Методы, приемы, формы и средства обучения иностранному языку
учебно-методический материал

Тушинова Дарима Шагдаржаповна

  ФГОС изменил вектор обучения и приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Рассмотрим, какие методы, приёмы, формы работы и средства обучения учитель может применять на современных уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_formy_sredstva.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, приемы, формы и средства обучения иностранному языку

Тушинова Дарима Шагдаржаповна,

 учитель английского языка

  ФГОС изменил вектор обучения и приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Рассмотрим, какие методы, приёмы, формы работы и средства обучения учитель может применять на современных уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.

Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.  Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода. 

 

МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

 Методы организации осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала);
  2. репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности);
  3. индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

 Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устныеписьменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями  и навыками;

 Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

 В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала.

  1. Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
  2. Активные (АМО).Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
  3. Интерактивные (ИМО)— наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

«Inter» - это взаимный, «act» - действовать – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

 В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

  • кейс-метод, когда задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности), а ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
  • метод проектов, который предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие приемы обучения по ФГОС.
  • проблемный метод, который предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. 
  • эвристический метод, который объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований. 
  • исследовательский метод, который перекликается с проблемным методом обучения, но в отличие от второго учитель сам формулирует проблему, задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
  • метод модульного обучения, где содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

 

 

Все эти методы обучения можно разделить на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные.

Индивидуальные методы обучения являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме (использование компьютера).

Групповые методы обучения - работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини-проектов в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация. Эта информация может быть как объективно новой, то есть созданной впервые, так и субъективно новой, то есть неизвестной ранее учащимся, но известной учителю.

Фронтальные методы обучения, то есть такие, которые направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели.

  • Метод проектов
  • Метод кейсов
  • Метод сотрудничества
  • Интерактивный метод
  • Коммуникативный метод
  • Игровой метод обучения
  • ИКТ
  • Метод интегрированного обучения

 

 Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу.

Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных "лошадей" оставаться на месте, по классу ходят только "жокеи", или наоборот.

Из личного опыта использования данного приема.

В начальной школе можно дать английское слово и русское (самое простое) find your pair, в 5-6 классах даю английские слова (найти синонимы или антонимы, или слово отнести к какой-то теме, все зависит от вашего воображения)) - student-pupil, language-English, Sights-Big Ben и тд. В 8-9 классах даю слово и его описание. Практика показывает, что использование такого метода систематически, ученики лучше запоминают слова, словосочетания и дефиниции.

Приём "Инсерт" или «пометки на полях»

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

I - interactive - самоактивизирующая

N - noting

S - system - системная разметка

E - effective - для эффективного

R - reading - чтения

T - thinking - и размышления

 Приём используется в три этапа:

- в процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

- затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

- обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Очень полезно при чтении текстов, где есть незнакомые слова. Начинаю такой прием применять с маленьких текстов, где минимум незнакомых слов.

Приём “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Учитель дает несколько грамматических правил или слов переводов, дефиниций. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Прием «Синквейн»

 Позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти: в первой строке, определяется тема (одно существительное); во второй дается описание темы (два прилагательных или причастия); в третьей - ее характеристика через действие (три глагола); в четвертой составляется фраза, в которой выражено отношение автора к теме; в пятой строке для обобщения или расширения смысла темы приводится синоним (одно слово).

Данный прием позволяет учителю проверить степень понимания учеником того или иного грамматического явления, а также возможность закрепить данное понятие с помощью ассоциаций, связанных с отношением ученика к данному явлению.

Примеры синквейна:

  1. Spring. (Весна)
  2. Green, beautifull. (Зеленая, красивая)
  3. Melts, awakens, sing songs. (Тает, пробуждается, поют песни)
  4. Nature awakens from winter. (Природа просыпается после зимы)
  5. Life. (Жизнь)

5.

Прием “Нестандартный вход в урок”

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Пример.

Обобщающий урок английского языка во втором классе начинается как обычно. Hello, children! How are you? Today we are going to... и тут вдруг в класс подбрасывают карту! Все очень удивляются, на карте схема, где лежит клад, а чтобы его найти, нужно выполнить несколько различных заданий!

Приём “Фантастическая добавка”

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Прием «Взаимообучение».

Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.

Прием «учебный мозговой штурм»

Цель - развитие творческого типа мышления. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5–7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

 Формы организации познавательной деятельности на уроках английского языка.

Форма — это специальная конструкция процесса обучения. 

В теории и практике известны четыре основные формы организации деятельности обучающихся на уроке: 

  • Фронтальная форма работы предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. Учителем организуется познавательная деятельность всех учащихся класса одновременно для достижения поставленных целей и задач урока. Учитель объясняет, рассказывает, читает, задает вопросы, учащиеся же слушают, отвечают, пишут. Выполняют все, что требует учитель.

Деятельность учащихся в данном случае анонимна: что ученик думает, как он думает никому не известно. Ученик отвечает только с разрешения учителя. Ученики приспосабливаются к учителю, внимание их ослабевает, работа вызывает скуку, пропадает интерес к обучению у большинства учеников. Использование данной формы организации познавательной деятельности учеников на уроке исключает возможность их взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, не способствует созданию положительных эмоций в обучении. Учитель же получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей.

Примеры фронтальной работы на уроках английского языка:

беседа, обсуждение, рассказ, диктант.

  • Коллективная форма организации познавательной деятельности.

Предполагает одновременную, но распределенную между членами коллектива работу, направленную на достижение общего результата.

Работа в группе и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Учитель выступает как профессиональный управленец, а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащийся, т.е. учащий себя сам под умелым руководством учителя.

