Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов»
статья по английскому языку (5 класс)

Конфектова Юлия Николаевна

Обучение стратегиям смыслового чтения

и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение стратегиям смыслового чтения

и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов»

 Особенности формирования познавательных УУД у школьников.

         Познавательные УУД формируются в процессе всего обучения в школе, и на каждом этапе для него характерны свои психологические особенности. Внимание является обязательным условием успешной работы школьников. Характерная особенность – слабость произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание, направленное на все неожиданное, яркое, наглядное. Однако школьники, особенно младшие, весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал. Восприятие – психический процесс непосредственного познания окружающего мира. В начале обучения отличается особенностями:

  • малая дифференцированность (связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии);
  • слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии (часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное при этом не воспринимается);
  • связь с действиями, с практической деятельностью ребенка;
  • ярко выраженная эмоциональность: в первую очередь воспринимается то, что вызывает у детей непосредственную эмоциональную реакцию.

         У школьников память может быть слуховой, зрительной, комбинированной. В литературе по психологии памяти отмечается значительная роль наглядных и словесных опор как приема запоминания.  При запоминании очень огромна роль наглядных опор. Это важно, поскольку у обучающихся преобладает непроизвольный вид памяти, поэтому запоминание должно быть чем-то мотивировано. Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление школьника. Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, то интенсивное развитие интеллекта происходит и далее.    Выполняя задания, устанавливая связи и отношения между предметами, дети использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную, словесно-логическую. Наиболее часто ребенком используется образное мышление, когда он оперирует уже не самими предметами, а их образами.  Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

          Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны.

           Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

           Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их.

               Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными. Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

        Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Таким образом, можно сделать вывод, что, лишь учитывая все вышеперечисленные психические особенности школьников, использование приемов смыслового чтения для формирования познавательных УУД будет эффективным.

Портрет "читающего человека" различные виды текстов. Классификация текстов по типам

       Требования к текстам, воспитывающим грамотного читателя:

  • прагматический подход к тексту
  • использование текста для целей, отличных от обучения чтению:
  • инструкция (задание),
  • сообщение информации, нужной для решения задач,
  • запоминание,
  • кодификация правила, права,

         

           Существует определенная классификация текстов по типу: Описание - рассказывают об объектах с субъективной точки зрения. Технические описания стремятся к объективному взгляду на объект, часто прибегают к несплошной форме текста - диаграммам, иллюстрациям. Например: карта, каталог, расписание движения поездов. Повествование - художественные повествовательные тексты, которые представляют собой субъективный рассказ о событиях. Отчеты стремятся к объективному взгляду на события, которые могут быть проверены другими наблюдателями. Журналистские новости сообщают о событиях и их участниках так, чтобы дать возможность читателю сформировать собственную точку зрения. Рассуждение - тексты, направленные преимущественно на убеждение читателя, аргументированно разъясняющие читателю мнение автора. Отзыв - это рассуждение о том, как идеи одного автора соотносятся с идеями другого автора. Научное рассуждение - такая форма описания связей между утверждениями, при такой форме читатель получает возможность реконструировать логику автора для того, чтобы самостоятельно установить истинность или ложность авторских утверждений и их связей. Толкование - тип текста, который дает законченную характеристику какого- либо понятия. Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. Определение - объясняет связь термина или названия с другими понятиями. Объяснение - раскрывает эту связь в развернутой, аналитической форме. Резюме - синтетическое толкование, призванное выразить содержание текста в сжатом виде.  Протокол - краткое выражение содержания презентации или собрания. Комментарий к тексту - аналитико-синтетическая форма толкования значений текста - как художественного, так и любого другого. Инструкция - тип текста, который содержит указания к действию и отвечает на вопрос "что делать?"Это могут быть кулинарные рецепты, диаграммы, инструкции, руководства к алгоритму. Переговорный текст - направлен на организацию взаимодействия для достижения общей цели. Например, переписка по поводу встречи - деловой или частной (электронная переписка, письма, телефонные звонки).

Тестирование

Начиная обучение стратегиям чтения, предлагаю детям тест на оценку сформированности навыков чтения, который изучает сформированность  навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Для наблюдения за качеством чтения своих учащихся использую анкету « Как вы читаете?"

1) Всегда ли, начиная чтение, вы имеете какую-либо цель?

 2) Удаётся ли сосредоточиться на тексте?

 3) Как вы понимаете структуру читаемого текста?

 4) Как вы усваиваете смысл прочитанного?

 5)Возвращаетесь ли вы взглядом к прочитанному?

 6) Меняете ли скорость чтения?

 7) Водите ли по строке пальцем, карандашом или следите за строчками движением головы?

 8) Как двигаются ваши глаза при чтении?

 9) Проговариваете ли вы вслух, что читаете?

 10) Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

Общая характеристика приемов смыслового чтения

Понятие "прием", "смысловое чтение".

