внутри группы детали предстоящего праздника.

Ученики работают в группах по 3-4  кооперативная компетенция;

Обработка информации – информативная компетенция.

Шаг 5

Группы обмениваются идеями, используя фразы из Useful Language. Выберите лучшие варианты.

Презентация и анализ информации, соблюдение речевых норм  языка, коллективное подведение итогов и оценивание.

При выставлении отметки за данный вид работы, преподаватель принимает во внимание:

  • базовые знания и умения по теме «Праздники» такие как лексика, произношение, правильное употребление грамматики в процессе устной речи;
  • навыки аудирования;
  • навыки группового целеполагания;
  • соблюдение речевых норм в процессе представления информации;
  • умение объективно оценить свою работу и работу группы в целом;
  • умение объективно оценить степень достижения цели.

Возможность реализации компетентностного подхода на уроках английского языка особенно высока т.к. основу содержания данного предмета составляют формы практической деятельности человека.

        Сложностей, с которыми может столкнуться педагог, применяющий компетентностный подход на своих уроках очень много. Такие масштабные формы работы как групповые проекты, научные исследования требуют выделения специальных уроков, чтобы на практике тренировать у учащихся основы самоорганизации, работы в группах, работы с информацией, совместную презентацию своих работ. Формирование компетенций, в отличие от передачи знаний, процесс более длительный и результаты могут проявиться не сразу и это обстоятельство должно приниматься во внимание не только администрацией школы, но и родителями учеников. При подготовке к уроку приходится использовать многие учебные пособия и справочники, другие учебники, что создаёт дополнительные трудности и затраты времени. Но преодоление этих сложностей приведёт к тому, что мы сможем сформировать личность грамотную и компетентную, способную к саморазвитию, способную занять  достойное место в современном обществе.

Список литературы

  1. Бермус А.Г.   Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании  / на сайте http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.html

  1. Зимняя И.А.    Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня.-2003 № 5

  1. Лебедев О.Е.   Компетентностный подход в образовании.// Школьные технологии. – 2004 - № 5

  1. Петровская Л.А.       Проект  «Ключевые компетенции как результат образования» / СИПКРО // на сайте: http:// medianet.yartel.ru

  1. Сергеев И.С. Блинов В.И.  Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО  Использование ИКТ на уроках родного языка.  24.01.14 г....

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данная работа посвящена реализации компетентостного подхода в преподавании английского языка.Описаны различные формы и методы компетентостного подхода....

" Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка в МОУ СОШ №32"

Выступление на педагогическом совете с анализом работы по реализации компетентностного подхода в преподавании английского языка в школе....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...

Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка

Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка"...

Доклад на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО"

Доклад на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО"...