Предполагает одновременное выполнение задания коллективом сообща при распределении между собой участков работы на основе взаимопомощи, при осуществлении взаимоконтроля в коллективе, направленное на достижение общей цели. Групповая работа может быть организована на определенной части урока, может продолжаться весь урока или охватывать несколько уроков.

Среди недостатков: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит положительные результаты.

  • Индивидуальная форма организации познавательной деятельности на уроках иностранного языка.

Предполагает выполнение учащимися индивидуальных заданий на уровне их учебных возможностей и способностей, своим темпом. В ходе такой работы исключается сотрудничество с другими учениками класса, сравнение себя с другими, но предполагает, болеет активное взаимодействие с учителем. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д.

Примеры индивидуальной формы организации познавательной деятельности: работа по карточке, работа у доски, заполнение таблицы, написание доклада, работа с учебником.

 

На уроках иностранного языка не рекомендуется использовать формы организации познавательной деятельности по отдельности. Они определяются в зависимости от целей и задач занятия, а также в зависимости от возраста обучающихся. Все формы должны быть подобраны учителем в зависимости от интересов учащихся, уровня их подготовленности, а так же от способностей учащихся. Только сочетание всех этих форм приносит положительные ожидаемые результаты. Фронтальная работа с классом более удобна для учителя, но менее интересна для учащихся. Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в их успехе, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношениях. Индивидуальную работу лучше использовать  при закреплении, повторении, организации различных упражнений.

 

Средства обучения школьников английскому языку

 Под средствами обучения иностранному языку подразумевается все, что может оказать помощь в процессе обучения языку в учебном заведении или в домашних условиях. Это определенные материальные средства, которые способствуют внедрению содержания и целей обучения в практическую деятельность.

Основные группы средств обучения иностранному языку:

основные (обязательные), вспомогательные, дополнительные – программы, учебные пособия, учебники, рабочая тетрадь, книга для учителя, грамматические справочники, Интернет-сайты, журналы на изучаемом языке и т.д.; ориентированные на учителя (научно-методическая литература, технические средства и др.) и учащегося (рабочая тетрадь, учебник и др.); технические (видео- и аудиоаппаратура, Интернет-ресурсы) и нетехнические (традиционные печатные издания).

Основным средством обучения иностранному языку является учебно-методический комплекс (УМК) по предмету. Содержание различный УМК может значительно варьировать, но любой современный комплекс должен содержать инвариантную часть, включающую учебник и приложенные к нему аудиокассеты, книгу для преподавателя. Дополнительными компонентами УМК являются книга для чтения, рабочая тетрадь, культуроведческое пособие, набор аудиокассет для учителя, аудиокассеты по культуроведению, видеокассета, контрольнотестовые задания, пособие для преподавателя по использованию видеоматериалов, пособие по обучению письму, лексико-грамматические задания и упражнения (с ключами и без).

Современный урок по обучению иностранному языку невозможно представить без использования технических средств обучения. Использование различных аудио- и видеоматериалов оказывает эффективное воздействие на весь процесс обучения. При фронтальной работе с доской значительно облегчить работу учителя может эпидиаскоп. Одни и те же пленки можно использовать множество раз, а не переписывать мелом один и тот же текст для разных групп или классов. Широкое распространение получило использование мультимедийной аппаратуры. Многие классы обучению иностранному языку в учебных заведениях оснащены компьютерами, имеется доступ к Интернет-ресурсам, что открывает поистине безграничные просторы для обучения (подготовка индивидуальных домашних заданий, раздаточных материалов, прохождение тестирования и выполнение контрольных заданий, дистанционное обучение и т.д.).

Обучение с использованием технических средств является более личностно-ориентированным, менее однообразным и рутинным, интерактивным, более коммуникативным. Такое обучение основано на использовании аутентичных языковых материалов, оно в меньшей степени ориентировано на учителя и является более автономным с точки зрения обучаемого. Основными нетехническими средствами обучения являются: учебники и учебные пособия, рабочие тетради, книга для чтения, дополнительный материал в виде схем, рисунков, иллюстраций, фотографий, таблиц с текстовым сопровождением

 

Список литературы

 

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.
  2. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
  3. Меняев, А. Ф.Средства обучения // Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2002. – Гл. 10. – С. 286.
  4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008. – Гл. 10. Средства обучения, организации и управления учебным процессом. – С. 225–243.
  5. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - №5.
  6. Степанова С.В., Шарапова О.Ю. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». – 2016 –№ 6. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению, как ведущему средству обучения иностранному языку.

Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения ИЯ...

Приемы, задания, упражнения при обучении иностранному языку (на материале учебника и рабочей тетради „Laguna В1“)

В данном файле содержится перечень приемов (таких как имитативный, репродуктивно-поисковый, репродуктивный, имитативно-поисковый и продуктивный). Каждому приему соотвествует пример задания и упражнени...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Статья "Методические приемы и средства обучения иностранному языку в школе"

В этой статье рассматриваются такие понятия как "метод" и "прием",их использования в процессе обучения....

Овладение непосредственной формой общения при обучении иностранному языку детей начальных классов первого года обучения

Расширение и качественные изменения характера международных связей нашей страны, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык востребованным в практической и интеллектуальн...

Интернет-ресурсы в помощь учителю и ученику. Различные методы и формы работы на уроках иностранного языка

В данной работе представлен обзор полезных интернет источников для изучения и преподавания иностранного языка и  различные методы и формы работы на уроках иностранного языка....

Приемы индивидуальной работы в обучении иностранному языку

В условиях современного преподавания иностранных языков актуальной является проблема индивидуализации обучения. Она не является новой, однако до сих пор не раскрыты полностью все ее стороны, а также е...