Приемы индивидуальной работы в обучении иностранному языку
методическая разработка по английскому языку

Айлерт Вероника Павловна

В условиях современного преподавания иностранных языков актуальной является проблема индивидуализации обучения. Она не является новой, однако до сих пор не раскрыты полностью все ее стороны, а также ее значение в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы индивидуальной работы в обучении иностранному языку

Индивидуальный подход в обучении иностранному языку предполагает, что он должен быть неотъемлемой частью обучения и направлен абсолютно на всех учащихся в классе, независимо от их успеваемости. Основная цель индивидуализации заключается в повышении мотивации учащихся к предмету, обеспечении наиболее продуктивной работы для каждого и недопущении пробелов в знаниях.

Так, Е.Н. Соловова отмечает, что сущность индивидуального подхода заключается в учете личностных резервов обучаемых. Исследователь подчеркивает, что одна и та же тема (к примеру, «Семья») может обсуждаться по-разному. В классе могут учиться дети из разных семей (полных, неполных), дети, трагически потерявшие своих родителей, сироты, воспитанники детских домов и т.п. Именно поэтому у каждого учащегося может быть свое отношение к обсуждаемой теме, в связи с этим учителю следует знать жизненные обстоятельства обучаемых и учитывать их при ответе на вопросы.  

Е.Н. Соловова также подчеркивает, что на каждом конкретном уроке индивидуализация обучения может проявляться по-разному, при этом предлагает следующие варианты:

  • при тематическом планировании необходимо отбирать такие темы, которые будут интересны именно для данного класса;
  • использовать задания, которые характеризуются высокой степенью проблемности, что позволит учащимся высказывать свою точку

зрения;  

  • учитывать жизненный опыт школьников, их интересы и

увлечения, которые они могут упоминать в дискуссии;

  • давать индивидуальные домашние задания, которые позволят учащимся проявить себя в наибольшей степени;
  • учитывать положение учащегося в группе, его самооценку;
  • принимать         в         учет         реальный         уровень         учащихся,

сформированность речевых и языковых навыков;

  • подбирать дополнительные образовательные средства;
  • использовать различные формы и методы работы на уроке

Е.И. Пассов и Н.Е. Кузовлева, в свою очередь, подчеркивают важность учета субъектных, индивидных и личностных свойств учащихся. На уроках иностранного языка это должно проявляться в следующем:

  • учитель должен целенаправленно помогать учащимся в критических ситуациях. К примеру, во время фонетической зарядки коллективно работают все школьники, однако индивидуальная работа должна проводиться только со слабыми учащимися. Во время изучения грамматического материала, правило обобщать должны именно слабые обучаемые;
  • на уроках должны использовать разные типы опор: смысловые, содержательные, вербальные, схематические, иллюстративные;
  • во время опроса слабым обучаемым будет легче, если они будут отвечать после сильных учащихся, однако такая последовательность должна быть непостоянной;
  • на уроках должно учитываться время, необходимое всем

обучаемым. Как правило, слабым следует давать немного больше времени на подготовку;

  • следует использовать упражнения разного уровня сложности для сильных, слабых и средних учащихся;
  • для сильных учащихся следует использовать дополнительный материал для изучения;
  • сильные учащиеся должны помогать слабым на уроке;
  • следует чаще опрашивать именно слабых учащихся, это позволит активизировать их на уроке;
  • подготавливать дополнительные упражнения для слабых учащихся.  

Типологию индивидуализированных упражнений представляет в своей работе С.Ю. Николаева. В основе данной типологии лежат следующие критерии: успех, интерес, эффективность, рациональность,

индивидуализации, интегральность, цель. Изучим представленные критерии более подробно.  

  1. Успех в образовательном процессе зависит от своевременного развития и устранения существующих пробелов знаний в тех или иных речевых умениях и навыков школьников, а также плохо действующих процессов психики.
  2. Каждая сфера деятельности человека напрямую зависит от его интересов, в связи с этим при обучении иностранному языку следует учитывать потребности учащегося и его отношение к самому предмету.
  3. Эффективность         индивидуального         подхода         заключается         в необходимости адаптирования изучаемого материала, педагог должен уметь видоизменять задания таким образом, чтобы они соответствовали уровню подготовки, умений и развития тех или иных психических свойств каждого школьника.
  4. Рациональность в обучении иностранному языку заключается в одинаковом применении как общих, так и индивидуализированных упражнений в образовательном процессе.
  5. Индивидуальные упражнения должны составлять важную часть всех видов упражнений, к которым относятся условно-речевые, речевые и языковые упражнения.  
  6. Цели индивидуального подхода включают в себя:
  • предоставление помощи – частичное адаптирование заданий в зависимости от уровня развития психологической структуры личности школьника;
  • корректировка         существующих         недостатков         –         развитие

конкретных слабо функционирующих элементов психологической структуры личности школьника;

  • всестороннее личностное развитие – развитие всех компонентов психологической структуры личности школьника.  