          Одним из способов формирования познавательных УУД у школьников могут выступать приемы смыслового чтения. Но прежде, чем говорить о приемах, рассмотрим понятие смысловое чтение. Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость смыслового чтения в образовательном процессе. Понятие смысловое чтение и сознательное чтение очень близки и их объединяют следующие сходства:

  • восприятие и понимание текста разных жанров;
  • осмысление цели чтения;
  • извлечение необходимой информации из текста.

Задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательной ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы. Именно поэтому ФГОС ООО включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента"овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров".

Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом не нужно забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской.

Что же такое смысловое чтение?  Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смысла текста. В концепции универсальных учебных действий (А. Асмолов, Г. Бурменская, И. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

  • с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
  • с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • с определением основной и второстепенной информации;
  • с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное "вчитывание" и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Смысл – то есть с мыслью, говоря упрощенно: определяя, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию. Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат. Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения.

  В ходе овладения приёмами смыслового чтения учащийся воспринимает текстовую информацию," вникает" в её смысл, интерпретирует её и создаёт собственное суждение. Эффективное чтение происходит в том случае, если читающий умеет выбирать и пользоваться "правильными" приёмами смыслового чтения, т.е. его стратегиями.

Для смыслового понимания  и выбора стратегии недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Текст - это не только слова, но и изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

      -в познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря

Стратегии чтения.

Термин "стратегии чтения" родился на заре психолингвистики, и его появление связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса [29,40 и др.]. Для чтения, понимаемого К. Гудманом как психолингвистическая "Угадай-ка", необходимы психологические организационные модели, паттерны. Читатель извлекает зрительную информацию из письменной речи, звуковую — из устной, а информацию о звукобуквенных отношениях — из опыта связи устной и письменной речи.

Затем ему нужны знания о грамматическом строе языка и о том, как создать смыслы на основе письменной речи. Путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией. Представим себе чтение как коммуникативную игру. Как в любой игре, читатели должны знать правила и владеть определёнными навыками и умениями.

В чтении — это навыки техники чтения (звукобуквенные отношения, слоговое чтение, скорость, плавность, выразительность, коммуникативность и др.); умение видеть структуру текста (заголовок, абзацы, выделенные слова и т.д.); считывать графическую информацию (иллюстрации, графики, таблицы и т.д.); умение читать по-разному, т.е. владеть различными видами чтения (поисковое, просмотровое, изучающее, с общим охватом содержания) и др.

Помимо этого, для достижения успеха в чтении, как в игре, необходимо рассмотреть конкретную ситуацию. Например, при создании устного или письменного текста автор хочет, чтобы мы ему поверили. Поэтому он ищет средства убеждения, доказывающие, что в чём-то он похож, а в чём-то отличается от читателя. В одном случае он приводит факты, подтверждает свои мысли статистикой, в другом — сообщает мнение экспертов. Это его стратегия!

Стратегия читателя — увидеть замысел писателя, отнестись к нему критически и, пользуясь стратегиями раскрытия смысла текста и выявления позиции автора, либо принять его, либо отвергнуть.

Основополагающим для всех последующих работ стало самое общее определение Дж. Брунера: "Стратегия — это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей в том смысле, что он должен привести к определённым результатам". Дж.   рассматривал отношения между информацией и познанием. Он определил основное условие отнесения действия к стратегии — наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала.

Стратегия может включать ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является положение о том, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст при работе в определённом учебном контексте.

Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определённым набором стратегий. Выбор, в первую очередь, определяется читательским видением цели своего чтения, знаниями и опытом в области содержания текста и умениями, опытом использования различных стратегий. Иногда читатель испробует несколько стратегий, прежде чем поймёт, каким образом ему удобнее и результативнее работать с текстом определённого типа, вида, фрейма.

Последующий материал будет представлять практику использования стратегий чтения на определённых текстах.

Стратегии чтения довольно разнообразны. В своей практике активно использую следующие стратегии:

Стратегия «Экран чтения", который представляет одну из методик регистрации прочитанного.

Стратегия "Экран чтения" представляет собой одну из методик регистрации прочитанного. Это — большой плакат (постер), содержащий имена членов читательской группы, где отмечаются названия прочитанных ими книг.

Внизу плаката даются условные обозначения: жанр книги и мнение читателя. Например,: П (приключения), Пут. (путешествия), Л (любовь), В (война), Т (терроризм) и т.п. Мнения: очень понравилась / не очень / не понравилась. Можно писать первые буквы, можно придумать значки или баллы. На таком экране видно, сколько книг прочитал каждый, кто самый активный читатель, какие книги наиболее популярны.

Стратегия "Читательская конференция".

Цель этой стратегии — презентация книги. Такая модель проводится на материале одной книги, которую прочитало большинство членов группы. Конференция готовится заранее. Один-два члена группы готовят доклад по книге, другие два — рецензию на неё.

Название книги (текста)         __________________

Имя (автор)        __________________

Выходные данные книги__________________________________________

Основная тема (о чём) ___________________________________________

Основная идея книги (что хотел сказать автор) _______________________

Краткое содержание _____________________________________________

Наиболее интересные эпизоды, детали______________________________

Несколько слов о героях, персонажах произведения __________________

Мнение о книге (почему она понравилась / не понравилась) ____________

 Этот вид стратегии эффективен на уроках внеклассного чтения.