Базируясь на данные цели, С.Ю. Николаева предлагает следующие типы индивидуализированных упражнений:

1. Адаптивные упражнения – подразделяются на два подтипа:

  • упражнения вспомогательного характера, задача которых заключается в том, чтобы помочь более слабым учащимся справиться с теми заданиями, которые предназначены для всего класса (условно-речевыми и языковыми), а сильным, в свою очередь, поддерживать образовательный процесс на должном уровне, т.е. согласно существующим требованиям учебной программы по иностранному языку;
  • условно-речевые         или         речевые         упражнения,         которые

способствуют развитию иноязычных речевых навыков и умений в той или иной коммуникативной ситуации в зависимости от познавательной деятельности учащихся, их интересов, особенностей межличностной коммуникации и т.п.  

  1. Корректирующие упражнения – также характеризуются вспомогательным характером. Данный тип упражнений направлен на устранение существующих у учащегося пробелов знаний по иностранному языку и на доразвитие конкретных психических свойств и процессов личности, которые являются наиболее важными при изучении иностранного языка. К данным упражнениям относятся любые задания, которые направлены на развитие навыков и умений, которые должны были быть уже сформированными на данном этапе обучения.  
  2. Совершенствующие упражнения – подразумевают развитие всех компонентов психологической структуры личности школьника и развитие его индивидуальности. Упражнение может читаться совершенствующим, если оно:
  • является целенаправленным для совершенствования личности школьника;
  • соответствует уровню подготовки школьника;
  • способствует формированию речемыслительной цели;
  • создает индивидуальный стиль деятельности.

Т.В. Скубневская и И..И. Черданцева отмечают, что все виды индивидуализированных упражнений должны применяться на уроках иностранного языка как при обучении языковому материалу, так и при обучении разным типам речевой деятельности.  

Л.В. Саидова и Т.В. Скубневская также указывают, что подобная типология индивидуализированных упражнений, как правило, на практике имеет условный характер, т.к. все задания между собой имеют тесную связь, и не всегда представляется возможным провести четкую грань. Также при обучении иностранному языку практические все задания в той или иной степени являются совершенствующими.

О.А. Соломатина отмечает, что при индивидуальном подходе следует первоначально провести психологический мониторинг, во время которого будут выявляться личностные качества и свойства обучаемых, их мотивы и потребности, которые могут использоваться во время коммуникативной деятельности. Учитель должен предоставлять выбор модели речевого поведения, которые будут способствовать развитию индивидуальных особенностей каждого. Для этого учитель предлагает следующий прием: во время изучения той или иной темы, учитель предлагает не просто написать определенный текст, но также и нарисовать картинку как комментирование написанного. В зависимости от ситуации данное задание может предлагаться либо всему классу, либо отдельным ученикам, которые по некоторым причинам отказываются давать устный ответ. Анализируя получившиеся рисунки, О.А. Соломатина обращает внимание на цвета, которыми выполнен рисунок. Если в нем преобладают темные цвета, то она беседует с психологами, которые, в свою очередь, затем выясняют проблемы учащегося.

Педагог также подчеркивает, что педагог должен быть терпеливым. Он должен в любой момент поставить себя на место школьника и помнить о том, какие трудности возникали у него, когда он только начинал изучать иностранный язык. Учитывая индивидуальные особенности, педагог должен помочь учащемуся преодолеть языковой барьер.  

Т.Е. Крыжановская описывает последовательность действий, которые следует применять при индивидуальном обучении:

  1. учитель анализирует психологические и личностные особенности школьников с помощью таких методов, как тестирование, анкетирование, наблюдение. Следует учитывать такие особенности, как темперамент, мотивы, ценности, мировосприятие и т.п.;
  2. учитель условно делит обучаемых на несколько групп по некоторым признакам;
  3. учитель проводит урок в зависимости от отобранных критериев для дифференциации обучаемых;
  4. учитель не должен показывать, что некоторых учащихся он считает умными, а других глупыми. Учащимся следует показать, что для того, чтобы подняться на ступень выше, следует для начала выполнить более простые задания, а при желании и более трудные задания. В то же время деление учащихся на группы является условным.  

При индивидуальном подходе следует учитывать разные личностные особенности учащихся, и опираясь на них, строить правильно образовательный процесс. Для этого могут использоваться адаптивные, корректирующие и совершенствующие упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как прогнать скуку из нашей повседневной работы по обучению иностранному языку.

Очень часто однообразная деятельность на уроках приводит к снижению интереса учащихся к предмету. В этой статье - некоторы мои приемы повышения мотивации к изучению предмета....

Приемы, задания, упражнения при обучении иностранному языку (на материале учебника и рабочей тетради „Laguna В1“)

В данном файле содержится перечень приемов (таких как имитативный, репродуктивно-поисковый, репродуктивный, имитативно-поисковый и продуктивный). Каждому приему соотвествует пример задания и упражнени...

Индивидуальный подход в обучении иностранному языку

Как осуществлять индивидуальный подход при обучении иностранному языку...

Индивидуальный подход к обучению иностранным языкам в рамках введения ФГОС.

Одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является индивидуальный подход в обучении иностранных языков. Эта проблема не новая, но, наверное, далеко не полностью раскрыто всё...

Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательной работы при обучении иностранным языкам

Выступление на РМО учителей иностранных языков расскрывает особенности личностно-ориентированного подхода....

Методы, приемы, формы и средства обучения иностранному языку

ФГОС изменил вектор обучения и приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Рассмотрим, какие методы, приёмы, формы работы и средства обучения учитель может применять на современны...