Стратегия "Дискуссия" или "Дебаты".

Дискуссия предполагает наличие нескольких (по меньшей мере, двух) точек зрения, в которых представлены аргументы «за» и «против» по поводу названной проблемы. Аргументы строятся на фактах, примерах, цифрах, мнениях экспертов. Причины и предпосылки указываются в начале обсуждения.

Очень сильной позицией может служить второй или третий аргумент, суммирующий аргументы против другой стороны. В заключение предполагается дать консенсусное решение, так как суть дискуссии — сближение позиций или нахождение общей точки зрения. Хорошо закончить дискуссию рекомендациями по решению проблемы. Приведём самый простой пример дискуссии.

"Нужно ли читать... (книгу)?"

Читатели разделились на две группы. Одной группе книга понравилась, другой — нет. Обсуждается вопрос о том, следует ли рекомендовать её для чтения учащимся ...класса.

Характеристика книги, автор.

Популярна. Её прочли               тысяч человек. Она переведена на ___ языков. Дети вернулись к досуговому чтению. Она была самым популярным подарком к Рождеству.

"За":

  • Книгу надо прочесть, так как, по мнению читателей нашей группы, она содержательна, очень интересна и в ней есть «урок».
  • Книга написана очень хорошим языком, в ней много описаний природы и новый для нас исторический и культурный фон.
  • Известна и позиция противников: они считают, что в ней много мистики.

"Против":        

  • В книге много мистики, бесовщины, поэтому она вредна детям.
  • Да, её прочитали многие, но только потому, что детской литературы мало и у этой книги хорошая реклама.
  • Можно согласиться, что книгу прочитать стоит, раз уж она популярна, но только детям постарше, которые смогут оценить её критически.

Общее мнение: Читать. Рекомендовать для чтения, начиная с ______класса.

Дебаты – разновидность дискуссии. Имеет определённые правила.

Стратегии предтекстовой деятельности

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Их появление связано со сменой педагогических концепций по обучению чтению, внедрением в практику обучения теории деятельности. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание "Прочитайте текст", а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Предтекстовые стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

К наиболее распространённым стратегиям, по моему мнению, относятся:

  1. Мозговой штурм;
  2. Глоссарий;
  3. Ориентиры предвосхищения;
  4. Батарея вопросов;
  5. Предваряющие вопросы;
  6. Рассечение вопроса;
  7. Иллюстрации содержания и др.

Стратегия "Погружение".

Для создания ситуации порождения средства решения проблемы (и как механизм её складывания) нужно специально организовывать позиционную структуру деятельности и коллективного решения практической задачи.   В основе практического развертывания замысла погружения лежат определенные принципы, "вне реализации которых внешняя организационная форма игрового погружения не даст никакого результата".

1.Принцип деятельности. "Знание не дается в готовом виде"; в ходе решения задачи учащиеся в коллективной деятельности на основе самостоятельных пробных действий и обобщений открывают для себя (исследуют) существенные моменты объекта знания и строят общий способ решения задачи.

2. Принцип содержательности деятельности. Важно отчётливо понимать, что ни «творчество», ни "самостоятельная деятельность", ни «рефлексия», осуществляемые пусть даже на протяжении всех лет обучения, не помогут студентам сделать открытие, если учащимся не предложено специально сконструированное содержание деятельности.

3. Принцип рефлексии против "метода проб и ошибок". Освоение и усвоение содержания учащимися организуется на основе рефлексии.

4. Принцип тотальности и избыточности проблемной ситуации по отношению к участникам. Выход в "зону незнаемого" возможен только для всех участников. Принцип избыточности состоит в том, что в общем содержательном пространстве каждый из участников строит свое частичное видение и свою собственную траекторию продвижения.Коммуникация участников и организация общей рефлексии все время направлены на то, чтобы каждый удерживал в мышлении максимальную полноту развертываемого содержания.

5. Принцип игрового отношения участников к содержанию и друг другу, подразумевающий преодоление сложившихся социально-ролевых отношений "учитель - ученик".

Кроме того, логика погружения надпредметного характера предполагает:

1) анализ содержания термина (знакомство с описанием научного понятия, представленного в виде текста; выделение признаков объекта, обсуждение полученных результатов);

2) воспроизведение адаптированной под возраст схемы научного открытия (знакомство с ситуацией–проблемой и ее обсуждение; знакомство с теоретическим решением проблемной ситуации, самостоятельное проведение исследования);

3) самостоятельные наблюдения/опыты в отношении самостоятельно сформулированных познавательных вопросов, в том числе – проблемного характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов

Читать – это ещё ничего не значит;что читать и как понимать читаемое –вот в чём главное дело....

Методическая разработка "Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов".

Методическая разработка  по формированию навыков смыслового чтения  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего об...

Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»

Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся   Задачи:...